Автор: Прокопюк Рива Аркадьевна

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 22.09.2017

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Прокопюк Р. А. «Юные математики в гостях у сказки» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 46-49. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2717/ (дата обращения: 23.02.2018).



Задачи занятия.

Воспитательные: умения понимать поставленную задачу, желания оказать помощь, воспитание эмоциональной отзывчивости, усидчивости, дисциплинированности, развития самостоятельности, воспитание чувства взаимовыручки, воспитание интереса к математике, к развитию речи, желанию заниматься с интересом и увлеченностью.

Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно; знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), названий дней недели и их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Закрепить порядковый счет; состав числа 5 из единиц; знание смежных чисел; ориентироваться в пространстве; проверить умение делить целое на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть, знать название, героев и сюжеты некоторых сказок.

Развивающие: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Здоровьесберегающие: закреплять математические способности в процессе двигательной деятельности. Формировать правильную осанку.

Оборудование:

Использование медиаобъектов: музыкальное произведение Владимира Дашкевича «Приходите в гости к нам», музыка Алексея Рыбникова из кинофильма «Усатый нянь».

Предварительная работа (интеграция образовательных областей)

Образовательная область:

Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Царевна-лягушка», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Морозко», «По щучьему велению…», «Баба-Яга», «Колобок»

Используемые методы:

ФЭМП: игровой, наглядный, практический, словесный, проблемный, частично-поисковый, вхождение в образ.

ФИЗО: игровой, словесный, метод строго регламентированного упражнения.

Форма проведения: путешествие, фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: магнитофон, магнитная доска, мел, мольберт, магниты, мяч, наборы с палочками Кюизенера.

Демонстрационный материал: конверт с письмом, игрушка-Заяц, рисунок дома, цифры на доске от 2 до 9, цифры-кружочки 1,2,3; мольберт с магнитами, мяч, картинки (собака, волк, медведь, бык, петух)

Раздаточный материал: геометрические фигуры крупные, круги на всех (целое-часть), ножницы, палочки Кюизенера, билетики с цифрами.

Форма реализации: поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.

Ход ООД.

Дети сидят, звучит музыка «В гостях у сказки».

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся:

— Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель:

А теперь пройдем на ковер и встанем в круг:

«В круг широкий вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, атеперь пойдем налево,

В центре круга соберемся ина место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем, заниматься мы начнем».

1.Сообщение цели занятия.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Угадай сказку» (музыка выключается)

Я вам буду показывать картинку из сказки, а Вы смотрите внимательно и отгадайте, как она называется. (Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Зимовье зверей», «По щучьему веленью». А Вы помните, кто написал эти сказки? (народ).

—Значит какие это сказки? (Русские народные сказки.)

—Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие в одну из русских народных сказок.

— Ребята, если мы отправляемся в сказочную страну, то и транспорт наш тоже должен быть сказочным и необыкновенным. Хотите на ковре — самолете? (Да)

У нас в группе на полу разложены вот такие (показываю) кружки с цифрами 1, 2, 3. Я раздаю Вам билеты, на них тоже есть цифры 1, 2, 3 это номер Вашего ковра — самолета, номер билета и ковра-самолета должны совпадать. Будьте внимательны, занимайте свои места.

(Пока ищут, на ковре раскидываю геометрические фигуры.)

Воспитатель:

Ну, что заняли свои места, сейчас проверяем правильно ли Вы нашли номер своего ковра-самолета и соберу билеты в корзинку. И в путь.

«Книгу сказок открываем,

С ней путешествие начинаем».

«Пристегните ремни, слушайте внимательно и выполняйте все движения, что говорит нам ковер-самолет» (звучит музыка, дети выполняют движения «полета»)

Сказка начинается.

Смотрите, вот мы и в сказке, а впереди какая-то красивая цветочная поляна, давайте подойдем ближе. Ой, на поляне не цветы, а что же ребята? (Геометрические фигуры)

Видите, все фигуры перепутаны. Сейчас давайте разложим геометрические фигуры по разным признакам. По каким признакам их мы можем их разложить, как Вы думаете?

Дети: по цвету, форме, величине.

Воспитатель: (Очередь)

Слушайте, внимательно задание.

У кого было первое место на ковре самолете собирают красные фигуры и показывают нам, а мы проверяем. Приступайте. Правильно, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: Кладем вкорзинку.

Воспитатель:

У кого место номер 2 собирают все синие фигуры, а мы проверяем. (дети собирают, кладут их в корзину).

Воспитатель:

Третьи места собирают желтые, поднимают их вверх для проверки.

Воспитатель: Мы разделили фигуры по какому признаку, ребята?

Дети: по цвету.

Воспитатель: Какого цвета остались фигуры?

Дети: Белого

Воспитатель: По какому признаку мы можем разложить белые геометрические фигуры?

Дети: По форме.

Воспитатель: (Собираем по- очереди)

Первые номера собирают овалы, вторые ромбы, а третьи трапеции.

Воспитатель: А по какому признаку мы еще можем разложить фигуры? (По размеру).

Мы можем наши фигуры разложить по этому признаку?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Наши фигуры одного размера. Молодцы, правильно.

В уголке природы раздается плач.

Воспитатель: Мне кажется, я слышу плачь, (поворачиваюсь к полянке) кто же это плачет? (подхожу к ней). Да это же Зайка. Здравствуй, Зайка, чего ты плачешь? (беру в руки Зайку -игрушку)

Зайка: «Здравствуйте! Я Зайчик из сказки «Заюшкина избушка». Лисичка выгнала меня из моего домика. И сказала: — не возвращаться пока дом ей не построю. Мне Сорока-Белобока в лесу сказала, что в подготовительной группе мне смогут помочь. Вот я и пришел к Вам за помощью.

Воспитатель: Ребята, поможем бедному Зайчику? (Да). (Зайчик дает конверт)

Заяц: Это Вам письмо от Лисы.

«Чтоб я пустила зайца обратно, Вы постройте мне новую избушку, из отдельных частей-паззлов. Вот они. Части необходимо соединить, чтобы получился целый дом, на обратной стороне частей есть задание, если Вы задание выполнили правильно, то эта часть дома остается уВас. Ну как, вы готовы помочь Зайчику? Тогда я освобожу домик для него».

Вот на каждой из частей задание (показываю) (5 частей)

Мы ведь дружные, добрые ребята, которые много знают и умеют, справимся? (да).

Зайка, (в уголке природы), успокойся, а мы тебе обязательно поможем.

Посмотрим, что же за задания приготовила для нас Лисичка? (они пронумерованы)

Задание 1(1 часть домика)

Вот первая часть домика сзаданиями.

Игра «Скажи наоборот». Игра проводится с мячом.

Воспитатель: Я буду бросать мяч, называя слово, а Вы ловите и бросаете мяч обратно и называя противоположное по смыслу слово.

Большой — маленький;1

Высокий — низкий; Верх — низ; Вперед — назад; 3

Длинный — короткий; Далеко — близко; 2

Легкий — тяжелый 1

Один — много;1

Толстый — худой;1

Слева — справа;1

Широкий — узкий;1

Вот мы выполнили первое задание лисы иначинаем собирать домик. (вывешиваю первую часть на мольберт)

Воспитатель: Задание 2. «Подели яблоко поровну». Деление целого на части. (вторая часть домика).

Рассаживайтесь поудобнее, т. к. следующее задание, необходимо выполнить за столами. Мы с Вами знаем, что надо сидеть прямо, не сутулиться.

Ребята, давайте вспомним, кто помог в сказке выгнать хитрую лису из Заюшкиной избушки? (Петух.)

В знак благодарности зайчик решил поделиться со своим спасителем большим сочным яблоком. Но у него было только одно яблоко. Что делать зайчику? Как разделить одно яблоко на двоих? Скажи, …….

Ребенок: Поделить яблочко пополам. (С мест не выкрикивая)

Воспитатель: Перед Вами лежат красные и желтые яблоки. Разделите яблоко пополам. Как это сделать?

Дети: Сложить пополам.

Воспитатель: Складывайте (дети складывают). Давайте возьмем ножницы и разрежем.

Воспитатель: Как можно назвать каждую часть яблока?

Дети: Половина или одна вторая.

Воспитатель: Что больше: половина или целое яблоко? Показываю. Одну часть для кого?

Дети: Зайке.

Воспитатель: А вторую?

Дети: Петушку.

— Итак, выполнено и это задание. Вторая часть дома тоже наша. (Воспитатель помещает на магнитную доску часть картины).

Задание 3.(третья часть домика)

Называется задание «Назовите соседа».

Вы должны назвать соседей числа, которое я покажу. Слава, соседи числа 5?......(4,3,6,7, 8,..)

— Молодцы, дети! Вы справились с заданием. За это получаете третью часть нашей картины-домика. (Воспитатель помещает ее на магнитную доску).

Физкультминутка:

Мне, кажется, что пора нам отдохнуть.

Любопытная Зайчиха Варвара (Дети поднимают и опускают плечи.)

Смотрит влево, (Дети поворачивают корпус влево.)

Смотрит вправо, (Дети поворачивают корпус вправо.)

Смотрит вверх, (Поднимают голову вверх.)

Смотрит вниз, (Опускают голову.)

Она ногами топает, топ-топ-топ,

И руками хлопает, хлоп-хлоп-хлоп,

Глазками мигает, миг-миг-миг,

И плечи поднимает, чик-чик-чик. (рассаживайтесь за столы)

Задание 4 (четвертая часть домика)

Что же унас на следующем паззле? Игра-задание «Вспоминай-ка». (Составь число 5 из единиц)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кто приходил помочь нашему бедному зайчику из сказки «Заюшкина избушка»?

Дети: Собака, медведь, волк, бык, петух. (Выставляю картинки на доску.)

Воспитатель: Сколько друзей всего приходило к зайчику?

Дети: Всего было в сказке 5 друзей.

Воспитатель: Давайте еще раз проговорим кто пришел: Одна собака, один волк, один медведь, один бык, один петух. Как получить число 5 из единиц?

Дети: Число 5 — это 1+1+1+1 и еще +1.

За выполненное задание получают четвертую часть картины. (Воспитатель помещает на магнитную доску)

Заяц: Ребята, какой красивый домик уВас получается, ура, ура!

Задание 5. (и пятая часть дома) Лиса предлагает нам поиграть вигру «Живая неделя».

Сколько всего дней в неделе? (7)

Давайте вспомним дни недели по порядку. Первый день-понедельник, обозначим карточкой с одним кружком. Второй день недели? Вторник, вывешиваю карточку с двумя кружками, третий-среда, обозначим тремя кружками. Четвертый-четверг (выставляю 4 кружка) и т. д., пятница- пятый, суббота- шестой, воскресенье-седьмой

Воспитатель: Ко мне выйдут 7 ребят, возьмут карточки, которые обозначают дни недели. Наши дни недели перепутались. Вы должны посчитать, сколько у Вас кружков нарисовано на карточке и собрать неделю по — порядку.

А ребята на местах проверят, правильно ли Вы выстроились?

(Если есть время, то проговариваем: Катя, понедельник, какой день недели? Первый. А вторник?....)

— Выполнено последнее задание. Получаем 5 часть нашего домика. (Воспитатель показывает, помещает на магнитную доску).

Воспитатель: Вот какой у нас красивый получился домик для лисы, догадываетесь почему нам все удалось? Мы ведь дружные ребята.

Зайчик: Молодцы! Спасибо вам, ребята, за то, что справились со всеми заданиями Лисы и у Вас получился домик для нее. Теперь я смогу смело идти домой. Лисичка будет рада вашему подарку, а я вернусь в свой домик. Вот Вам от меня в знак благодарности угощение, вкусная морковка (в морковке — конфеты)

Воспитатель сдетьми: Спасибо, Зайка. А мы для тебя сделаем портрет.(Дети составляют портрет из палочек Кюизенера). Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Пора отправляться домой. До свидания Зайка.

Зайка: До свидания, ребята.

Подведение итога занятия:

Рефлексия занятия:

Понравилось ли вам наше сказочное путешествие?

—Что вам понравилось больше всего?

—Что было трудно выполнить?

Воспитатель: Давайте закроем глазки и полетим в детский сад (звучит музыка).

Рассаживайтесь на свои места, летим домой (звучит музыка).

Вот мы и в детском саду.

Выход из сказки.

В сказке все мы побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

Воспитатель: Наше занятие закончено. Вот Вам и нашим гостям угощения от Зайчика

Работа с родителями: рекомендации «Какие русские народные сказки читать детям».

Литература:

  1. Журналы «Дошкольное воспитание»
  2. В. П. Новикова «Развивающие игры с палочками Кюизенера»
  3. Русская народная Сказка «Заюшкина избушка».
Основные термины (генерируются автоматически): народные сказки, геометрические фигуры, русские народные сказки, Русские народные сказки, магнитную доску, дни недели, часть домика, «Зимовье зверей», «По щучьему, уголке природы, сказочное путешествие, геометрические фигуры крупные, часть дома, часть домика сзаданиями, белые геометрические фигуры, магнитную доску часть, знак благодарности, названий дней недели, воспитание эмоциональной отзывчивости, воспитание чувства взаимовыручки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос