Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде (из опыта преподавания иностранного языка в техническом вузе) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жданова, Г. А. Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде (из опыта преподавания иностранного языка в техническом вузе) / Г. А. Жданова, И. Н. Кокорина, Л. В. Альмяшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 656-657. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36109/ (дата обращения: 23.04.2024).



Развитие коммуникативной компетенции, подразумевающей способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка, лежит в основе преподавания иностранного языка в современном техническом вузе. Поэтому следует максимально использовать в образовательном процессе интегрированный подход при изучении дисциплин гуманитарного цикла, в частности, иностранного языка. Данный подход состоит в максимальном содействии в формировании ценностного отношения к общечеловеческой и национальной культуре, стремлении к коммуникативным связям с представителями других народов, знакомстве с их культурами. «Иностранный язык, таким образом, становится инвариантной составляющей содержания подготовки студентов-бакалавров в техническом вузе и приобретает свойства культурологического компонента с выраженной направленностью у преподавателей иностранного языка на выявление, обогащение и использование культурной идентификации будущих специалистов» [1, C.952].

Как известно, коммуникативная компетенция отражает уровень владения языковыми средствами. Однако не следует преуменьшать также и ценность сведений о языке, как феномене национально-культурного сегмента, который отражает социальный и исторический опыт народа, основные духовные ценности, национальные традиции и эстетические возможности. Задача преподавателя иностранного языка — «дать возможность обучающимся мыслить, рассуждать, анализировать и делать выводы на иностранном языке, не ограничивая сферу учебной деятельности выполнением традиционных коммуникативных упражнений и заданий» [2, C.12].

Скрытые резервы творческой активности и заинтересованности в успешном и осознанном овладении иностранным языком есть практически у каждого студента. Таким образом, использование творческого потенциала студентов-бакалавров может стать одновременно как целью, так и средством в процессе формирования их коммуникативной компетенции. Цель же, стоящая перед педагогами, — научить студентов грамотно и развернуто выражать свои мысли на иностранном языке. Для этого необходимо создать такие педагогические условия, при которых студенты-бакалавры будут ощущать доброжелательную, располагающую к диалогу атмосферу на занятии. При этом толерантность к возникающим при говорении ошибкам и высказываниям становится этической нормой для преподавателя и согруппников.

Для обогащения своего активного словаря, в основе которого лежит лексический минимум, необходимо приложить, как правило, немало интеллектуальных усилий. А ограниченность времени на занятии требует концентрированной деятельности обучающихся, их вербальной памяти и зрительной дифференциации.

Чтобы приблизить студентов–бакалавров к языковой среде в процессе обучения иностранному языку мы используем различные аутентичные тексты, раскрывающие разнообразные стороны жизни людей странах изучаемого языка. Рубрики могут быть самые разнообразные: письма из страны; современная литература и искусство; города и достопримечательности; знаменитые люди и ученые; путешествия по стране и экскурсии по городам; актуальные вопросы науки; праздники и обычаи; рассказы о повседневной жизни молодежи; поучительные истории и др.

Как готовый аутентичный материал для оформления коммуникативной деятельности студентов-бакалавров данные подборки могут быть взяты из различных источников, в том числе и журнальных. Статьи, рассказы, поэтические произведения оказывают благоприятное воздействие на обучающихся, обогащают их знания о стране и ее культуре, совершенствуют языковые навыки и умения, позволяют познакомиться с жизнью сверстников из других стран. Мы полагаем, что применение аутентичных текстов является одним из действенных средств в развитии коммуникативной компетенции студентов-бакалавров. И успешность данного процесса напрямую зависит от качества используемой литературы в учебном процессе при изучении иностранного языка во внеязыковой среде.

Из многообразия аутентичных текстов особая роль должна отводиться аудиотекстам, так как это позволяет студентам в ситуации повседневного общения лучше воспринимать иноязычный информационный поток. Только в том случае, если обучающиеся научатся воспринимать иноязычную речь на слух, они смогут понимать речевой контекст в реальных условиях общения. В данном случае вполне подойдут в качестве учебного материала художественные фильмы, передачи, записанные из прямого эфира. Успешность обучения трудно представить без достаточного количества аудиодиалогов и полилогов, которыми в достаточном объеме располагает кафедра иностранных языков КемТИППа. Сложность обучения этому языковому аспекту связана с декодированием чужих мыслей, переводом их в речевое пространство субъекта. Поэтому задания по развитию навыков аудирования выстраивается нами в определенной последовательности и по этапам обучения таким образом, чтобы на каждый учебный семестр приходился определенный комплекс умений и знаний, которыми должны овладеть студенты.

В своей образовательной деятельности преподаватели кафедры уделяют должное внимание информационным образовательным технологиям, по структуре и методике преподавания предполагающим применение специальных информационных средств обучения (персональные компьютеры, аудио — и видеосистемы, специальное и методическое обеспечение), что соответствует современному качеству интернационального высшего образования, личностному и профессиональному развитию обучающихся в техническом вузе.

Студенты-бакалавры демонстрируют усвоенные знания различными способами: презентации, рефераты с использованием видеоряда, защиты проектов по выбранным темам, тематические коллажи. Хорошо зарекомендовал себя метод драматизации. Охотно инсценируют студенты-бакалавры отрывки из литературных произведений, сценки из повседневной жизни, читают стихи и поют эстрадные и народные песни стран, изучаемого языка. В учебных группах студентами-бакалаврами были подготовлены творческие занятия: «Пасха в Германии», «Рождество в странах Европы», «Праздник урожая в Германии, Франции и Швейцарии», «Поэзия Рильке глазами молодого поколения. Анализи инсценировкастихотворений «Aus einem April», «Wir sind nur Mund». Такжебылиподготовленызащитыпроектов: «Was essen die Deutschen?», «Die jugendliche Ernährung in deutschen Universitäten», «Russische und deutsche Sprichwörter». В качестве научно-исследовательской работы студенты-бакалавры представляли доклады на зарубежных молодежных форумах и публиковали статьи в сборниках научных трудов, как в нашей стране, так и за рубежом: «Слово хлеб в художественных произведениях немецких авторов (H. Fallada) как маркер исторического времени», «Русская тюря — немецкий Brotsuppe. Общее и отличное» и др.

В результате мы могли наблюдать рост речевой активности студентов, усиление мотивации дальнейшего изучения иностранного языка, обогащение и расширение спектра коммуникативных знаний и умений студентов, направленных на осуществление коллективной деятельности и субъект-субъектные отношения.

Литература:

  1. Жданова Г. А., Кокорина И. Н., Альмяшова Л. В. К вопросу о проектной работе по иностранному языку в техническом вузе (из опыта работы)//Молодой ученый. 2015. № 23 (103). — С. 950–952.
  2. Шалимова Д. В., Жданова Г. А. Влияние внеаудиторной деятельности на иностранных языках на формирование компетентного специалиста// Научные труды SWorld. 2013. Т. 23. № 1. — С. 12–15.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент, технический вуз.


Похожие статьи

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент, профессиональная иноязычная

Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку. Автор: Сумцова Ольга Витальевна. Рубрика: Педагогика.

Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной...

Сулейменова А. Х., Сагадиева К. К. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза

Иностранный язык является важным средством формирования профессиональной компетенции студентов технических вузов.

Коммуникативная компетенция как базисная категория...

Вместе с тем, пока еще не выработан оптимальный подход к формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, Иностранный язык, речевая...

Обучение грамматическим конструкциям иностранного языка...

Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции средствами иностранного языка в техническом вузе. Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку.

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

За 90 часов необходимо дать студентам определенный минимум компетенций.

коммуникативная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение

Поэтапное обучение иностранному языку в технических вузах.

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, неязыковый вуз, внеаудиторная деятельность, онлайн ресурс, студент, профессиональная деятельность, педагогическая технология формирования, учебный процесс...

Применение интерактивных методов обучения в процессе...

Проверка педагогической эффективности формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов технических специальностей вузов

Сформированность базовых компетенций по иностранному языку студентов специальности 5B042000 «Архитектура»...

Похожие статьи

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент, профессиональная иноязычная

Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку. Автор: Сумцова Ольга Витальевна. Рубрика: Педагогика.

Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной...

Сулейменова А. Х., Сагадиева К. К. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза

Иностранный язык является важным средством формирования профессиональной компетенции студентов технических вузов.

Коммуникативная компетенция как базисная категория...

Вместе с тем, пока еще не выработан оптимальный подход к формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, Иностранный язык, речевая...

Обучение грамматическим конструкциям иностранного языка...

Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции средствами иностранного языка в техническом вузе. Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку.

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

За 90 часов необходимо дать студентам определенный минимум компетенций.

коммуникативная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение

Поэтапное обучение иностранному языку в технических вузах.

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, неязыковый вуз, внеаудиторная деятельность, онлайн ресурс, студент, профессиональная деятельность, педагогическая технология формирования, учебный процесс...

Применение интерактивных методов обучения в процессе...

Проверка педагогической эффективности формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов технических специальностей вузов

Сформированность базовых компетенций по иностранному языку студентов специальности 5B042000 «Архитектура»...

Задать вопрос