Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.11.2015

Статья просмотрена: 2929 раз

Библиографическое описание:

Ильясова К. К. Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 40-43. — URL https://moluch.ru/archive/102/23401/ (дата обращения: 16.07.2018).

 

«Из всех критериев самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый – Время»

В. Белинский

Способность человека воспринимать предметы и явления в единстве их прошедшего, настоящего и будущего состояний, в динамике рассматривается как один из показателей развитого мышления. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению.

Ориентировка во времени необходима ребенку как будущему члену общества. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и таким образом готовит к школьному обучению. Уровень развития временных представлений – один из показателей интеллектуальной готовности к школе. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку в повседневной жизни.

Время воспринимается детьми опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Опосредованную информацию о частях суток, о наступлении дня рождения, праздников, иных событий, связанных со временем, ребенок усваивает на опыте личной жизни, жизни окружающих его людей. Однако в непосредственном опыте дети не овладевают знаниями о мерах измерения времени, не осваивают практические пользования ими. Дети подчиняются установленному режиму, но у них слабо развито чувство времени. Время – это очень сложный объект познания. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующим и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Моделирование – это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно – схематической форме. Специфические особенности времени затрудняют ее восприятие. Время всегда в движении, течение времени необратимо, его нельзя задержать, вернуть, «показать», поэтому педагогу необходимо использовать в работе различные способы и средства их материализации: картины, модели, символы – знаки. С использованием моделирования организуется предметная деятельность, обогащается чувственный опыт, в котором ребенок манипулирует временными явлениями. При этом активизируется наглядно-схематическое мышление, которое может служить переходной ступенькой к развитию логического мышления. Характер наглядных средств меняется с развитием мышления ребенка. Если в младшем возрасте наглядность выражается в предметах и опосредованном восприятии явлений окружающего мира, то в дальнейшем характер наглядных средств меняется, принимая вид модели, макета, схемы, графика. Модели времени могут быть линейные, круговые, спираль и многослойная модель. Есть модели, предложенные Ф. Н. Блехер, Т. Д. Рихтерман. Объемные модели в виде спирали созданы Е. Щербаковой, которые затем усовершенствовал Н. Локоть моделью с многослойной поверхностью. Указанные модели позволяют распознавать отдельные эталоны: части суток, времена года, дни недели и устанавливать последовательность между ними.

При знакомстве детей с основными признаками времен года основной источник наблюдения, окружающая жизнь. Необходимо использовать наиболее яркие, запоминающие явления природы из жизни детей. Затем предлагаем систему игровых ситуаций, максимально приближенных к личному опыту каждого ребенка, учимся распознавать контрастные отрезки времени: день – ночь, утро – вечер. При этом используем начальные символы частей суток: солнце, темный фон ночного неба. Обыгрываем характерные признаки той или иной части суток, характерные действия человека.

На следующем этапе дети изучают не только названия и характерные признаки частей суток, но и последовательность, здесь целесообразно использовать наглядное моделирование. Учитывая трудности в определении последовательности частей суток, в качестве наглядности можно использовать круговой вариант модели суток (С.Н. Чудновой). Данная модель помогает проводить упражнения на соотнесение цветных символов с четырьмя секторами круговой модели методом приложения, устанавливать последовательность от любой части суток в их цикле следования. Возможно использование д/и « Назови все части суток», «Назови соседей», «Что сначала, что потом». Понятие сутки – это исходная мерка к переходу к понятию неделя.

При ознакомлении с днями недели можно использовать как линейное, так и круговое моделирование, с цветовым изображением всех дней недели, числовой отметкой (точкованием) и движущейся стрелкой. Возможно использование таких дидактических игр как «Найди соседей», «Назови по порядку».

Интересно использование счётных палочек Кюизенера для составления круговой модели «Неделька». Данная модель дает целостное представление о недели как о временном отрезке, позволяет закрепить последовательность и названия дней недели.

Круговая модель «Неделька» с использованием палочек Кюизенера

В данной круговой модели вместо числовой отметки (точкования) используются палочки Кюизенера. Исходя из того, что каждая палочка своим цветом и длиной обозначает число, то можно нарисовать плоскостные палочки от белой до черной, и определить, почему каждая палочка обозначает тот или иной день недели.

      Белая палочка – это число 1, а понедельник – это первый день недели, поэтому белая палочка обозначает понедельник.

      Розовая палочка – это число 2, а вторник – это второй день недели, поэтому розовая палочка обозначает вторник.

      Голубая палочка – это число 3, а среда – это третий день недели, поэтому голубая палочка обозначает среду.

      Красная палочка – это число 4, а четверг – это четвертый день недели, поэтому красная палочка обозначает четверг.

      Желтая палочка – это число 5, а пятница – это пятый день недели, поэтому желтая палочка обозначает пятницу.

      Фиолетовая палочка – это число 6, а суббота – это шестой день недели, поэтому фиолетовая палочка обозначает суббота.

      C:\Users\1\Desktop\DSCN2528.JPGЧерная палочка – это число 7, а воскресенье – это седьмой день недели, поэтому черная палочка обозначает воскресенье.

При знакомстве детей с круговой моделью «Неделька» вначале предлагается разгадать загадку:

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний.

 

Круговая модель «Неделька»

А затем по круговой модели «Неделя» предлагается детям ответить на следующие вопросы:

1) Назовите первый день недели и покажите на модели ту палочку, которая этот день недели обозначает.

2) Назовите день недели, который стоит между четвергом и субботой, и покажите ту палочку, которая этот день недели обозначает.

3) Если сегодня вторник, то какой день недели был вчера и покажите ту палочку, которая этот день недели обозначает.

4) Если сегодня вторник, то какой день недели будет завтра и покажите ту палочку, которая этот день недели обозначает.

Что касается линейной модели «Неделька», то здесь возможно использование логических блоков Дьенеша.

Линейная модель «Неделька» с использованием логических блоков Дьенеша

Каждый день недели шифруется определенным блоком:

C:\Users\1\Desktop\DSCN2529.JPGСиний квадрат – понедельник;

Желтый круг - вторник;

Красный треугольник – среда;

Желтый квадрат – четверг;

Желтый треугольник – пятница;

Красный квадрат – суббота;

Красный круг – воскресенье.

 

 

 

Линейная модель «Неделька»

 

С данной линейной моделью можно предложить следующие варианты игр:

1 вариант игры.

Жила – была неделька, и хорошо ей было, все у нее было правильно. За понедельником шел вторник, за вторником - среда, за средой – четверг, и все остальные шли по порядку. Но вот однажды захотелось им поиграть. Поиграли они, расшалились, разбежались в разные стороны, а когда захотели собраться, то получилось что-то странное: за средой стоял вторник, за вторником – воскресенье. Все дни перепутались. Нужно помочь недельке и собрать правильную последовательность дней недели. Дети вспоминают, какой блок обозначает тот или иной день недели, и затем выкладывают их в правильном порядке.

2 вариант игры.

Каждому ребенку дается название дня недели и соответствующий блок. Дети играют, разбегаются, затем собираются и выстраиваются в недельку, вспоминая обозначение каждого блока и их правильную последовательность.

Детей также необходимо знакомить с непрерывностью и текучестью времени. Для этого можно использовать объемные модели «Многослойной поверхности: «Сутки», «Неделя», «Год» (Н. Локоть). Передвигая движущуюся муфту, иллюстрируем текучесть и непрерывность времени. Таким образом, дети ежедневно практическим способом осваивают сложнейшие временные категории: отмечают, как, минуя «неделю» - привычную плоскостную модель, наступивший день – подвижная муфта, ежедневно продвигается вперед и совершает новый виток во времени.

Так, используя наглядные модели, дети ежедневно наблюдают динамику, и основные средства времени: текучесть, необратимость, закономерность, периодичность. Моделирование значительно облегчает восприятие осмысление сложнейших временных представлений, взаимосвязей и очередностью, способствуют поддержанию познавательного интереса. Игровые модели позволяют закреплять полученные знания с самостоятельной детской деятельности. А это и есть показатель осознания, усвоения предложенного материала. Ориентировка во времени становится основой для перехода к осмыслению последовательности и периодичности явлений в жизни, способствует социализации.

Метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно образному характеру его мышления. Все формы использования моделирования, а именно: предметное и предметно-схематическое моделирование дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей. Моделирование является одним из наиболее перспективных средств реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\ФОТО Ст в журнал\DSCN1762.jpg

Литература:

  1. З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» Изд. «Детство – Пресс», 2008.
  2. Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
  3. М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
  4. З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» Изд. «Детство – Пресс», 2013.
  5. Г. А. Репина «Математическое развитие дошкольников» современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  6. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» методическое пособие. – СПб: «Акцидент», 1997.
  7. Т. Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): круговая модель, день, неделя, ребенок, линейная модель, время, день недели, часть суток, знакомство детей, вторник.


Похожие статьи

Моделирование как одно из средств развития временных...

Т. Д. Рихтерман раскрыла основные особенности использования плоскостной модели для ознакомления детей с сутками, днями недели, временами года, часами и др. Она создала круговую модель «Круговое движение»...

Формирование временных представлений у детей старшего...

Детей знакомят с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Знакомство с днями недели уже в старшей группе следует связывать с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени.

Формирование временных представлений детей дошкольного...

Она считала, что детям достаточно знать последовательность дней недели, очередность времен года. Она предлагала освоить детям такие понятия как «полдень», «сумерки», познакомить со сторонами света [1].

Пространственно-временные представления и особенности их...

Какой день недели предшествует вторникуДети отвечают на вопросы. Уточняется последовательность дней недели. Эта работа осуществляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни.

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий...

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий, днях недели и времени суток. Авторы: Есипова Александра Анатольевна, Лисовая Анастасия Алексеевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Формирование математических представлений у детей старшего...

Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы назвали каждого гномика соответствующим днём недели. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделька». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку...

«Юные математики в гостях у сказки» | Статья в журнале...

воспитатель, ребенок, сказка, ребята, фигура, задание, часть домика, магнитная доска, день недели, часть. Похожие статьи. Экологический проект в детском саду «Мы — юные защитники животных!» «В гостях у времен...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста...

45% испытуемых; ребенок правильно определяет части суток; может определить в сравнении контрастные части суток (утро-вечер, день-ночь) с небольшой словесной помощью взрослого; низкий уровень имеют 8 детей (Диана М., Артем Г., Кира П., Кристина С., Елизавета М...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Моделирование как одно из средств развития временных...

Т. Д. Рихтерман раскрыла основные особенности использования плоскостной модели для ознакомления детей с сутками, днями недели, временами года, часами и др. Она создала круговую модель «Круговое движение»...

Формирование временных представлений у детей старшего...

Детей знакомят с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Знакомство с днями недели уже в старшей группе следует связывать с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени.

Формирование временных представлений детей дошкольного...

Она считала, что детям достаточно знать последовательность дней недели, очередность времен года. Она предлагала освоить детям такие понятия как «полдень», «сумерки», познакомить со сторонами света [1].

Пространственно-временные представления и особенности их...

Какой день недели предшествует вторникуДети отвечают на вопросы. Уточняется последовательность дней недели. Эта работа осуществляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни.

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий...

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий, днях недели и времени суток. Авторы: Есипова Александра Анатольевна, Лисовая Анастасия Алексеевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Формирование математических представлений у детей старшего...

Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы назвали каждого гномика соответствующим днём недели. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделька». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку...

«Юные математики в гостях у сказки» | Статья в журнале...

воспитатель, ребенок, сказка, ребята, фигура, задание, часть домика, магнитная доска, день недели, часть. Похожие статьи. Экологический проект в детском саду «Мы — юные защитники животных!» «В гостях у времен...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста...

45% испытуемых; ребенок правильно определяет части суток; может определить в сравнении контрастные части суток (утро-вечер, день-ночь) с небольшой словесной помощью взрослого; низкий уровень имеют 8 детей (Диана М., Артем Г., Кира П., Кристина С., Елизавета М...

Задать вопрос