Авторы: Макеева Елена Александровна, Литвинова Мария Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 12.05.2016

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Макеева Е. А., Литвинова М. А. Современное информационное пространство в системе воспитания подрастающего поколения // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1241-1245.



Динамичные изменения, происходящие в мире и в России во всех сферах жизнедеятельности человека, и прежде всего в активно развивающемся информационном пространстве, определяют резко возрастающий объем информации, циркулирующей в социуме и воздействующей на формирующуюся личность, затрудняют ее социальную ориентацию. Они предъявляют, с одной стороны, принципиально новые требования к воспитанию и развитию «информационной» личности подрастающего человека — мобильной и способной к творческой переработке потока информации, с другой — сама инфраструктура информационного общества обладает богатейшими возможностями для творческого развития подрастающего поколения как в связи с доступом ко всему многообразию когда-либо существовавших знаний и ценностей, так и в связи с включением его в активную деятельность — в информационно-коммуникативные взаимодействия с людьми (сверстниками, представителями младшего и старшего поколений), с окружающим миром в целом.

Очень трудно представить на данный момент сферу реальной жизнедеятельности человека, на которую не был бы завязан компьютер. Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Сейчас маловероятно встретить школьника без сотового телефона, ведь заботливые родители хотят, чтобы их ребенок все время находился на связи. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой жизни, изменяя при этом не только отдельные поступки, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы, на мозг, на глаза, снижая тем самым остроту зрения. Сидящие за компьютером дети вынуждены продолжительное время находиться в относительно неподвижном положении. Представьте, а ведь они находятся в такой позе не только в школе, но еще и дома, когда хотят поиграть в какую-то игру. К сожалению, современная необходимость превращается во вредную привычку. Со временем даже взрослые люди начинают ощущать компьютерную зависимость, что уж говорить о маленьких детях? Довольно часто ребенок берет пример с родителей или сверстников, которые захвачены виртуальным миром. Часто бывает даже так, что в целях успокоения ребенка, родители сажают его за компьютер или дают в руки пульт. Вот она, проблема 21 века.

Интеллектуальное развитие ребенка представляет собой получение информации, ее обработку и формулировку каких-либо выводов. При чтении книги ребенок знакомится с ней, читает, напрягается, перерабатывает информацию, создает свои образы, картинки, затем может пересказать прочитанное. А что происходит с компьютерами? Компьютеры, это готовые образы. Иными словами, компьютер подает готовую информацию. Она подана, пережевана, ребенку остается только проглотить. Когнитивное мышление в это время не работает. Бесспорно, определенную базу возможностей для развития компьютеры предоставляют, т. е. с детства можно ознакомиться с техникой, научиться владеть ей, но этому можно научиться и в более осознанном возрасте.

Постоянно играющие в компьютерные игры дети, легко и часто раздражаются, нервничают, «капризничают», особенно если их отвлекать от компьютера. Возникают проблемы с приемами пищи, поскольку снижается аппетит и вместо полноценного питания прямо перед монитором употребляются сухарики, бутерброды и т. д. Нервная система ребенка не справляется с интенсивным воздействием виртуального пространства. Периодически дети просыпаются из-за «страшных снов», в которых не могут пройти уровень или убегают от компьютерных монстров.

Не обходится и без того, что дети, посмотрев сериалы или поиграв в игры, начинают копировать поведение своих любимых героев. Ребенок искренне не понимает, за что его ругают, когда он бьет сверстника в смертельные точки, как в компьютерной игре. Большинство мультфильмов предлагают опасные и агрессивные модели поведения, например решение проблем насилием и жестокостью («положительный герой» может легко искалечить «отрицательного»). Сломанные руки, ноги, разбитый череп, глаза, вывалившиеся из глазниц, и другие ужасы физической расправы изображаются в мультфильмах не по-детски натуралистично. Дети смеются, им нравится, а раз нравится — они могут попробовать повторить действия своего кумира.

Скорее всего, проблема в том, что дети в важный для их жизни период находят интерес именно в интернете. Забыты многие развивающие игры, такие как монополия, домино, настольный хоккей, футбол. А как же прогулка во дворе со своими сверстниками, игры на детских площадках, где ребенок может выплеснуть свою энергию в ходе активной деятельности? К сожалению, в современном мире все больше и больше приобретает популярность “болезнь” в духе “у кого больше, дороже и новее гаджет, тот и круче”. Интеллектуальное развитие, начитанность, духовные качества становятся не столь важны.

Помимо всего перечисленного, есть еще одна ловушка. Это социальные сети. Зависимость днями и ночами листать новостную ленту, выкладывать фотографии, показывая тем самым свою “крутость”, которая выражается в подарках, одежде и даже еде. Мы забыли, что такое нормальное общение. А как знакомиться друг с другом, как общаться? Мы потеряли, а не приобрели.

Прекрасный эксперимент провела семейный психолог, Екатерина Мурашова. Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т. п.

Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т. п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Лабиринт Что делали подростки во время эксперимента?

– готовили еду, ели;

– читали или пытались читать,

– делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

– смотрели в окно или шатались по квартире;

– вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

– складывали головоломки или конструктор «Лего»;

– рисовали или пытались рисовать;

– мылись;

– убирались в комнате или квартире;

– играли с собакой или кошкой;

– занимались на тренажерах или делали гимнастику;

– записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

Лабиринт – играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

– трое писали стихи или прозу;

– один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

– одна девочка вышивала по канве;

– один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

– один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

– одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

– одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли. Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники. Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента. 63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния. Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей. Какой вывод следует из всего этого? А давайте каждый решит для себя сам, ведь себя мы точно не обманем.

Несомненно, что активно и продуктивно совершенствовать себя в современном информационном пространстве может человек со сформированными информационными и коммуникативными умениями и операциями, которые могут быть включены в понятие информационной культуры личности.

В свою очередь, специально организованная научно обоснованная подготовка такой личности должна стать сегодня важнейшим направлением современного образования подрастающего поколения, и в условиях его модернизации — одним из условий его качественного изменения.

Этим обусловлена необходимость научного осмысления феномена подрастающего поколения как развивающегося в современном информационно-психологическом пространстве общества в условиях равноправного диалога поколений как формы коммуникации и как механизма личностного и социального развития. Очевидно, что такого рода переход не может произойти сам собой, без осмысления механизмов и закономерностей данного процесса, приведения в соответствие с ними социальных институтов.

Лабиринт

Литература:

  1. Макеева Е. А. — Инновационные методы обучения как необходимый элемент модернизации образования в современной России // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — № 8. — С. 149–152.
  2. Макеева Е. А. — Исторический и личностный смысл познания // Вестник Казанского технологического университета. — 2014. — Т. 7. — № 1. — С. 351–353.
Основные термины (генерируются автоматически): Вестник Казанского технологического, процессе эксперимента, Казанского технологического университета, правилам проведения эксперимента, информационном пространстве, Интеллектуальное развитие, жизнедеятельности человека, прекращения эксперимента, условиями эксперимента, результатов эксперимента, Автор эксперимента, компьютерные игры, дети вынуждены продолжительное, социальные сети, компьютерные игры дети, развивающемся информационном пространстве, конца эксперимент, Интеллектуальное развитие ребенка, сферу реальной жизнедеятельности, современном информационном пространстве.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос