Библиографическое описание:

Зимукова Т. И., Буянова А. Ю., Пименова З. Н., Купцова А. В., Михайлова О. В. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 24-29.



Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. Диалог — процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации [4, с. 8].

Одной из универсальных форм развития диалогической речи можно считать соблюдение правил речевого этикета. Речевой этикет — это система устойчивых форм общения, принятых в соответствии с социальными ролями общающихся.

К сожалению, в наше время (особенно в молодежной среде) наблюдается «дефицит» уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательным становится здороваться с соседом, в общественном месте можно не благодарить за оказанную услугу, допустимо перебивать собеседника. В связи с этим тема формирования речевого этикета становится достаточно актуальной на данный момент. Если человек обладает речевым этикетом, то с ним и приятно общаться другим, к нему тянутся люди, он легко заводит знакомство и поддерживает их теплыми беседами. Этикет есть внешняя, видимая часть этики, которая сложилась в течение веков и тысячелетий в обществе людей и составляет неотъемлемую часть, даже основу духовного мира личности.

Следует констатировать, что в настоящее время как детьми, так и взрослыми используется минимальное количество формул и выражений речевого этикета, ограничиваясь наиболее типичными, шаблонными фразами, типа: «спасибо», «пожалуйста», «привет», «до свидания». Дошкольники копируют поведение взрослых и поэтому в речи детей, даже с нормой речевого развития, речевые формулы весьма просты и примитивны.

Коммуникативная способность детей с недоразвитием речи характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения: у них наблюдается бедность этикетного словаря, наличие большого количества лексико-грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений. Дети испытывают определенные сложности при усвоении эмоционально-экспрессивной лексики. Часто они говорят шаблонными фразами, с трудом распространяют предложение, наблюдаются вербальные парафазии: слова, трудные по семантике, они заменяют более простыми. Кроме того, можно отметить, что дети с нарушением речи характеризуются кроме нарушенного произношения, нарушением просодической стороны речи. Они испытывают определенные трудности в эмоциональном оформлении своего речевого высказывания: они зачастую недостаточно эмоциональны, амимичны, с трудом воспроизводят вопросительную или восклицательную интонацию, имеют различные голосовые особенности в виде нарушения темпа и ритма речи, слабой голосоподачи, общей смазанности дикции. Диффузность ответов, бедность и однообразие называемых речевых штампов у дошкольников с речевыми нарушениями объясняется как их общими психофизическими особенностями, так и незнанием норм речевого этикета, отсутствием упражнений детей в его употреблении. При организованной, целенаправленной работе, уровень развития речевого этикета возрастает с каждой группой, поднимаясь от низкого в младшем дошкольном возрасте к высокому — в старшем. Уровень развития данного навыка находится в прямой зависимости от воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с речевым этикетом, его правилами и способами употребления в разных ситуациях общения.

Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику [2, с. 6].

Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, в процессе работы дошкольник усваивает:

– разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника;

– доступные способы «развертывания» вежливых формул;

– умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами. [3]

Работа по обогащению и активизации диалогической речи детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в следующей последовательности: [3]

Первый этап

Автоматизация в речи знакомых речевых штампов. Для реализации поставленной задачи используется художественная литература, просмотр инсценировок. Работа направлена на обогащение и активизацию словаря детей за счёт формул и выражений речевого этикета.

Многократное восприятие детьми формул речевого этикета происходит, прежде всего, в повседневной жизни. Используется любая возможность, чтобы проговаривать вслух, по какому поводу педагог собирается обратиться к кому-либо и как именно это будет сделано. В любой коммуникативной ситуации ребёнку подсказывают, как ему, например, предложить игрушку, или пригласить сверстника для совместной игры. Взрослым обязательно поощряются попытки ребенка в использовании формул речевого этикета. Это позволяет активизировать их восприятие:

– Давайте пригласим ребят из умывальника в игровую, скажем им: «Проходите в группу, на столе накрыт обед»;

– Ребята, послушайте, как Миша предложил мне поиграть с ним. Он сказал: «Татьяна Ивановна, давайте с вами поиграем в эту игру».

В группе завели «волшебный сундучок», где лежат карточки с красивыми рисунками (открытками), на которых написаны «волшебные слова». Сундучок постоянно пополняется. Дети могут брать этот сундучок, когда захотят и вспоминать, что есть такие «ключики» для «открывания» улыбок и хорошего настроения, а также в каких ситуациях они используются. [3]

Игра-этюд «Молчок».

Цель:

Активизировать в речи детей фразы речевого этикета, сопровождающиепоявление в группе нового ребенка. Развивать чувство сопереживания.

Ход игры:Ребенок, исполняющий роль Молчка, садится на стульчик в уголке группы. Педагог ставит перед детьми проблемную ситуацию: в группе появился новый мальчик. Он робеет, стесняется, не знает, как себя вести:«В детский сад пришел Молчок — очень робкий новичок. Он сначала был не смел, с нами песенок не пел!» (А.Бродский «Новичок»).

Ребята, как нам поступить? Что мы с вами можем сделать, чтобы новичку было в нашей группе комфортно, весело, приятно? Дети высказывают свои предположения. Педагог направляет действия детей, активизируя у них в речи фразы, типа: «Давай вместе играть!», «Хочешь, я покажу тебе наши игрушки?», «Посмотри, какая интересная игра…» и т. п.

В результате проведенной беседы Молчок преображается в смелого: «А потом, глядим, привык, словно зайка — скок, да прыг. До чего же осмелел, даже песенку запел». (А.Бродский «Новичок»). Педагог предлагает детям общую игру или исполнение общего танца под музыку, подчеркивая значимость и удовольствие совместной игры.

Дидактическая игра «Комплимент». Цель:Активизировать в речи детей слова одобрения, похвалы. Закреплять умение похвалить друг друга, отвечать на побуждение. Развивать фонематический слух детей и интонационную выразительность речи.

Ход игры:Дети становятся в круг. Выбирается водящий, он садится посередине круга настульчик и закрывает глаза. Дети идут по кругу, проговаривая слова:«Раз, два, три, четыре, пять, постарайся угадать, кто тебя сейчас похвалит, комплимент тебе подарит?».Споследним словом педагог дотрагивается до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий должен, не открывая глаз, отгадать, кто сказалкомплимент.

Второй этап

Перенос детьми знакомого речевого штампа в аналогичные речевые ситуации. На этом этапе для активизации в речи, воспроизведения формул речевого этикета используется система игр и упражнений, побуждающих детей к многократному проговариванию и расширению формул речевого этикета в разных ситуациях общения.

Вначале используются игры, по правилам которых требуется воспроизвести заданные речевые образцы. После этого дети упражняются в самостоятельном выборе и использовании речевых формул. [3]

Подвижная игра «Остановимся— познакомимся». Цель:Активизировать в речи детей различные варианты приветствия.

Предварительная работа.Игрушки на всех детей. Каждый ребенок дает своей кукле имя. С целью расширения активного словаря детей, педагог может помочь детям в придумывании имени своему персонажу (например, дедушку из кукольного театра можно назвать Антон Николаевич, а игрушечному котенку можно дать имя котенка из мультфильма — Гав).

Ход игры: Дети образуют два круга — большой и маленький. С куклами, или другими

игрушками в руках они перемещаются в двух кругах противоходом и хором говорят

слова: «Мы бежим, бежим, бежим, потому, что мы спешим. А теперь мы остановимся и друг с другом познакомимся». Дети малого круга знакомят своих кукол с соседями из большого круга:«Здравствуй, меня зовут лиса Алиса. А тебя?», «А мое имя — кукла Маша. Очень приятно познакомиться», «И мне очень приятно». По сигналу круги опять перемещаются. Дети знакомят кукол с новыми соседями.

Дидактическая игра «Передай письмо».

Цель:Активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

Ход игры: в игре участвуют 5–7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Ребенок-

почтальон вынимает из сумки конверт и говорит «Передай письмо Зинаиде Николаевне». Ребенок передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр передай письмо Зинаиде Николаевне» или «Ты не сможешь передать письмо Зинаиде Николаевне?» и т. п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную ребенком фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Из детей выбирается другой почтальон. Почтальон передает письмо теперь кому-нибудь из детей. Педагог может поменять варианты выражении просьбы.

Усложнение.Вдальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Юля, я тебя очень прошу, передай письмо.»...

Дидактическая игра «Заколдованный». Цель:

Помочь детям в употреблении различных фраз речевого этикета в нестандартной ситуации. Активизировать в речи детей антонимы. Учить вежливому общению

Ход игры: детиспомощью считалки выбирают водящего, который уходит за дверь.

Остальные рассаживаются на стульчиках или на ковре.

Педагог (прячет у кого-нибудь из детей мелкий предмет или игрушку и обращается к ведущему): «Найди, у кого игрушка».

Дети. «Волшебную игрушку спрятал тот, кто скажет все наоборот»

Водящий, для того чтобы узнать, у кого игрушка, поочередно с каждым ребенком вступает в беседу, называет фразу речевого этикета. Все дети правильно отвечают на приветствие или прощание, только «заколдованный» ребенок (тот, у кого игрушка) должен ответить неправильно, например:«Алеша, добрый вечер»., «Здравствуй, Катя»,

«Миша, как ты себя чувствуешь?», «Спасибо, Катя, я чувствую себя хорошо», «Привет, Саша!», «Приятного аппетита, Катя». По несоответствующей реплике водящий обнаруживает «заколдованного» ребенка: «Я знаю, кто «заколдованный», это Саша, у него игрушка». Саша отдает игрушку и становится водящим. Игра продолжается.

Третий этап

Обучение способам «развёртывания» формул речевого этикета.

На этом этапе обучение предполагает восприятие и воспроизведение развёрнутых формул речевого этикета. Можно в группе организовать «День волшебного слова», по желанию детей или выбрать то слово, в употреблении которого дети затрудняются. В ходе работы выявилась такая особенность: дети без особого затруднения в развёртывании формул пользуются адресованностью, а мотивированность в формулах вызывает затруднения.

Проведённая на этом этапе работа способствует тому, что дети учатся понимать смысл развёрнутых фраз. Использование приглашений, предложений помогает дошкольникам в повседневных контактах. Дети быстрее идут на контакт со взрослыми, их приглашения и предложения становятся адресованными и со временем мотивированными. [3]

Дидактическая режиссерская игра «Капитан».

Цель:

Привлечь внимание детей к тому, что одна и та же фраза речевого этикета звучит по-разному, если она развернута, показать детям значение развернутой фразы; обогащать содержание режиссерских игр детей.

Материал:Игровое поле с изображением моря и берега, игрушки или плоскостные изображения кораблей и капитанов.

Ход игры:(предполагает действия на игровом поле). Вигре участвуют 4 подготовленных детей, которые показывают мини-спектакль, а остальные дети смотрят действие. Педагог читает текст, а дети передвигают игрушки по игровому полю, сопровождая свои действия речью.

Педагог: — В одной гавани стояли маленький катер, большой пароход и огромный корабль. Они стояли и мечтали выйти в море. Однажды на пирсе появился настоящий капитан, катер ему прокричал:

1-й ребенок: — Здравия желаю! Пароход прогудел:

2-й ребенок: — Здравия желаю, товарищ капитан! А огромный корабль проревел:

3-й ребенок: — Здравия желаю, товарищ капитан, мы очень рады видеть вас!

Капитан поприветствовал корабли, а катер ему прокричал:

1-й ребенок: — Выведи меня в море, пожалуйста. И пароход прогудел:

2-й ребенок: — И меня, капитан, выведи в море, пожалуйста.

3-й ребенок: — Капитан! Сил нет стоять на месте, выведи и меня в море, пожалуйста! — проревел огромный корабль.

Капитан послал куда-то матроса, и вскоре на берегу появились еще два капитана. Они сели на свои корабли и отправились в плавание. Когда катер, пароходик и огромный корабль отплывали, на берегу стоял мальчик, будущий капитан, и желал им счастливого плавания.

1-й ребенок: — Счастливо оставаться, — отвечал ему катер.

2-й ребенок: — Счастливо оставаться, наш друг! — прогудел в ответ пароход.

3-й ребенок:Счастливо оставаться, дружок, жди и встречай нас! — проревел

огромный корабль.

После усвоения данных речевых обращений, в игру могут играть другие дети группы, которые могут вносить в данные речевые фразы некоторые изменения и дополнения. Педагогу остается только проследить, чтобы дети пользовались распространенными, развернутыми фразами.

Четвертый этап

Обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях часто используются предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т. д.) Обучение доброжелательности интонации, приветливости мимики проводилась уже на предыдущих этапах обучения. Дошкольникам называют формулы речевого этикета и подсказывают, с какой интонацией её лучше произнести. Как показывает практика, они с некоторым затруднением воспроизводят тон и мимику, требуется дополнительная работа, позволяющая подчеркнуть привлекательность доброжелательной интонации и приветливой мимики. [3]

Дидактическое упражнение «Эхо». Цель:

Отрабатывать с детьми силу голоса. Учить слушать напарника, действовать коллективно.

Ход игры: дети делятся на две команды и выполняют упражнение по ролям. Группы становятся напротив друг друга. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы — тихим. Затем группы меняются ролями.

«В лесу кричу: «Ау! Ау!»», «А мне в ответ: «Ау! Ау!»», «Горе кричу: «Ау! Ау!»»,

«Гора в ответ: «Ау! Ау!»».

Дидактическое упражнение «Который час?». Цель:

Отработка вопросительной интонации в процессе развития диалогической формы речи. Развитие чувства юмора.

Ход игры: вигре могут принимать участие как двое детей, так и большее их количество,

разделенное на две команды. Дети проговаривают слова французской народной песенки, отрабатывая вопросительную и повествовательную интонации. Затем дети меняются местами. «Который час? Двенадцать бьет. Кто вам сказал? Знакомый кот. А мышка где? В своем гнезде. Чем занята? Штанишки шьет. Кому? Супругу своему. А кто ее супруг? Барон Кукарекук!»

Последовательность работы по формированию речевого этикета внутри каждого этапа определяется логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета — к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение.

Речевой этикет обнаруживает себя по-разному в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (присутственное место, производственное совещание) и т. д. [3]

Приобретение коммуникативных умений как правил речевого общения включает в себя овладение формулами речевого этикета. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания.

Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, и воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.

Вот простейшая формула речевого этикета [1, с. 4]:

Знакомство детей с данной формулой речевого этикета происходит постепенно с опорой на примеры из художественной литературы или проблемные речевые ситуации. [1, c.4]

Подводя итоги, можно отметить, что дошкольный возраст — сензитивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.

Речевой этикет — это не только система вербальных единиц, это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений.

Обучая дошкольников способам речевого этикета педагоги решают важнейшую цель дошкольного возраста — научить их пользоваться диалогом, как формой общения.

Литература:

  1. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей / О. Ю. Безгина. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 40 с.
  2. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.
  3. Великанова, И. Н. Евграфова, Т. А. Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.- URL: http://festival.1september.ru//articles/602525/ (дата обращения 13.04.2016)
  4. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников / А. В. Чулкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 220 с.
Основные термины: речевого этикета, формул речевого этикета, речи детей, выражений речевого этикета, формирования речевого этикета, формулы речевого этикета, диалогической речи, средств речевого этикета, огромный корабль, использовании формул речевого, диалогической речи детей, Ход игры, формировании речевого этикета, норм речевого этикета, развития речевого этикета, фразу речевого этикета, Речевой этикет, речевого этикета обращения, фраз речевого этикета, речевого этикета педагоги

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов