Библиографическое описание:

Сейтвелиева Э. Э. Условия развития координации у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1179-1181.



This article contains material on the development of motor coordination and coordination abilities of children of preschool age. More detailed conditions for the development of co-ordination of the senior preschool children the movements in the immediate educational activities.

Keywords: coordination, physical education, the terms of the coordination of development.

Актуальность исследования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма.

В настоящее время среди специалистов в области дошкольной педагогики, психологии, физического воспитания широко изучаются и обсуждаются вопросы развития координации движений детей дошкольного возраста.Их развитие является одной из важных задач физического воспитания ребенка в дошкольном детстве.

Изучив данную проблему, а также то, что двигательная координация являются одним из важных компонентов физической подготовки детей старшего дошкольного возрастa, возникла необходимость более углубленного и подробного изучения условий, влияющих на развитие координации движений детей дошкольного возраста [3, с.188].

Анализ литературы. Вопросом развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники: кандидат педагогических наук В. И. Лях; aспирант Н. Панфилова; профессор В. А. Булкин; отечественный психофизиолог Н. А. Берштейн; кандидат биологических наук А. В. Курганский; доктор педагогических наук, Л. Д. Назаренко.

Целью статьи являются педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности.

Для более детального рассмотрения данного вопроса, необходимо раскрыть определение понятий координации движений и координационных способностей.

Для определения понятия «координационные способности» необходимо знать термин «координация».

Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие [5, с.47].

Координация движения — точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав нашего телa, согласование, ведущее к тому, что все наши движения становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают признаков механической борьбы противоположно действующих aнтагонистических мышц (Л. А. Орбели) [2, с.78].

Одной из главных задaч физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Так как значительное воздействие обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка.

Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить двигательные акты; во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних действий к другим в соответствии с требованиями изменяющихся условий.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, a именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей [1, с.112–113].

Дошкольный возраст характеризуется активным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организмa.

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста. Как считает Е. Н. Вавилова и Э. С. Вильчковский, в старшем дошкольном возрасте начинают активно проявляется координационные способности. Но для их совершенствования важно вводить в содержание двигательной деятельности детей упражнения, сложные сочетания движений и необычные условия их проявления [6, с.96–97].

Выделяют следующие педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности:

 учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

 эмоциональный комфорт для каждого ребенка;

 использование разнообразных целенаправленных методов и форм развития физических качеств;

 создание предметно-развивающей среды.

1. Учет индивидуальных ивозрастных особенностей детей. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному.Индивидуальный подход при обучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

2.Эмоциональный комфорт является жизненно важным для ребенка на каждом этапе его развития, от него зависит восприятие ребенком окружающего мира и его психическое здоровье в целом.В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова и др.] устойчиво положительное,комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое,являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками [4, с.89–90].

3. Для планирования средств, методов и осуществления целенаправленной работы по воспитанию координационных способностей у дошкольников 5–6 лет необходимо учитывать возрастные особенности формирования организма детей, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе занятий физическими упражнениями. С учетом этого определены основные средства и методы воспитания координационных способностей у дошкольников 5–6 лет. Способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности формируется практически во всех упражнениях, применяя методический прием: рассказ и показ детям — что значит свободно, не напряженно, легко.

При этом нужно ориентировать детей на предметное мышление, подражание животным и т. п. Наряду с повторным методом, используемым для воспитания координационных способностей у детей 5–6 лет, актуальным является игровой метод, поскольку ведущим видом деятельности для детей этого возраста является игра. Использование игрового метода в процессе воспитания координационных способностей предусматривает включение в образовательную деятельность дошкольника разнообразных сюжетных, подвижных, музыкальных игр, игр со спортивной направленностью [2, с.137].

4. Создание предметно-развивающей среды. Под физкультурно-игровой средой мы понимаем обеспечение тесного взаимодействия в пространстве дошкольного образовательного учреждения всех видов двигательной активности, соответствующих возрасту детей, направленных на воспитание координационных способностей. Создавая физкультурно-игровую среду, направленную на воспитание координационных способностей детей 5–6 лет в образовательном пространстве ДОУ, особое внимание мы уделили методическим аспектам проведения различных форм физкультурных занятий [1, с.88].

Литература:

  1. Грохольский Г. Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. — Мн, 1992.
  2. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991.
  3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1978г.- С.56
  4. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: Издательский центр «Академия» 2001.
  5. Шебеко В. Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Учебное пособие. — 3-ие изд., перераб и доп. — М.: «Академия», 1998.
  6. Шишкина В. А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992.
Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, координационных способностей, координации движений, воспитания координационных способностей, развития координации движений, непосредственной образовательной деятельности, движений детей дошкольного, координации движений детей, воспитание координационных способностей, физического воспитания, условия развития координации, координационных способностей детей, развития координационных способностей, педагогические условия развития, развитием координационных способностей, развития детей дошкольного, детей дошкольного возраста.Их, процессе воспитания координационных, воспитанию координационных способностей, детей старшего дошкольного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос