Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 24.07.2015

Статья просмотрена: 6964 раза

Библиографическое описание:

Иванова, С. С. Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении / С. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8549/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей посредством оздоровительной работы в ДОУ, составлена схема построения комплекса соответствующих упражнений.

Ключевые слова:координационные способности, средний дошкольный возраст.

 

Актуальность исследования. Как известно, дошкольный возраст является благоприятным для развития широкого круга координационных способностей, поэтому целенаправленное развитие координационных способностей должно начинаться именно в этом возрасте. Только в этом случае можно обеспечить необходимую общую физическую подготовленность ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта показал, что литературы по данному вопросу недостаточно, материал разрознен, не систематизирован и в небольшом объёме. В этой связи актуальной становится проблема разработки оздоровительной программы ДОУ для формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста.

Цель статьи заключается в раскрытии способов формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы ДОУ с учетом соответствующих сензитивных периодов.

Изложение основного ݇материала. Понятием координационные способности начали пользоваться для конкретизации представлений о двигательном качестве «ловкость». В настоящее время термины «ловкость» и «координационные способности» не отождествляют, но до сих пор нет единой точки зрения по вопросу отношения этих двух понятий.

В понятийном словаре по теории физической культуры и спорта дано следующее определение координационных способностей. Координационные способности — вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий [1, c.56].

По мнению В. И. Ляха, координационные способности — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия [2]. Это определение соответствует пониманию природы координации и ловкости, имеющемуся в трудах Н. А. Бернштейна и согласуется с содержанием, обычно вкладываемым в определения, данные другими авторами. Методист физического воспитания Ю. В. Верхошанский считает, что координация — это способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека [3]. И. И. Сулейманов под координационными способностями понимает способность к согласованию определенных действий в процессе управления деятельностью соответственно поставленной цели [4].

Таким образом, координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Чрезвычайная биомеханическая сложность этих движений, обилие степеней свободы, многообразие и дифференцированность двигательных актов обусловливают значительные трудности в исследованиях движений.

Как известно, в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных двигательных механизмов.

В среднем дошкольном возрасте умеренно развиваются четыре физических качества (ловкость, статическая и динамическая сила, быстрота) и четыре функционально-двигательные способности (дифференцировка силовых напряжений и пространственных параметров, ориентационные и координационные способности). На пятом году жизни ускоренно развиваются три основных движения (движения руками и ногами, ходьба), умеренно — четыре движения (бег, равновесие, лазание и метание) и замедленно — одно движение (прыжки) [5, с. 23–24].

Значимость воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста объясняется четырьмя основными причинами:

1.      Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

2.      Только сформированные координационные способности — необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

3.      Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

4.      Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей — гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей посредством оздоровительной работы в ДОУ.

К наиболее значимым, фундаментальным координационным способностям детей среднего дошкольного возраста в процессе управления двигательными действиями относятся:

-                   способность к реагированию;

-                   способность к равновесию;

-                   ориентационная способность;

-                   дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность [2, с.74–79].

Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и т. п.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Упражнения, направленные на формирование координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем, они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Классификация типов координационных способностей приведена в таблице 1:

Таблица 1

Сравнительная характеристика типов координационных способностей

Тип

Реагирующая способность

Характеристика

1 тип

Слуховая и зрительная

Повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации через:

а) свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);

б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное);

в) интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная — бег быстрый, бег медленный — бег ускоренный;

г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).

2 тип

Способность к равновесию:

а) статическая

 

 

 

 

б) динамическая

 

 

а) методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.

б) адаптация к различным внешним условиям, подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения

3 тип

Дифференцированная способность

Методические приемы: включение зрительного анализатора, задание на точность, «сближаемые» и «контрастные» задания (прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и т. п.)

4 тип

Дифференцирование временных интервалов

Выполнение движений в медленном, среднем и быстром темпе:

1. Коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту.

2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное).

3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе).

4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков — быстро, 8 –медленно) и другие.

5 тип.

Ритмическая способность

Физические упражнения, выполняемые в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги.

Попеременное выполнение упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).

Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой (ритмическая ходьба, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, и др. движения).

6 тип.

Способность к переключению

Проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например, единоборство, борьба и спортивные игры

 

Для формирования координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста целесообразно применение схемы построения комплекса соответствующих упражнений.

Комплекс упражнений разделен на три части: подготовительную, основную и заключительную. Эти части комплекса различны по длительности и составляют приблизительно соответственно 5 %-15 %, 70 %-85 % и 3 %-7 % от общего времени занятий.

В подготовительной части обычно используются разогревающие упражнения, что помогает подготовить организм к выполнению упражнений в основной части. Движения выполняются с небольшой амплитудой, в невысоком, постепенно нарастающем темпе. Включены упражнения общего воздействия — потягивания, разновидности ходьбы на месте и с продвижением, танцевальные шаги.

Основная часть комплекса упражнений направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств. Сюда входят наиболее интенсивные упражнения, в исходных положениях стоя, сидя, лежа, а также дающие так называемые пиковые нагрузки прыжки.

В заключительную часть занятий входят упражнения малой интенсивности. Это в основном упражнения на расслабление и дыхание, поскольку самое важное после нагрузки — продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постоянно уменьшать частоту сердечных сокращений. Упражнения этой части помогают организму восстановиться после напряженной физической работы.

Обучение основным комплексам упражнений идет поэтапно. На первом этапе рассказывается, а потом показывается движение, далее выполняется то или иное упражнение без музыки. На втором этапе закрепляются упражнения комплекса в целом. Больше внимания нужно уделять выразительному исполнению, созданию двигательных образов. Каждый комплекс нужно использовать в течение 1- 2 месяцев.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста упражнения могут варьироваться в различных вариантах:

1.      В форме физических занятий оздоровительно-тренирующего характера.

2.      В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурных занятий.

3.      При проведении утренней гигиенической гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.

4.      В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы).

Таким образом, развитие детского организма носит адаптивный характер к различным внешним воздействиям, в связи с чем прогрессивное развитие в среднем дошкольном возрасте возможно при условии целенаправленного воздействия на функции, имеющие высокую подверженность влияниям факторов окружающей среды. Следовательно, эффективное управление учебным процессом посредством оздоровительной работы в ДОУ возможно в условиях выявления и учета сензитивных периодов развития координационных способностей детей.

 

Литература:

 

1.                  Евстафьев, Б. В. Понятийный словарь по теории физической культуры. — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1985. — 132 с.

2.                  Лях, В. И. Координационные способности школьников [Текст]. / В. И. Лях. -Минск: Полымя, 1989.-169 с.

3.                  Верхошанский, Ю. В. Ударный метод развития «взрывной» силы // Теория и практика физической культуры. — 1968. — № 8. — С. 59–63.

4.                  Сулейманов, И. И. Основы воспитания координационных способностей [Текст]. / И. И. Сулейманов. Омск: ОГИФК, 1986. — 89 с.

5.                  Кравчук, Т. А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни [Текст].:Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1996. -23 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, способность, упражнение, оздоровительная работа, координационная способность детей среднего, движение, физическое воспитание, быстрый темп, двигательное действие, общий подход.

Похожие статьи

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование...

дошкольный возраст, способность, упражнение, оздоровительная работа, координационная способность детей среднего, движение, физическое воспитание, быстрый темп, двигательное действие, общий подход.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности. Постановка проблемы: Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества.

Экспериментальная работа по формированию координационных...

оздоровительная работа, дошкольный возраст, способность, ребенок среднего, способность посредством, детский сад, развитие, занятие, упражнение, физическое воспитание.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие... Формирование координационных способностей детей...

Применение нетрадиционных средств физического воспитания...

Цель исследования: совершенствовать двигательные навыки, учить детей двигаться в темп музыки

Экспериментальная работа по формированию координационных... В эксперименте участвовало 50 детей среднего дошкольного возраста 2 группы, 4 воспитателя, 50 родителей.

Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Библиографическое описание: Лямцева И. В., Белинова Н. П. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в следующих формах: - физкультурного занятия

Подвижные игры как средство физического развития детей...

игра, дошкольный возраст, ребенок, детский сад, физическое качество, качество, процесс игры, ребенок среднего, физическое воспитание, развитие детей.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Для оптимального решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время особое значение приобретает использование во время прогулок спортивных упражнений и подвижных игр.

Похожие статьи

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование...

дошкольный возраст, способность, упражнение, оздоровительная работа, координационная способность детей среднего, движение, физическое воспитание, быстрый темп, двигательное действие, общий подход.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности. Постановка проблемы: Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества.

Экспериментальная работа по формированию координационных...

оздоровительная работа, дошкольный возраст, способность, ребенок среднего, способность посредством, детский сад, развитие, занятие, упражнение, физическое воспитание.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие... Формирование координационных способностей детей...

Применение нетрадиционных средств физического воспитания...

Цель исследования: совершенствовать двигательные навыки, учить детей двигаться в темп музыки

Экспериментальная работа по формированию координационных... В эксперименте участвовало 50 детей среднего дошкольного возраста 2 группы, 4 воспитателя, 50 родителей.

Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Библиографическое описание: Лямцева И. В., Белинова Н. П. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в следующих формах: - физкультурного занятия

Подвижные игры как средство физического развития детей...

игра, дошкольный возраст, ребенок, детский сад, физическое качество, качество, процесс игры, ребенок среднего, физическое воспитание, развитие детей.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Для оптимального решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время особое значение приобретает использование во время прогулок спортивных упражнений и подвижных игр.