Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 19.02.2015

Статья просмотрена: 2634 раза

Библиографическое описание:

Сердюк, Е. В. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью / Е. В. Сердюк. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7358/ (дата обращения: 23.04.2024).

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: здоровье, репродуктивное здоровье, валеология, социально-педагогический процесс, формирование ценности, подростковый и юношеский возраст.

 

В настоящее время в мире сложилась тревожная ситуация со здоровьем подрастающего поколения, состоянием репродуктивного здоровья. Подростки обладают низкой информированностью о репродуктивном здоровье и способах его сохранения. Снижение возраста вступления подростков в сексуальные отношения и автономизация подростковой сексуальности от «внешних» форм социального контроля (со стороны родителей, школы, государства) создает ряд потенциально опасных ситуаций. Среди них нежелательная беременность, аборты, заражение инфекциями, передаваемыми половым путем, ВИЧ-инфекция. Значительной проблемой остается увлечение подростков алкоголем, табаком, наркотиками. Одним из следствий такого увлечения является неспособность подростков в будущем родить здорового ребенка [1, с. 3].

Исследование проблемы формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью является неотъемлемой частью социально-педагогического процесса. Подростковый возраст является переходным этапом между поздним детством и ранней юностью, поэтому особенно необходимо включать в социально-педагогическую деятельность такой важный компонент воспитания, как формирование у подростков ценностного отношения к своему здоровью. Сохранение и укрепление здоровья в подростковом и юношеском возрасте создаст благоприятные условия для реализации человека во всех областях жизнедеятельности, будет способствовать возможности рождения здорового потомства, эффективной профессиональной деятельности и развитию творческого потенциала. Проблема сохранения и формирования ценностного отношения учащейся молодежи к репродуктивному здоровью является одной из самых актуальных проблем социальной педагогики и воспитания в целом.

Особенностью подросткового периода является то, что это период взросления человека, интенсивной физической и психологической перестройкой организма, гормональными изменениями. Одной из самых важных особенностей подросткового возраста является изменение ведущей деятельности, на первое место выступает личностное общение со сверстниками, а не учеба. В этот период происходит жизненное самоопределение, планирование будущего и активное взаимодействие с противоположным полом. Длительное и ежедневное нахождение подростка в учебных заведениях, требует активного внедрения в учебный и социально-педагогический процесс здоровьесберегающих компонентов.

Эффективное формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью, учитывая возрастные особенности данного периода, предполагает создание единой воспитательной среды, в которой ведущей деятельностью будет познавательная деятельность подростка, управляемая педагогами и родителями. Создание такой среды вызывает необходимость повышения уровня информированности педагогов и родителей в вопросах полового воспитания, валеологической культуры и профилактики здоровьеразрушающего поведения.

В настоящее время все больше возрастает роль учреждений общего среднего образования, которые призваны обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной адаптироваться к изменяющимся и сложным социально-экономическим условиям жизни общества. Поэтому педагоги, психологи и учителя в учреждении образования должны владеть знаниями социально-педагогического воспитания, в том числе и умениями формирования ценностного отношения к репродуктивному здоровью и здоровому образу жизни у учащихся.

В целях формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в первую очередь необходимо направить внимание школьников на важность репродуктивного здоровья, обогатить сознание подрастающего поколения комплексом ценностных ориентаций, показать роль репродуктивного здоровья в системе человеческих ценностей.

Как отмечалось выше, огромную роль в жизни подростков играет группа сверстников, очень эффективным способом увеличения уровня информированности о репродуктивном здоровье является использование методики «равный обучает равного». В рамках данной методики работу с подростками осуществляют подготовленные тренеры-ровесники. Информацию, поданную сверстниками, подросток воспринимает легче и проще, чем такую же информацию, предоставленную более старшим поколением.

Среди учащихся 9–10 классов «Средней общеобразовательной школы № 178 г. Минска» был проведен ряд тренинговых занятий по проблеме репродуктивного здоровья. Перед началом тренинга был проведен опрос cpeди участников по выявлению уровня информированности учащихся в вопросах репродуктивного здоровья и его составляющих. Данное задание вызвало затруднения. Девушки и юноши неуверенно, своими словами, называли понятия, по их мнению, составляющие репродуктивное здоровье, такие как: отсутствие вредных привычек, хорошее настроение, правильное питание, занятия спортом. Никто из участников не включил в понятие репродуктивное здоровье такие важные составляющие, как социальное положение, уровень половой культуры, избегание ранних половых контактов и психическое состояние.

Проведенный после тренинга повторный опрос, показал, что даже после однократного занятия уровень понятия о ценности репродуктивного здоровья стал более высоким. Подростки проявляли интерес, активно участвовали в упражнениях тренинга. В процессе наблюдения за ходом тренинга, было выявлено, что вопросы репродуктивной культуры интересуют современных старшеклассников и являются для них первостепенными в данном возрастном периоде. Одной из важнейших целей тренинга является ориентация подрастающего поколения на здоровый образ жизни, половую культуру, отказ от вредных привычек, чтобы изучение такого важного компонента развития стало для подростков не «лекцией, или нравоучением, которые они слышали много раз от педагогов и родителей, а осознанным и положительным этапом взросления и гармоничного развития». Для дальнейшего мотивирования подростков необходимо проводить аналогичные мероприятия регулярно, постепенно охватывая все направления формирования ценностного отношения к репродуктивному здоровью.

Было проведено исследование на базе «Средняя общеобразовательная школа № 178 г. Минска» среди 9–10 классов при помощи анкеты «Выявление уровня информированности молодежи в вопросах репродуктивного здоровья». Метод анкетирования позволил получить усредненные данные, позволяющие оценить уровень информированности подростков в вопросах репродуктивного здоровья и здорового образа жизни.

Исследование позволило изучить, что, по мнению подростков, означает репродуктивное здоровье. 70 % респондентов считают, что репродуктивное здоровье — это способность человека зачать и родить здорового ребенка, 20 % считают, что это здоровье организма и отсутствие болезней и 10 % затруднились ответить. На вопрос о вычленении важнейших составляющих репродуктивного здоровья, данные распределились следующим образом: 38 % респондентов считают основным условием сохранение репродуктивного здоровья соблюдение здорового образа жизни, 25 % считают важнейшей составляющей отказ от вредных привычек, 16 % отметили занятия спортом, как один из важнейших элементов, 14 % правильное питание и 7 % затруднились ответить.

Вступление в ранние половые отношения негативно сказывается на психологическом и физическом состоянии молодого организма. Одним из приоритетных направлений формирования ценностного отношения к репродуктивному здоровью является повышение уровня половой культуры и снижение уровня ранних половых связей. Исследование, по изучению мнения подростков о благоприятном возрасте вступления в брак и рождению ребенка, показало следующие результаты. 48 % респондентов считают наиболее благоприятным возрастом период 24–27 лет, 40 % выбрали возрастной период 21–23 года, 9 % считают оптимальным возрастом 18–20 лет и лишь 3 % считают благоприятным рождение ребенка после 30 лет. Анализ полученных данных свидетельствует о высоком уровне родительских установок и адекватному подходу к планированию материнства и отцовства среди подростков.

Изучение вопроса, что по мнению подростков играет важнейшую роль в формировании ценностного отношения к репродуктивному здоровью, имеет следующие характеристики. 36 % испытуемых считают важнейшим элементом воспитание (школа, родители), 23 % респондентов отметили ориентацию на здоровый образ жизни, 15 % выделили СМИ и 26 % считают важнейшей группу сверстников(друзья).

Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень сформированности ценностного отношения подростков к сохранению и укреплению репродуктивного здоровья в большинстве характеризуется как средний и высокий, однако большая группа подростков требует социально-педагогического сопровождения и специально организованной социально-педагогической работы по привлечению внимания подростков к необходимости сохранения и укрепления здоровья.

Также было проведено исследование уровня самооценки подростками здоровья. 42 % учащихся считают, что у них «отличное» здоровье, 43 % учащихся оценивают свое здоровье как «не очень хорошее» и лишь 15 % считают, что здоровье у них «удовлетворительное». 28 % респондентов также отметили, что их часто беспокоят вирусные и простудные заболевания (грипп, ОРЗ, насморк).

Выяснилось, что данные показатели не совпадают с уровнем сформированности ответственного отношения подростков к сохранению и укреплению здоровья, который был выявлен по методике «Ответственное отношение к здоровью». Можно предположить, что самооценка подростков является завышенной, так как коэффициент корреляции Пирсона равен 0,1, что свидетельствует о прямо пропорциональной, но достаточно слабой связи между уровнем сформированности ценностного отношения подростков к здоровью и уровнем самооценки здоровья.

Исследование уровня репродуктивных установок школьников проводилось через раскрытие таких смысловых блоков, как репродуктивное и сексуальное поведение, репродуктивные установки, контрацепция, инфекции передающиеся половым путем, вредные привычки, забота о здоровье, необходимость получения информации по вопросам репродуктивного здоровья молодежи [1, с.89].

В рамках исследования уровня репродуктивных установок старшеклассников было проведено исследование мотивов вступления школьников в сексуальные отношения, так как это является важной проблемой сохранения репродуктивного здоровья среди юношей и девушек.

Исследование показало, что из 75 опрошенных старшеклассников, 85 % — не имеют личный опыт сексуальных отношений, 15 % имеют личный опыт сексуальных отношений.

10 человек (15 %) из которых 6 юношей и 4 девушки имеют личный опыт сексуальных отношений с одним партнером. 2 человека (3 %) имеют личный опыт сексуальных отношений с разными партнерами.

Из 15 % подростков, имеющих личный опыт сексуальных отношений, большинство использовали при первом половом контакте противозачаточные средства. Большинство учащихся считают, что сексуальные отношения допустимы до брака, если есть настоящие чувства, около 30 % считают, что половые отношения существуют для удовлетворения физиологических потребностей. По мнению большинства респондентов, в их среде распространены добрачные половые отношения.

Учитывая данный факт, одним из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья молодежи, является проведение работы по профилактике ранней беременности и заражения инфекциями передающимися половым путем. Наиболее эффективными методами проведения просветительской работы является повышение уровня половой культуры родителей, педагогов и социального окружения подростка, т. к. зачастую подростки копируют поведение «значимого» взрослого, которое может быть деструктивным. В результате проведения исследования и наблюдения за ходом учебного процесса, выяснилось, что в учебных заведениях уделяют недостаточно внимания формированию ценностей репродуктивного здоровья, делая основной упор на эффективное получение знаний по предметам.

Стремительное развитие человечества, покорение новых вершин в различных областях науки, технологизация общества требует от человека раскрытия всех его потенциалов. Безусловно, личностная, творческая, профессиональная реализация человека напрямую зависит от состояния его здоровья. Поддержание, укрепление и привитие ценностного отношения к репродуктивному здоровью в подростковом возрасте является прочной основой счастливой молодости и активной гармоничной зрелости.

 

Литература:

 

1.                 Мартынова, В. В. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью: пособие / В. В. Мартынова, Т. И. Курило. — Минск: Соврем, шк., 2007. — 168 с.

Основные термины (генерируются автоматически): репродуктивное здоровье, ценностное отношение, ценностное отношение подростков, здоровый образ жизни, личный опыт, отношение, подростковый возраст, половая культура, социально-педагогический процесс, укрепление здоровья.

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

репродуктивное здоровье, ценностное отношение, ценностное отношение подростков, личный опыт, здоровый образ жизни, отношение, подростковый возраст, половая культура, социально-педагогический процесс...

Проблемы репродуктивного здоровья подростков: опыт...

Формирование ценностного отношения подростков...

Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная... Ключевые слова: репродуктивное здоровье, факторы риска, половое воспитание, подростки.

Социальные аспекты репродуктивного здоровья подростков

репродуктивное здоровье, ценностное отношение, здоровый образ жизни, подросток, подростковый возраст, репродуктивное здоровье подростков, ценностное отношение подростков, формирование, подростковая...

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

здоровый образ жизни, ценностное отношение, здоровье...

репродуктивное здоровье, ценностное отношение, здоровый образ жизни, подросток, подростковый возраст, репродуктивное здоровье подростков, ценностное отношение подростков, формирование, подростковая...

Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная...

репродуктивное здоровье, репродуктивное здоровье подростков, подростковый возраст, собственное здоровье, подросток, образовательный процесс, половое воспитание, устойчивая тенденция...

Профилактика аддиктивного поведения у подростков...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Проблема полового воспитания подростков как комплексная...

Формирование ценностного отношения подростков...

половое воспитание, половое влечение, половая жизнь, подросток, пол, половое созревание, половое просвещение, деформированное половое воспитание, подростковый возраст, раннее детство.

Вопросы репродуктивного здоровья подростков в школьной...

Вопросы репродуктивного здоровья подростков вшкольной образовательной практике.

Освоение учащимися знаний о здоровье и здоровом образе жизни; Воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

репродуктивное здоровье, ценностное отношение, ценностное отношение подростков, личный опыт, здоровый образ жизни, отношение, подростковый возраст, половая культура, социально-педагогический процесс...

Проблемы репродуктивного здоровья подростков: опыт...

Формирование ценностного отношения подростков...

Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная... Ключевые слова: репродуктивное здоровье, факторы риска, половое воспитание, подростки.

Социальные аспекты репродуктивного здоровья подростков

репродуктивное здоровье, ценностное отношение, здоровый образ жизни, подросток, подростковый возраст, репродуктивное здоровье подростков, ценностное отношение подростков, формирование, подростковая...

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

здоровый образ жизни, ценностное отношение, здоровье...

репродуктивное здоровье, ценностное отношение, здоровый образ жизни, подросток, подростковый возраст, репродуктивное здоровье подростков, ценностное отношение подростков, формирование, подростковая...

Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная...

репродуктивное здоровье, репродуктивное здоровье подростков, подростковый возраст, собственное здоровье, подросток, образовательный процесс, половое воспитание, устойчивая тенденция...

Профилактика аддиктивного поведения у подростков...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Проблема полового воспитания подростков как комплексная...

Формирование ценностного отношения подростков...

половое воспитание, половое влечение, половая жизнь, подросток, пол, половое созревание, половое просвещение, деформированное половое воспитание, подростковый возраст, раннее детство.

Вопросы репродуктивного здоровья подростков в школьной...

Вопросы репродуктивного здоровья подростков вшкольной образовательной практике.

Освоение учащимися знаний о здоровье и здоровом образе жизни; Воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни