Библиографическое описание:

Судьина С. Б. Нравственное воспитание младшего школьника в условиях компьютерной поддержки с использованием технологии игрового моделирования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 98-100.

В данной статье рассмотрены проблемы гуманистического воспитания детей в пространстве информационного развития общества. Выявлена и обоснована необходимость использования возможностей компьютерных технологий и Интернета как средств нравственного воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова:компьютерная поддержка, нравственное воспитание, игровое моделирование, метод упражнения.

В последние годы проблема воспитания подрастающего поколения приобрела особую актуальность. В особенности проблема нравственного воспитания, так как вопросы, связанные с нравственным становлением личности относятся к наиболее сложным вопросам современной педагогической теории и практики. Президент Российской федерации В. В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что нужно особое внимание уделять культурному и нравственному воспитанию детей, так как от того, как будет воспитано подрастающее поколение, зависит будущее России. Безусловно, очень важно сформировать систему ценностей у молодёжи, тот нравственный фундамент, из которого вырастает общество сознательных и ответственных граждан.

Проблема нравственного воспитания была актуальна всегда. В советское время ей уделяли внимание такие педагоги как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и другие. Однако в контексте принципиально важных изменений, которые произошли в российском обществе, эту проблему необходимо решать на новой методологической основе, но с учетом опыта прошлого. В советской педагогике воспитание было принято рассматривать как воздействие на личность. Однако в этом случае ребенок оказывается объектом, что не соответствует современной парадигме воспитания, которая предполагает субъектную позицию в процессе воспитания. Объектный подход к ребенку критиковал еще А. С. Макаренко. Он говорил о том, что «личность выступает в новой позиции воспитания — она не объект воспитательного влияния, а его носитель, она становиться субъектом» [3].

Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Именно В. А. Сухомлинский в основу своей воспитательной системы творческого развития личности впервые положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции. Он подчеркивал, что особенно важно, чтобы ребенок был субъектом в ходе нравственного воспитания [4]. В эпоху современного развития общества, проблемы нравственного воспитания выдвигаются на одно из первых мест как основа, прежде всего, гуманистического воспитания детей в обстановке информационного развития общества.

Эта проблема получила отражение в работе Д. И. Фельдштейна, который отмечает, что в настоящее время серьезные изменения претерпевают ценностные ориентации детей, подростков, юношества [6]. Весьма тревожно, что эмоциональные и нравственные ценности — чуткость, терпимость, умение сопереживать занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций школьников [6]. В числе важнейших причинных факторов, оказывающих огромное воздействие на физическое, психическое, в том числе интеллектуальное и эмоциональное развитие растущего человека, как считает Д. И. Фельдштейн, выступает интенсивный натиск информационных потоков, прежде всего, телевидения и Интернета [6].

В связи с этим перед педагогами возникает проблема поиска возможностей использования компьютерных технологий, Интернета как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. На школу возлагается ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие показать детям непреходящий характер «вечных» ценностей и социальных идеалов человека и формировать опыт, личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни. Необходимо, учитывая современную ситуацию, содействовать целостному воспитанию подрастающего поколения, используя возможности компьютерных технологий и осуществляя компьютерную поддержку, которая наиболее адекватно отвечает современной методологии. Так как именно с помощью компьютерной поддержки возможно поставить ребенка в субъектную позицию.

Идея компьютерной поддержки реализуется на основе имеющейся теории педагогической поддержки, разработанной О. С. Газманом, по мнению которого, предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни [2].

Основными принципами обеспечения педагогической поддержки, согласно Т. В. Анохиной, являются:

–                   согласие ребенка на помощь;

–                   опора на потенциальные возможности личности;

–                   вера в эти возможности; ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности;

–                   совместность, сотрудничество, содействие;

–                   конфиденциальность;

–                   доброжелательность и безоценочность;

–                   безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

–                   реализация принципа: «Не навреди» [1,с.77].

Данным принципам соответствует технология компьютерной поддержки. По мнению И. П. Подласого, — это технология профессионализма, в основе которой точный, прицельный расчет воспитательных воздействий, сочетание самовоспитания с внешним подталкиванием, диагностирование, прогнозирование, проектирование сдвигов на каждом этапе, своевременная поддержка и коррекция хода воспитательного процесса.

Таким образом, компьютерная поддержка процесса воспитания — комплекс педагогических приёмов с использованием компьютерной техники, направленных на повышение эффективности воспитания.

Этой позиции придерживается А. А. Тутолмин [5] считающий, что педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания — инновационная профессиональная деятельность по созданию благоприятных условий для оптимального социального и индивидуального развития личности младшего школьника, дополняющая, усиливающая эффективность его нравственного воспитания посредством компьютерной технологии и обеспечивающая перевод в субъектную позицию нравственного самоопределения и самореализации.

Данной «технологией», но без использования компьютера блестяще, по нашему мнению, владел А. С. Макаренко. Он выделял в соответствии с положениями советской педагогики основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения.

Особый вклад педагог внес в разработку методов приучения и упражнения, которые, по его мнению, выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности. Метод приучения предполагает определенную, до деталей продуманную организацию жизни учащихся, их труда, отдыха и приобщение школьников к выполнению норм и правил с целью формирования привычек поведения, к примеру, в начальных классах, приучение начинается с показа образца того или иного поведения самим учителем [3]. Важным моментом приучения является создание у детей положительного отношения к той или иной форме поведения, которое достигается за счет наглядности, образности, эмоционального отношения и многократного повторения, тренировки. Приучение обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Главный результат приучения — формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения.

В отличие от приучения метод упражнения связан со специальным созданием ситуаций выбора. Самостоятельное решение нравственных проблем, когда ученик сам выбирает как поступить в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, обобщать нравственные знания и умения. Этот метoд включает следующие приемы: постановку нравственных задач, сoздание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу. Упражнение должно использоваться в воспитании не только как метод привития внешних манер поведения, но и как путь формирования целостной личности человека. В результате многократных упражнений в различных условиях у детей формируются прочные привычки культурного общения и поведения.

В русле этого направления, на основе бесценного опыта А. С. Макаренко, разрабатывается новая технология компьютерной поддержки процесса воспитания в начальной школе при помощи технологии игрового моделирования. М. В. Фоминыхпишет о том, что игровое моделирование в современной науке и практике может рассматриваться как новая педагогическая технология, способствующая достижению различных педагогических и воспитательных целей. Осуществляется через «погружение» в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях, и предполагает максимально активную позицию самих обучающихся [7].

Игровое моделирование может выполняться в коллективе или индивидуально каждым учеником самостоятельно, это виртуальный тренинг выбора нравственного поступка в разнообразных ситуациях образовательного и жизненного пространства которое смоделировано в игре [7]. Включение детей в игровую компьютерную среду, представляющую собой серию игр-мультфильмов о справедливости, добрых поступках, вежливом отношении к людям, построенный на возможности живого эмоционального восприятия добродетельных отношений в виртуальном «проживании», пробуждает у детей интерес к нормам культурной жизни, к внутреннему миру человека, заставляет каждого ребенка задуматься о себе и своих поступках, их нравственной ценности.

В процессе нравственного воспитания младшего школьника в условиях компьютерной поддержки с использованием технологии игрового моделирования используется метод формирования сознания, который помогает школьнику понять свои эмоции, чувства, желания. Без осознания скрытых внутренних побуждений их невозможно актуализировать и сделать действенным мотивом для перестройки поведения. Тем самым с помощью технологии игрового моделирования, возможно, показать ученикам необходимость совершенствования себя, улучшения своих нравственных качеств и оказать непосредственную помощь детям в осознании нравственных ценностей и личностной значимости нравственных поступков.

Использование технологии игрового моделирования в процессе нравственного воспитания младшего школьника основано на применении комплекса компьютерных игр, включающих игры, сказки, анимационные игры с возможностью поиска нравственного выбора в проблемно-конфликтных ситуациях, имитирующих современное образовательное и жизненное пространство.

Таким образом, мы считаем, что современная технология игрового моделирования позволяет интенсифицировать процесс нравственного становления жизни младшего школьника. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретными воспитательными задачами, способствует тому, чтобы каждый ребенок осваивал, усваивал и присваивал нравственный опыт незаметно для самого себя. При этом ребенок, многократно повторяя нравственный виртуальный поступок, приобретает привычку соответствующего поведения в реальной жизни.

Литература:

1.                  Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Классный руководитель № 3. Москва. 2000.

2.                  Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. Москва: МИРОС. 2002.

3.                  Макаренко А. С. О воспитании: Сборник / А. С. Макаренко; сост. и авт. вступ. ст. В. С. Хелемендик. Москва: Политиздат, 1990. 414 с. — (Библиотечка семейного чтения).

4.                  Сухомлинский В. А. О воспитании: научное издание / В. А. Сухомлинский; сост. С. Соловейчик. Москва: Политиздат, 1975. — 270 с..

5.                  Тутолмин А. А. Нравственное воспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки : на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /А. А. Тутолмин: 13.00.01. Москва. 2006. 246 с.

6.                  Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования// Вестник практической психологии образования. № 1. Москва. 2011. С. 45–54.

7.                  Фоминых М. В. Инновационные технологии в педагогике: игровое моделирование / М. В. Фоминых // Гуманитарные и социальные науки. — Электронный журнал. 2009. № 5. С. 70–76. Режим доступа к журн.: http: // www.hses-online.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle