Автор: Уматалиева Камила Тахировна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Библиографическое описание:

Уматалиева К. Т. Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 176-177.

В стране в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров и Законом Республики Узбекистан «Об образовании», принятыми по инициативе Президента Ислама Каримова, осуществляется широкомасштабная работа по реформированию системы образования, в частности высшего образования. Успешно претворена в жизнь непрерывная система образования, охватывающая обучение в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах и высших учебных заведениях.

В нынешний век глобализации и информационных технологий, интеллектуальные ресурсы имеют приоритетное значение. Сегодня высококвалифицированные кадры, подготовленные на уровне мировых стандартов, глубоко овладевшие всеми гранями передовой науки и знаний, высококлассные профессионалы — это самые востребованные ресурсы в мире. Поэтому ныне самым эффективным и долгосрочным вложением являются инвестиции в образование. Ярким тому примером может служить опыт осуществления последовательных реформ в сфере высшего образования нашей страны. Для достижения данных целей важную роль имеет система повышения квалификации преподавателей. На данный момент в Узбекистане функционирую центры, институты, факультеты повышения квалификации преподавателей профессионального образования. Именно на данных курсах раз в три года педагоги получают новые знания, новые технологии и методики обучения и где они совершенствуют свои профессиональные знания.

Эффективность профессиональной деятельности педагогов зависит от многих факторов. Среди них особое место занимает профессиональная компетентность. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность не предопределена на весь период профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения профессиональной компетентности.

На сегодняшний день развитие методической компетентности одна из важных задач системы повышения квалификации, сама профессиональная компетентность или методическая компетентность состоят из ряда компетенций, но как ранее было сказано, в век технологии и коммуникаций, важной является коммуникативная компетенция.

Методическая компетентность педагога неразрывно связана с его коммуникативной компетентностью. По мнению Л. И. Луценко, коммуникативная компетенция это ядро профессионализма педагога, а сущность педагогической деятельности составляет взаимодействие с обучающимися. В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:

-          способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде

-          компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порожде-ние и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи.

-          умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;

-          способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов;

-          владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности.

Реализация современных личностно ориентированных образовательных технологий не возможна, если педагог не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не готов гибко управлять процессом взаимодействия в ходе обучения и воспитания, применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию и т. д. От коммуникативной компетенции педагога зависит благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность установления контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем, удовлетворенность учителя и учащихся своим трудом. Развитие коммуникативной компетенции педагога можно рассматривать и как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования.

Анализируя всё выше сказанное, была определенна модель развития коммуникативной компетенции преподавателя профессионального колледжа.

В профессиональной деятельности педагога профессионального колледжа коммуникативная компетенция должна выполнять три функции:

-          коммуникативную, включающую обмен информацией;

-          интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

-          перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Критерии развития же коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

-          умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

-          умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

-          умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle