Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 19.12.2014

Статья просмотрена: 2263 раза

Библиографическое описание:

Молчанова, И. Г. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования / И. Г. Молчанова, М. Н. Фалькова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6947/ (дата обращения: 26.04.2024).

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Возрастание роли английского языка в формировании ключевых компетенций студентов средних специальных учебных заведений обуславливается расширением международных экономических связей, увеличением числа совместных предприятий, фирм, развитием глобальных компьютерных сетей, все большим использованием в практике предприятий импортного оборудования и зарубежных технологий. Все это приводит к повышенной потребности в специалистах, владеющих английским языком способных осуществлять иноязычное языковое общение, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность в области международного сотрудничества. Владение английским языком необходимо так же, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. В связи с этим возникает необходимость в формировании профессионально — коммуникативной компетенции в сфере среднего профессионального образования.

После введения ФГОС в сферу профессионального образования появилась необходимость в применении компетентностного подхода. Такой подход акцентирует внимание на результатах образования, которые понимаются не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Для профессиональных образовательных учреждений набор этих ситуаций зависит от видов деятельности, определяемых стандартом специальности обучающихся.

Введение компетентностного подхода повлекло за собой переоценку целеполагания в обучении иностранному языку. Проблема целеполагания — одна из самых основных задач проектирования обоснованной системы иноязычной подготовки специалистов в сфере среднего профессионального образования. Целеполагание означает собственную определенность среднего профессионального образования, его смысловое конструирование, придающее ему целостность, направленность и конкретность воспитательному процессу. Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, иностранным языком, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и мобильности. В соответствии с целью обучения иностранному языку — формированием профессионально- коммуникативной компетенции, отмечено, что знания, умения и навыки студентов средних профессиональных заведений ниже требуемого уровня владения иностранным языком в соответствии с «Общеевропейскими компетенциями», ГОС СПО (второго поколения). Подобная ситуация затрудняет достижение поставленной цели и обуславливает смену содержания обучения, организационных форм и поиск таких способов реализации образовательного процесса, которые позволят решить задачу формирования требуемой компетенции

Термин коммуникативная компетенция был использован Н.Хомским во второй половине 20 века и первоначально обозначал языковую компетенцию, складывающуюся из способности индивида: а) понимать и образовывать неограниченное число предложений, построенным по структурным схемам; б) обнаруживать формальное сходство или различие близких по своему содержанию высказываний. Затем, из лингвистики, термин был перенесен в социолингвистику и методику обучения иностранного языка и понимался как речевая способность индивида.

Одной из составляющих коммуникативной компетенции является социальная компетенция. Она предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими людьми, уверенность в себе, умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложной ситуацией. Очень важно сформировать чувство толерантности или терпимости к точке зрения, отличной от вашей.

И. А. Зимняя вводит понятие социально-профессиональная компетентность, в котором наряду с социальной частью единой социально-профессиональной компетентности, представлена деятельностная, основанная на междисциплинарных знаниях, многоуровневых умениях, проявляемых в профессиональной деятельности.

Данное понятие особенно важно, так как в совокупности конкретизируют цель обучения иностранному языку, учитывая его профессиональную направленность, помогает решить проблему подготовки специалистов в соответствии с требованиями работодателей. На основании этого подчеркивается необходимость переноса акцента цели обучения иностранному языку с формирования коммуникативной компетенции (КК) на профессионально-коммуникативную компетенцию.

Таким образом, под определением понятия «профессионально-коммуникативная компетенция» для студентов среднего профессионального образования понимается модель поведения человека, которая включает личностные качества, знания, умения и навыки использовать специальный язык, характерный для той или иной сферы профессиональной деятельности, умение спрогнозировать сценарий, составить план общения и провести презентацию с учетом индивидуальных особенностей собеседников, на основе соблюдения определенной скорости речи, адекватного стиля и объема высказывания.

Общение состоит главным образом не из речевых действий, а из речевых коммуникативных задач, которые выходят на коммуникативную деятельность, составляют собственно общение. Цель обучения — это не только то, что и как нужно передать обучаемому, чтобы он смог воспринять и усвоить, но и то, чтобы добиться определенного уровня владения им иностранным языком.

Сформированность профессионально-коммуникативной компетенции может оцениваться следующими критериями: умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, владеть навыками разговорно-бытовой речи (владеть нормативным произношением и ритмом речи и применять их для повседневного общения); понимать устную (монологическую и диалогическую) речь на бытовые и профессиональные темы; активно владеть наиболее употребительной грамматикой; знать базовую лексику общего языка, а также основную терминологию своей узкой специальности; читать и понимать со словарем специальную литературу по узкому профилю специальности; делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой); участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью (задавать вопросы и отвечать на вопросы); владеть основными навыками письма, необходимыми для подготовки проектов, докладов и ведения переписки. Практическое владение языком специальности предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации. Отмечается, что в речи допустимо наличие таких ошибок, которые не искажают смысла и не препятствуют пониманию.

В Нижневартовском политехническом колледже в программу дисциплины «иностранный язык» включен профессионально-ориентированный раздел, который предполагает изучение студентами языкового материала, включающего в себя специальную лексику и грамматику, характерную для официально-делового и научного стилей речи, осваивание жанров устной и письменной коммуникации, используемой в профессионально-деловой сфере, темы и ситуации профессионально-делового общения.

В качестве примера может служить профессионально — ориентированный раздел по профессии 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения, который включает в себя следующие темы: Профессии и профессиональные качества; История создания компьютера; Устройство персонального компьютера; Аппаратное обеспечение; Программное обеспечение; Виды данных. Этот раздел способствует повышению уровня профессионально — коммуникативной компетенции студентов в профессиональной сфере.

Однако, небольшой объём учебных часов, отводимых на дисциплину иностранный язык является серьёзной проблемой, препятствующей формированию профессионально-коммуникативной компетенции студентов на достаточно высоком уровне. Способом решения этой проблемы может быть использование на занятиях современных методических приёмов, а также хорошо продуманная и организованная внеаудиторная деятельность студентов. Эффективно показали себя такие технологии обучения как: метатехнологии, макротехнологии, мезотехнологии, микротехнологии.

1.         Метатехнологии: технологии личностно ориентированного образования (В. В. Сериков, И. С. Якиманская); развивающего образования (В. В. Давыдов, Э. Ф. Зеер, А. А. Леонтьев, Б. Д. Эльконин и др.); информационно-коммуникационные технологии.

2.         Макротехнологии: технологии модульного обучения; проектные технологии и технологии критериального оценивания;

3.         Мезотехнологии: технологии реализации отдельных частей (модулей) образовательного процесса, направленные на решение частных дидактических, методических или воспитательных задач: проведение занятия по определенной теме, усвоение, повторение, контроль знаний (кейс-стади метод, метод проблемных заданий, моделирование педагогических ситуаций и др.).

4.         Микротехнологии или технологии, целью применения которых в учебном процессе является решение узких задач на контактно-личностном уровне (взаимодействие субъектов образовательного процесса), например, технологии обучения чтению, письму, говорению, аудированию.

Для организации внеаудиторной работы по английскому языку студентов в Нижневартовском политехническом колледже был составлен сборник методических рекомендаций и заданий, а также сборник контрольных и проверочных работ по профессионально-ориентированным разделам.

Использование вышеперечисленных приемов работы совершенно оправдано при обучении студентов, поскольку позволяет интенсифицировать учебный процесс и, тем самым, обеспечить овладение студентами профессионально-коммуникативной компетенцией, а также способностями самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, активно и творчески участвовать в обсуждении и анализе изучаемого материала и активно применять полученные знания и умения на практике.

 

Литература:

 

1.       Адольф, В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя [Текст] / В. А. Адольф: автореф. дис… д-ра пед. наук / 13.00.01. — М., 1998. — 48 с.

2.       Аитов, В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов: на примере неязыковых факультетов педагогических вузов [Текст] / В. Ф. Аитов: автореф. дис...д-ра пед. наук / 13.00.01. — СПб., 2007. — 48

3.       Байденко, В. И. Болонский процесс: курс лекций [Текст] / В. И. Байденко. — М.: Логос, 2004. — 208 с.

4.       Безукладников, К. Э. Проектирование лингвоинформационных технологий обучения иностранному языку [Текст] / К. Э. Безукладников, Б. А. Крузе // Начальная школа. плюс До и После. — 2013. — № 6. — С. 62–66.

5.    Зникина Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров: Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08: Кемерово, 2005. — 406 c.

6.    Козлова В. М. Применение проблемного метода в обучении иностранному языку/ В. М. Козлова [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2007–2.html

7.    Flyvbjerg, Bent. Five misunderstandings about case study research. Qualitative Inquiry, vol. 12, № 2, April 2006, pp. 219–245.

8.    Reave L. Technical communication instruction in engineering schools: a survey of top-ranked U. S. and Canadian programs // Journal of Business and technical Communication. — 2004. — pp. 452–490.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, профессиональное образование, коммуникативная компетенция, английский язык, образовательный процесс, Нижневартовский политехнический колледж, Программное обеспечение, профессиональная деятельность, профессионально-коммуникативная компетенция, учебный процесс.

Похожие статьи

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность, стратегический компонент...

Коммуникативная компетенция как базисная категория...

иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность, стратегический компонент...

Об интегративном развитии общих и профессиональных...

иностранный язык, профессиональное образование, коммуникативная компетенция, образовательный процесс, английский язык, учебный процесс, Программное обеспечение, профессиональная деятельность...

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде...

коммуникативная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение. Поэтапное обучение иностранному языку в технических вузах. Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция...

коммуникативная компетенция, Иностранный язык, речевая деятельность, социолингвистическая компетенция, компетенция, язык, иноязычная коммуникативная компетенция, современная теория...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении. Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность, стратегический компонент...

Рубрика: Высшее профессиональное образование

иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, неязыковый вуз, внеаудиторная деятельность, онлайн ресурс, студент, профессиональная деятельность, педагогическая технология формирования...

Похожие статьи

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность, стратегический компонент...

Коммуникативная компетенция как базисная категория...

иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность, стратегический компонент...

Об интегративном развитии общих и профессиональных...

иностранный язык, профессиональное образование, коммуникативная компетенция, образовательный процесс, английский язык, учебный процесс, Программное обеспечение, профессиональная деятельность...

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде...

коммуникативная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение. Поэтапное обучение иностранному языку в технических вузах. Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция...

коммуникативная компетенция, Иностранный язык, речевая деятельность, социолингвистическая компетенция, компетенция, язык, иноязычная коммуникативная компетенция, современная теория...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении. Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность, стратегический компонент...

Рубрика: Высшее профессиональное образование

иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, неязыковый вуз, внеаудиторная деятельность, онлайн ресурс, студент, профессиональная деятельность, педагогическая технология формирования...