Викторина «По дорогам зимних сказок» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Викторина «По дорогам зимних сказок» / И. А. Черепенникова, О. А. Разумная, О. Д. Котикова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3168/ (дата обращения: 27.04.2024).



Цель: Развитие речи через художественное слово.

Задачи:

‒ Обобщить знание «зимних» сказок детей.

‒ Способствовать формированию интереса детей к литературе.

‒ Активизировать и развивать детскую речь.

‒ Расширять познания детей через сказки.

‒ Вызвать интерес к конкурсным играм.

‒ Развивать навыки коллективной игры.

‒ Создавать положительный эмоциональный настрой.

Предварительная работа:

Чтение «зимних» сказок. Беседы по прочитанным сказкам.

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Дидактические, словесные игры по мотивам «зимних» сказок.

Оборудование: снежные комочки в корзине, две корзинки, две эмблемы (с изображением снежинки, льдинки), два стола, подставки для книг, книги с зимними сказками (для каждой команды), предметные и сюжетные картинки (сказка П. П. Бажова «Серебряное копытце»), два ведра, коромысло, игрушка щука, декорация «прорубь», снег в двух контейнерах, варежки по количеству детей,сундук, схемы к игре «Чему учит сказка», два пазла (с изображением героя сказки), открытки, игрушки: снегурочка, щука, олень, кошка.

Ход проведения досуга

  1. Организационный момент.

Вход детей. Приветствие (музыкальное сопровождение). Дети садятся. Стулья стоят полукругом.

Вход сказочницы.

Сказочница. Здравствуйте, ребята. Я Сказочница.

Сегодня мы проведем викторину «По дорогам зимних сказок». Викторина — это игра-соревнование, участники выполняют разные задания и за правильные ответы получают баллы. Кто больше баллов соберёт, то и победит. Баллы в нашей викторине — это снежные комочки.

А как называются команды — сейчас узнаем. Для этого ребята загадают друг другу загадки.

Загадка 1 команды с элементами ТРИЗа:

Скользкий, а не мокрый пол.

Прозрачный, а не стекло.

Твердый, а не камень.

Тает, а не снег.

Загадка 2 команды с элементами ТРИЗа:

Летает, но не птица.

Легкая, но не пух.

С лучами, но не солнце.

Тает, но не мороженое.

После отгадывания, детям показывают эмблемы: «Снежинки» и «Льдинки».

Эмблемы на подставке ставят на стол рядом с командой.

2. Основная часть. Викторина «По дорогам зимних сказок».

2.1. Сказочница. Названия команд определены. Викторина начинается.

Первое задание. «Книжная ярмарка».

Каждая команда идет на свою книжную ярмарку.

Книги стоят на подставках на двух столах.

На этой ярмарке вы должны подобрать книги с зимними сказками. Каждый берет по одной книге.

Дети с книгами встают перед гостями.

Назовите свои сказки.

Дети. Зимовье. Серебряное копытце. Снежная королева. Серая шейка. Морозко. По щучьему велению. Два мороза. Лисичка со скалочкой.

Дети сели.

Подведение итога.

Сказочница. Каждая команда за правильный ответ получает снежок в корзинку.

Звучит сказочная музыка.

2.2. Сказочница. Ребята, послушайте, какая чудесная сказочная музыка звучит. Вижу, кто-то идет нам на встречу…

Входит Кокованя.

Кокованя. «Я охотник. Летом пески промываю, золото добываю,

а зимой охочусь. Ребята, вы узнали кто я? Из какой сказки?

Дети. Кокованя из сказки «Серебряное копытце».

Кокованя. А хорошо ли вы знаете мою сказку? Сейчас проверим.

Задание команде «Снежинок»: «Найди героев сказки «Серебряное копытце».

Каждый берет по одной картинке из корзины. Подумайте и назовите героев моей сказки.

Дети поочередно называют героев, делая шаг вперед: Кокованя, Даренка, Муренка, Козел. Дети сели.

Задание команде «Льдинок»: «Найди картинки из моей сказки».

Дети выполняютаналогичные действия.

Называют сюжетные картинки по сказке.

Дети. Кокованя ведет к себе жить Даренку с Муренкой.

Кокованя с Даренкой идут в лес.

Даренка увидела Серебряное Копытце.

Стоит козел и бьет серебряным копытцем и камни сыплются.

Дети сели.

Подведение итога.

Кокованя. Каждая команда за правильный ответ получает снежок в корзинку.

Сказочница. Молодцы! Викторина продолжается.

Кокованя. У меня еще есть вопросы.

Кокованя поочередно задает вопросы командам.

Кокованя. Кто сочинил мою сказку?

Дети. Бажов Павел Петрович.

После ответа на экране — портрет Бажова П. П.

Кокованя. Почему у меня такое интересное прозвище — Кокованя?

Дети. Раньше на Руси давали прозвища по фамилиям и именам. Кокованя получил свое прозвище от начала фамилии Кокорин и имени Ваня, получилось «Кокованя».

Кокованя. Почему я назвал Даренку «подаренушкой»?

Дети. Даренка была тебе как подарок, дар.

Кокованя. А почему кошку в сказке зовут Муренкой?

Дети. Кошка звонко мурлыкала: «Ур-мур-мур». Поэтому и назвали ее Муренкой.

Подведение итога.

Сказочница. Команда за правильный ответ получает снежок в корзинку.

Кокованя. Хорошо вы знаете мою сказку. Но мне пора с вами прощаться.

Кокованя прощается и уходит.

2.3. Сказочница. Продолжаем нашу викторину и отправимся в следующую сказку. Мне кажется, нам на встречу идёт её главный герой. Попробуйте отгадать кто это?

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

Кто это? … Правильно, Емеля!

Звучит музыка.

Емеля. Здравствуйте, гости дорогие! Рад видеть вас в своей сказке! Сказка моя — русская народная. Кто знает, почему так сказки называют «народные»?

Ответы детей.

Емеля. Верно, народные сказки самые старые. Никто не знает, кто первым придумал эту сказку. Народные сказки появились гораздо раньше книг. Их передавали из уст в уста, из поколения в поколение, что-то добавляя, додумывая. Поэтому и говорят, что автор сказки весь народ.

А у меня вот что приключилось. Знал я волшебные слова да такие, что все желания мои исполнялись. Знал да забыл. Вы ведь хорошо сказки знаете, может, подскажете мне.

Ответы детей.

Емеля. Вот спасибо! А я боялся, что придется полные ведра нести, а теперь они сами пойдут!

Емеля «черпает воду из проруби» и обнаруживает в ведре щуку.

Емеля. Ой, кто это? Вот и снова свиделись! Здравствуй, Щученька, подружка моя! А у нас гости, смотри. Ребята, да какие умные разумные. Что не спроси — всё знают!

Щука из ведра задает вопросы поочередно каждой команде.

Щука. Почему прорубь прорубью называется?

Для чего нужно коромысло?

— Старинный зимний транспорт.

— Как называют деревянный дом в деревне?

— Я и щи сварю и кашу,

Накормлю семью всю вашу

Назови меня, дружок,

Кто я? Глиняный… (горшок).

Железное орудие с деревянной ручкой, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки.

— Концами над водой висит,

Середкой на плече лежит. (Коромысло)

Стоит гора,

В горе — нора,

Видит пламя народ,

А тушить не идет. (Печь)

Чем топят печь?

— Какие инструменты нужны для заготовки дров?

Емеля и щука хвалят ребят. Емеля отпускает щуку и приглашает ребят на «прогулку».

Подведение итога.

2.4. Дыхательное упражнение.Дифференциация ротового и носового дыхания; развитие длительности речевого выдоха.

По показу взрослого дети выполняют дыхательное упражнение.

2.5. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика «Зимние забавы».Физические упражнения образного характера, выполняемые в согласовании с музыкой и содержанием сказок, на основе которых строятся сюжеты игр.

Дети двигаются под музыку в разном темпе, имитируя хождение по сугробам (высоко поднимая колени), бег на лыжах, спуск на лыжах с горки. Разделившись на пары, дети имитируют катание на санках (с горки, на горку, по дорожке). Играют в воображаемые снежки, лепят снеговика. Упражнение «Замерзли — согрелись» (чередование напряжения и расслабления).

Емеля. Хорошо с вами ребята, весело. Но пора мне. Заждались меня в избе. А вы продолжайте ваше путешествие по дорогам зимних сказок. До новых встреч!

2.6. Сказочница. Посмотрите, какая метель разыгралась, а нам нужно продолжать путешествие.

Музыка (метель). Сказочница ведет детей змейкой и выводит из зала.

Вносятся атрибуты для опытно-экспериментальной деятельности: снег, варежки.

Сказочница. Как много снега намела метель. Подойдите к сугробу.

Потрогайте и рассмотрите снег.

Дети берут снег в ладошки и рассматривают.

Сказочница. Что вы можете сказать о снеге. Какой он?

Дети. Холодный, колючий, чистый, белый, пушистый, искристый, блестящий, липкий…

Сказочница. Что можно слепить из снега?

Дети. Снежки, снеговика, крепость, животных, куличики.

Сказочница. Есть сказка, где кого-то слепили. Кого?

Дети. Снегурочку.

Сказочница. Давайте и мы попробуем слепить Снегурочку.

Дети лепят из снега комочки.

Сказочница. Снегурочка в сказке оживает. И мы свою снегурочку попробуем оживить. Превратимся в волшебников. Закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Раз, два, три. Снегурка оживи».

Входит Снегурочка.

2.7. Снегурочка. Здравствуйте, ребята. Какие вы молодцы и слепили меня и оживили. А я ведь не просто в гости пришла, я подарок вам принесла.

Есть у меня волшебный ларец, я же волшебная, а в нем….

(достает схемы)

Снегурочка. Посмотрите, на эти карточки. На них изображено, чему может сказка научить.

Вы возьмите карточки, прикрепите на мольберт и нам расскажите, чему моя сказка вас научила.

Дети поочерёдно дают ответы, опираясь на схемы.

Дети. Дружба.

— Уважение.

— Смелость.

— Не слушать других, слушать своё сердце.

— Осторожное обращение с огнём.

— Любовь к природе.

— Трудолюбие.

— Веселье.

Подведение итога.

Снегурочка. Это не все сюрпризы, посмотрю, что ещё есть в ларце.

Ой, смотрите мои картинки рассыпались. Помогите их собрать, чтобы получился целый образ.

Каждая команда собирает на мольберте своего сказочного героя, затем называют его.

Подведение итога.

Снегурочка. Как замечательно вы знаете зимние сказки!

Видите, даже герои этих сказок пришли посмотреть на вас. Давайте поиграем с ними; передавая героя по кругу скажем ему комплименты.

Дети, передавая игрушку, подбирают прилагательные.

Подведение итога.

Снегурочка. Весёлое и познавательное у вас вышло путешествие. А мне пора, от тепла я могу растаять. На память я приготовила вам сюрприз; вот эти открытки. Внутри открытки нарисуйте сказочного героя, который понравился вам больше всех.

До свидания ребята, до новых встреч!

3. Заключительная часть.

Сказочница подводит итог — подсчёт комочков совместно с командой.

Звучит музыка. Дети прощаются и расходятся по группам.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, подведение итога, моя сказка, сказочница, команда, правильный ответ, ребята, серебряное копытце, снег.

Похожие статьи

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

Что вы знаете? — основополагающий вопрос, имеющий несколько вариантов ответов, который отсылает детей к большим идеям и основополагающим концепциям.

– учить ребёнка правильному поведению на основе поступков положительных и отрицательных героев сказки

План-конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему...

- коммуникативная: чтение стихотворения, вопросы, ответы, рассказы, игра «Ласковое слово»; - музыкальная: исполнение песни, слушание

Работа с иллюстрациями детей. —К какой сказке относится иллюстрация? Подведение итогов.

Проект по созданию мини-музея в детском саду «Сказочный мир...»

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

‒ Расширять познания детей через сказки. Серебряное копытце. Снежная королева. Серая шейка. Познавательно-речевой досуг «В мире сказок».

Конспект интегрированной ООД по социально-коммуникативному...

Заключительная часть: (2мин.) рефлексия, подведение итогов

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, ребята, ответ детей, колобок, сказка, ребенок, дорога, дедушка, бабушка, круглый бок.

Программа проведения занятия «И кот ученый свои мне сказки...»

Ребята, почему мы любим, читать сказки? (Ответы воспитанников). Потому что это интересно, в каждой сказке есть мудрость которая нас чему то учит.

Итог. − Дорогие ребята!

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной...

1) Научить детей работать в коллективе сверстников, выполнять устные инструкции взрослого.

Все они делятся на 2 игровые команды, так как в ходе занятия им предстоит

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я получила странное письмо от Деда Мороза.

«Юные математики в гостях у сказки» | Статья в журнале...

Подведение итога занятия

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, ребенок, сказка, ребята, фигура, задание, часть домика, магнитная доска, день недели, часть.

Парадоксы сказочного творчества братьев Гримм

Сказки учат людей правильным поступкам: чтобы чего-то добиться, человек должен преодолеть определенные испытания.

Казалось бы, ответ очевиден — нет.

В итоге большая часть сказок была записана со слов преимущественно юных рассказчиц из...

Похожие статьи

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

Что вы знаете? — основополагающий вопрос, имеющий несколько вариантов ответов, который отсылает детей к большим идеям и основополагающим концепциям.

– учить ребёнка правильному поведению на основе поступков положительных и отрицательных героев сказки

План-конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему...

- коммуникативная: чтение стихотворения, вопросы, ответы, рассказы, игра «Ласковое слово»; - музыкальная: исполнение песни, слушание

Работа с иллюстрациями детей. —К какой сказке относится иллюстрация? Подведение итогов.

Проект по созданию мини-музея в детском саду «Сказочный мир...»

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

‒ Расширять познания детей через сказки. Серебряное копытце. Снежная королева. Серая шейка. Познавательно-речевой досуг «В мире сказок».

Конспект интегрированной ООД по социально-коммуникативному...

Заключительная часть: (2мин.) рефлексия, подведение итогов

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, ребята, ответ детей, колобок, сказка, ребенок, дорога, дедушка, бабушка, круглый бок.

Программа проведения занятия «И кот ученый свои мне сказки...»

Ребята, почему мы любим, читать сказки? (Ответы воспитанников). Потому что это интересно, в каждой сказке есть мудрость которая нас чему то учит.

Итог. − Дорогие ребята!

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной...

1) Научить детей работать в коллективе сверстников, выполнять устные инструкции взрослого.

Все они делятся на 2 игровые команды, так как в ходе занятия им предстоит

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я получила странное письмо от Деда Мороза.

«Юные математики в гостях у сказки» | Статья в журнале...

Подведение итога занятия

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, ребенок, сказка, ребята, фигура, задание, часть домика, магнитная доска, день недели, часть.

Парадоксы сказочного творчества братьев Гримм

Сказки учат людей правильным поступкам: чтобы чего-то добиться, человек должен преодолеть определенные испытания.

Казалось бы, ответ очевиден — нет.

В итоге большая часть сказок была записана со слов преимущественно юных рассказчиц из...

Задать вопрос