Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 04.03.2016

Статья просмотрена: 6159 раз

Библиографическое описание:

Сейтвелиева, Э. Э. Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема / Э. Э. Сейтвелиева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/788/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности.

Постановка проблемы: Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены на формирование двигательной культуры дошкольников. Использование на физкультурной непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности.

Подготовка к обучению в школе требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы повышения общей физическойподготовленности, развития основных физических качеств, воспитаниеличностныхсвойств у старших дошкольников [1, с. 24].

В периоддошкольногодетства происходит быстрое изменение строения и функций организма,психомоторики, активно развиваются физические способности, среди которых ведущее место занимает координация движений.

Учитывая состояние проблемы, а также то, чтодвигательнаякоординация являются важным компонентом физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, возникла необходимость более глубокого и детального изучения данного вопроса, а также разработки программы физкультурных занятий и методики, направленных на преимущественное развитие двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста.

В современных условиях реформирования системы образования, к дошкольному воспитанию предъявляются новые, более высокие требования, связанные с организацией воспитательно-образовательного процесса, при которой эффективно решались бы образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательный процесс в дошкольном учреждении требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы повышения общей физической подготовленности, развития основных физических качеств, воспитание личностных свойств у старших дошкольников [3, с. 67].

Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия [2, с. 16].

Проблемой развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники: В. И. Лях; Н. Панфилова; Н. А. Берштейн; А. В. Курганский; Л. Д. Назаренко.

Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение.

С точки зрения В. И. Ляха, координация движений — это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. Чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности.

По определению Л. А. Орбели координация движения — точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав нашего тела, согласование, ведущее к тому, что все наши движения становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают признаков механической борьбы противоположно действующих антагонистических мышц.

По мнению В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько, координация — это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи [1, с. 28].

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Еще Т. Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал, как важно уметь изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, а также преодолевать их с возможно большей ловкостью. Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей [4, с. 56].

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста.

Как считает Е. Н. Вавилова и Э. С. Вильчковский, в старшем дошкольном возрасте начинают активно проявляется координационные способности. Но для их совершенствования важно вводить в содержание двигательной деятельности детей упражнения, сложные сочетания движений и необычные условия их проявления.

Развитие координационных способностей осуществляется в нескольких направлениях:

  1. Широкое использование любых упражнений, содержащих элементы новизны;
  2. Постепенное увеличение координационной сложности упражнений, повышение требований к точности и согласованности мышлений.
  3. Совершенствование способности поддерживать равновесие тела.

Рекомендуются следующие методические приемы, повышающие проявление двигательной координации:

1) Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).

2) Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

3) Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом.

4) Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.

5) Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки) [3, с. 69].

Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений, а также на её дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.

Развитие координации движений ребенка есть чрезвычайно важный фактор его развития в целом. Координация движений имеет важное значение для всех видов трудовой деятельности, способствует выработке гибкости, точности и плавности движений, развитию глазомера, формирует правильную осанку, вырабатывает чувство равновесия. (Вавилова Е.Н, Викулов А. Д., Бутин И.М) [5, с. 32].

Таким образом, можно сказать, что развитие координации движений ребенка есть чрезвычайно важный фактор его развития в целом.

Литература:

  1. Борисова М. М., Лебедева Л. В. Физическое воспитание дошкольников. Часть 1. — М.: Акапринт, 2005. — 24, 28 с.
  2. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста Киев: Здоров'я, 1976. 16 с.
  3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1978г. 67, 69 с.
  4. Под ред. Филипповой С. О., Понамарева Г. Н. Теория и методика физической культуры дошкольников. — Спб., «ДЕТСТВО — ПРЕСС», М., ТЦ «СФЕРА» 2008. — 56 С
  5. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 32 с
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, движение, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие, развитие координации движений ребенка.

Похожие статьи

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие...

Формирование координационных способностей детей...

Таким образом, координация — умение согласовывать движения различных частей тела.

Значимость воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста объясняется четырьмя основными причинами

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития...

Работу по формированию координации движений у детей старшего дошкольного возраста, проводится в 3 этапа.

Развитие музыкальных способностей детей старшего... ребенок, старший дошкольный возраст, способность, пение, игра, музыкальная способность детей...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные...

Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего...

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения...

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей...

Также им присуще и определенное отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА), посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ)...

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных...

Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия.

Похожие статьи

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие...

Формирование координационных способностей детей...

Таким образом, координация — умение согласовывать движения различных частей тела.

Значимость воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста объясняется четырьмя основными причинами

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития...

Работу по формированию координации движений у детей старшего дошкольного возраста, проводится в 3 этапа.

Развитие музыкальных способностей детей старшего... ребенок, старший дошкольный возраст, способность, пение, игра, музыкальная способность детей...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные...

Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего...

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения...

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей...

Также им присуще и определенное отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА), посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ)...

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных...

Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия.

Задать вопрос