Автор: Уматалиева Камила Тахировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 1513 раз

Библиографическое описание:

Уматалиева К. Т. Развитие профессиональных и методических компетенций преподавателя колледжа в процессе повышения квалификации с применением современных технологий обучения // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 419-423.

Компетенция действия сегодня бесспорно считается вышестоящей целью профессионального образования, и, что интересно, концепции производственного обучения и повышения квалификации все больше ориентируется на понятие «профессиональная компетенция действия». Принимая во внимание заказ профессиональных колледжей на образование, прежде всего, важно различать компетенцию и квалификацию. Компетенция обозначает успехи в учебе, принимая во внимание самих учащихся и их способность к действиям с чувством собственной ответственности за свои действия в частной профессиональной и общественной сфере. Это понимание рассматривает подробно также профессиональную учебу принципиально исходя из способностей и интересов субъекта. Это ни в коим образом не исключает ее применимости на рынке труда, тем не менее, применимость не возводится в крайне важный критерий оценки. Напротив, в понятии квалификация учитываются знания, навыки и умения, применительно к возможности их использования в частной, профессиональной и общественной сфере .

Исходя из этого общего понятия компетенции, нужно подробнее объяснить компетенцию действия и профессиональную компетенцию действия.

Компетенция действия – это способность и готовность человека к действиям с сознанием ответственности за собственные действия. С одной стороны она является (предварительным) результатом процессов учебы и развития отдельного человека в социальной интеграции, с другой стороны, является также предпосылкой для дальнейшего развития индивидуальной компетенции. Развитие компетенции действия нужно понимать как продолжающийся всю жизнь процесс, который в определенной фазе должна структурировать и поддержать профессиональный колледж. Для организации обучения это означает, что нужно всерьез относиться к имеющейся у учащегося компетенции, способствовать развитию компетенции и заложить основу дальнейшего развития компетенции после профессионального образования.

Профессиональная компетенция действия – это способность и готовность человека действовать в профессиональной ситуации целесообразно, технически грамотно, продуманно и в соответствии с общественной ответственностью, т.е., самостоятельно и целенаправленно решать поставленные задачи на основе знаний и опыта, а также при помощи собственных идей, оценивать найденные решения и усовершенствовать свою способность действовать. Профессиональная компетенция действия включает в себя компоненты профессиональной компетенции, личностной компетенции и социальной компетенции.

Профессиональная компетенция – это способность и готовность самостоятельно, профессионально грамотно и руководствуясь методами прорабатывать постановки задачи и оценивать результат. Сюда относятся также «экстрафункциональные квалификации», такие как логическое, аналитическое, абстрагирующее, интегрирующее мышление, а также распознавание взаимосвязей систем и процессов. Применительно к положениям об организации профессиональной подготовки для производственного профессионального обучения профессиональная компетенция соответствует цели: способствовать выполнению профессиональной деятельности, которая … включает в частности самостоятельное планирование, проведение и контроль.

Личностная компетенция обозначает способность и готовность человека как личности разрешать вопросы шансов развития, требований и ограничений в профессии, семье и общественной жизни, обдумывать и оценивать их, раскрывать собственные таланты, а также формулировать и развивать жизненные планы. Сюда в частности относится также разработка продуманного представления о ценностях и автономное формирование ценностей.

Социальная компетенция обозначает способность и готовность учитывать и понимать социальное отношение и состояние интересов, уделяемое внимание и натянутые отношения, а также рационально и с сознанием собственной ответственности объясняться с другими людьми и достигать соглашения. Сюда же в частности относится также развитие социальной ответственности и солидарности.

Неотъемлемой составной частью как профессиональной компетенции, так и личностной и социальной компетенции является методическая компетенция, коммуникативная компетенция и учебная компетенция.

Методическая компетенция обозначает способность и готовность к целенаправленному, планомерному образу действия при выполнении профессиональных заданий и решении проблем (например, при планировании рабочих шагов). При этом самостоятельно выбираются, применяются, а при необходимости усовершенствуются изученные методы мышления и способы работы или стратегии решения для преодоления рабочих заданий и проблем. Методическая работа охватывает самостоятельную организацию и оценку; это требует собственной инициативы и творчества.

Коммуникативная компетенция подразумевает способность и готовность обмениваться обстоятельствами дела и душевным настроем через вербальный (устную и письменную речь) и формальный (формулы, графики ...) языки, а также и при помощи невербальных средств (посредством жестикуляции и мимики)! Сюда же относится способность и готовность воспринимать, понимать и представлять собственные намерения и потребности, а также намерения и потребности партнеров. Таким образом, речь идет о понимании и организации коммуникативных ситуаций.

Учебная компетенция – это способность и готовность самостоятельно и вместе с другими лицами понимать и применять информацию об обстоятельствах дела и взаимосвязях и упорядочивать их в мыслительные структуры. Что касается профессиональной работы, то здесь учебная компетенция развивается в умственной переработке профессиональных представлений (чертежей, схем, специальных статей), а также в понимании и толковании социальных отношений и действий в группе и их документальном оформлении (сообщения в газетах, статьи в журналах, фильмы и пр.). К учебной компетенции относится в частности также способность и готовность в профессии и за пределами профессиональной сферы развивать учебные приемы (техники обучения) и стратегии обучения и использовать их для повышения квалификации. Настоящая время нами в процессе повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин применяется несколько современные технологии обучения такие как «Лаборатория будущего», «Проблемные обучения» «Перекрестная наметка идей», «Морфологическая матрица», « Латеральное мышление» позволяющие развитию методическую компетенции и творческую мышлению слушателей.

Один из таких технологий является «Изучения случая». Изучение случая – это комплексный методический прием обучения (учебный метод, обучающий метод, предмет усвоения), который построен на структурах решения проблемы или на структурах распознавания проблем. Задаются проблемы чаще всего в форме (профессионального) случая или же они выводятся из конкретных случаев. Главное значение имеет то, что сложные случаи приспосабливаются к месту применения, к школе, колледже или процессе повышения квалификации, т.е. они упрощаются, сокращаются и структурируются таким образом, чтобы обучаюшиеся могли с все с большей самостоятельностью решить свойственную случаям задачи.

Дидактическая цель применения технологии «Изучения случая» заключается прежде всего в улучшении методических компетенции действия.

Методическая цель метода изучения случая заключается в определении вариантов решения проблемы, включая их оценку, или в поиске обоснования для решения проблемы. Для изучения случая приспосабливается какая-либо проблемная ситуация, которая, как правило, уже произошла в действительности. Слушатели получают задание анализировать проблемную ситуацию и с максимально возможной самостоятельностью искать пути решения проблемы. В поиске решений проблемы слушатели должны по возможности противопоставлять различные предложения решения и взвешивать по отношению друг к другу их преимущества и недостатки, прежде чем они придут к обоснованному решению. Затем это решение сравнивается с решением в реальном случае.

Немецский ученый Кайзер (KAISER) приводит следующие четыре важных варианта изучения случая :

Метод

Проблемная ситуация

Получение информации

Решение проблемы

Метод изучения конкретного случая

- нужно распознать и анализировать скрытые проблемы

- информация предоставляется

- определение вариантов решения

- принятие решений

- сравнение решения с реальным принятым решением

Метод проблемного случая

- проблемы уже сформулированы

- информация предоставляется

- определение вариантов решения

- приятие решений

- при необходимости сравнение с реальным решением

Метод непредвиден-ного случая

- случаи представляются в пробелами

- проблемы не названы

- информацию необходимо получить самостоятельно

- определение вариантов решений

Метод с поставлен-ной задачей

- проблемы и варианты их решения уже заданы

- информация предоставляется

- критика имеющихся решений

- при необходимости поиск дополнительных вариантов решений


Метод изучения случая был разработан для профессионального обучения юристов (дидактическая казуистика: изучение отдельного случая): Во время обучения начинающие юристы обучались на (отдельном) случае: они разделяли случай на отдельные пригодные для проработки элементы, искали собственные решения, исполняли различные роли в случае, моделировали решение и критически обсуждали случай в целом.

Изучение случаев весьма ценно прежде всего для лиц, недавно начавших свою профессиональную, педагогическую деятельность, и для практиков, потому что оно вносит важный вклад в профессиональную ориентацию, поскольку обсуждает реальные условия будущей профессиональной деятельности. В сфере управления Метод Изучения Случая также является составной частью профессионального обучения .

Метод Изучения Случая предъявляет высокие требования как к преподавателю, так и к слушателям курса, Преподаватели должны искать подходящие случаи, после выбора обобщать всю важную информацию, предварительно обрабатывать ее с дидактической точки зрения и инициировать учебные процессы. Они должны найти компромиссное решение, нечто среднее между управлением и постепенным отступлением на задний план. Слушатели курса должны обладать опытом групповой работы, творческого подхода к работе и опытом самостоятельного поиска информации и ее оценивания. Если этого нет, то эти навыки нужно отрабатывать в предварительной тренировке . Случаи – это более или менее комплексные обстоятельства дела или проблемы из мира труда, или же эпизоды из жизни и профессиональной сферы, к которым предъявляются следующие три основных условия :

Случай должен

  • соответствовать действительности;

  • быть обозримым;

  • допускать несколько решений.“

Изучение Случаев никогда не может полностью отразить комплексную реальную ситуацию, поэтому они должны предварительно перерабатываться с дидактической точки зрения, т.е. случаи должны структурироваться, сокращаться и упрощаться. Моделирование в вымышленной ситуации означает отсутствие риска для учащихся. Представление случая чаще всего осуществляется в форме описания.

При дидактической переработке комплексные случаи могут быть переработаны в пригодную для слушателей форму следующим образом:

  • представление отдельных проблем как уже решенных проблем;

  • показ отдельных решений проблемы при помощи дополнительного материала;

  • ограничение постановки цели.

Слушатели не обязательно должны найти все возможности решения проблемы.

Применение технологии «Изучения случая» на учебных занятиях может осуществляться следующим образом:

  • преподаватель и все слушатели совместно разбирают случай ;

  • некоторые учащиеся изучают случай в группе, остальные учащиеся наблюдают;

  • оптимально: работа в нескольких малых группах с руководителем дискуссии,

  • каждый учащийся сам изучает случай;

  • несколько малых групп разрабатывают различные случаи.

Последовательность этапов применения технологии «Изучения случая» состоит в следующим: сопоставление → информация → исследования → решение → обмен мнениями → сверка с оригиналом .

  1. Сопоставление:

  • Преподаватель (как правило): создать проблемную ситуацию с открытым решением проблемы (возможны несколько решений), предоставить важные связанные между собой данные или
    предварительную информацию, мотивировать дальнейшую разработку слушателем необходимости подготовить конкретные рабочие задания , возможно познакомить слушателей с необходимыми методами;

  • Слушатели (пленум → малые группы): анализировать и понимать проблемный или конфликтный случай, а также ситуацию (событие, действующие лица, основные условия), распознавать/понимать проблему и признавать ее для себя (Что нужно решить? Анализ цели), разработать фактическое состояние дела/информацию, составить дальнейшие данные.

В ходе анализа ситуации слушателем могут быть заданы следующие вопросы :

  • „Какие составные части являются важными, а какие неважными?

  • Какие отношения существуют между отдельными элементами (факторы, объекты, события) комплексной ситуации?

  • Где и как проявляются проблемы?

  • В чем заключаются собственные причины проблем?

  • Как могла бы выглядеть улучшенная ситуация по сравнению с исходной ситуацией?

  • Какие самые большие сложности возникают на пути решения проблемы?

  • На какие вопросы нужно обратить особое внимание при поиске возможностей решения?“.

  1. Информация:

  • Слушатели (малые группы): разработать календарный план информационной фазы, все с большей самостоятельностью находить дальнейшую важную информацию с использованием различных источников (преподаватель, эксперты из сферы практики и теории, спец.литература, журналы, энциклопедические словари, Интернет, ведомства, учреждения, предприятия и пр.), систематизировать и оценивать ее (возможные вопросы к учащимся: Насколько важны данные и насколько они способствуют продвижению вперед? С каким намерением Вы составили их?),

  • Преподаватель: как правило: предоставление дальнейших доступных для учащихся и понятных им материалов (повышающаяся степень сложности), консультирование;

  1. Исследование (изучение):

  • Слушатели (малые группы): разработать несколько или все возможные варианты решения и показать их в качестве альтернатив, обозначить возможные пересечения (наибольшая степень самостоятельности);

  • Преподаватель: при необходимости предоставление дальнейших материалов/источников или документации, консультирование;

4. Решение (резолюция):

  • Слушатели (малые группы): оценивать варианты по взвешенным критериям (преимущества, недостатки, выводы), выбрать при помощи систематической дискуссии, рассуждения, обоснования (никаких эмоциональных или случайных решений) оптимальные варианты и письменно сформулировать результат (таким образом, чтобы его могли понять также наблюдатели),

  • Преподаватель: наблюдение, при необходимости оказание помощи (критерии оценки, вопросы/импульсы/указания), ведение (модерация) дискуссии;

  1. Обмен мнениями (дискуссия, отстаивание мнения):

  • Слушатели (пленум): в пленуме обосновать и прокомментировать принятое решение, т.е., защищать/отстаивать (аргументы «за» в пользу этого решения и контраргументы «против» собранных альтернативных решений), различные рабочие группы являются в определенной степени „противниками“.

  • Преподаватель: ведение (заботиться о том, чтобы решение не было одобрено преждевременно; паузы, обобщение);

  1. Сверка с оригиналом (сравнение):

  • Слушатели (пленум): после успешного обмена мнениями и если случай основывается на реальном событии: сравнить собственное решение с реально найденным или при необходимости с практически применяемым решением, консультирование с экспертом, если нет сведений о результатах случая

  • Преподаватель: ведение/модерация, помощь.

Преимущества привлечения модератора/ведущего, независимо, будь то преподаватель или учащийся, очевидны: „присутствие модератора в малой группе ведет

  • к систематическому прохождению дискуссии,

  • к дисциплинированному поведению членов группы в ходе дискуссии,

  • к более содержательному и глубокому анализу альтернативных решений,

  • к поиску решения, определяемого спорным путем.“
    Кроме показательных примеров из спец.литературы и специализированных журналов, а также из повседневной прессы, можно было бы рекомендовать обратиться к разнообразию конкретных учебных примеров в сети Интернет:
    при помощи ввода в информационно-поисковую машину, например, «метод исследования случая» «исследование случая биотехнология» и «исследование случая здоровье/социальные науки» можно найти инициативные предложения для показательных примеров и изучения случаев. Типичные темы из сферы экономики – это, например, принятие на работу кадров, договора о закупке, рекламные кампании, из сферы здравоохранения и социальной сферы – это клинические картины/ течение заболевания, проблематичные процессы социализации/воспитания/коммуникации, а из сферы биотехнологии – это актуальные этические вопросы.

Изучение Случая демонстрирует следующие сильные стороны и педагогическое значение:

  • элемент, усиливающий учебную мотивацию: слушатели бросают вызов проблемам и вопросам, важным для жизни и профессии;

  • в результате самостоятельной деятельности повышается самостоятельность учащихся;

  • связь с жизненным миром: связь между практическим проявлением проблемы и теоретическим высказыванием (через эпизод из жизни или профессиональной сферы);

  • упрощение комплексного случая: прозрачность, пригодность для изучения, пригодность для объяснения;

  • работа в группе (сотрудничество);

  • содействие способности принимать решения/находить решения;

  • ориентирование на действие и на профессию (картина будущей деятельности);

  • полные действия/компетенция действий;

  • комплексные учебные ситуации .


Литература:

  1. Bader, Reinhard: Handlungsfelder-Lernfelder-Lernsituationen. S. 20-23 . ( Бадер, Райнхард: Поля действия-учебные поля-учебные ситуации. Стр. 20-23 )

  2. BUDDENSIEK, Dr. Wilfried: Entscheidungsfindung im Methodenver- bund – Didaktische Begründung für die Verbindung von Fallstudie und Simulationsspiel. In: Keim, Helmut (Hrsg.): Planspiel, Rollenspiel, Fallstudie. Zur Praxis und Theorie lernaktiver Methoden. Köln: Wirtschaftsverlag Bachem 1992.

  3. KAISER, Franz-Josef: Entscheidungstraining. Die Methoden der Entscheidungsfindung: Fallstudie, Simulation, Planspiel. Bad Heilbrunn/Obb: Klinkhardt Verlag 1976.

  4. KAISER, Franz-Josef, BRETTSCHNEIDER Volker: Fallstudie. In: Wiechmann, Jürgen (Hrsg.): Zwölf Unterrichtsmethoden. Vielfalt für die Praxis. 2. Aufl., Weinheim und Basel: Beltz Verlag 2000.

  5. BRETTSCHNEIDER, Volker: Entscheidungsprozesse in Gruppen. Theoretische und empirische Grundlagen der Fallstudienarbeit. Bad Heilbrunn/Obb: Klinkhardt Verlag 2000.

  6. ERTMER, P.A., NEWBY, T.J., MacDougall, M.: Student’s Responses and Approaches to Case-Based Instruction. American Educational Research Journal 1996, 33, S. 719-752.

Основные термины (генерируются автоматически): решения проблемы, повышения квалификации, изучения случая, преподавателя профессионального колледжа, процессе повышения квалификации, технологии «Изучения случая», готовность человека, компетенции действия, профессиональной сферы, Профессиональная компетенция действия, пути решения проблемы, профессиональной компетенции, малые группы, профессионального обучения, социальной компетенции, культуры преподавателя профессионального, Развитие компетенции действия, Организационно-педагогические условия повышения, условия повышения информационной, информационной культуры преподавателя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос