Библиографическое описание:

Ярмоленко Г. Г. Обоснование актуальности формирования системности мышления у младших школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: Асгард, 2015. — С. 123-126.

Научно-технический прогресс последнего двадцатилетия внес существенные изменения в социальную, культурную, материально-производственную и другие сферы жизни человека. Происходит становление современного постиндустриального общества, в которое вступает и Россия, данные тенденции развития российского государства формируют новый социальный заказ системе образования. Основным фактором становления и развития постиндустриального общества является человеческий потенциал, то есть профессионалы, высокообразованные специалисты с качественно новыми способностями, с новым типом мышления. Перед обществом встают новые типы задач и проблем инновационного развития постиндустриального общества, данные задачи можно эффективно решать только на основе интеграции и междисциплинарного синтеза знаний, то есть на базе системного мышления. Именно системное мышление позволяет увидеть и понять мир в своем единстве, в глубине и перспективе.

Для интеллектуально сложных профессий постиндустриального общества характерны две особенности. Одна из них это умение обрабатывать большое количество информации, умело выделять из нее необходимые сведения и качественно трансформировать в рамках решаемой проблемы. Освоение данного умения требует многолетней и продуктивной подготовки и формирование нового стиля мышления. Это процесс основан на развитии системности мышления и креативности, которые в соответствии с новыми требованиями к выпускнику образовательного учреждения, следует формировать в школе. Вторая особенность профессий постиндустриального общества это личностный и социальный рост. Личностный же рост определяется системой необходимых способностей для выполнения продуктивной деятельности. И, конечно, не все люди обладают необходимыми способностями, позволяющими осуществлять интеллектуально-сложную деятельность. Эти способности можно отнести к проявлению одаренности, но социальный заказ требует готовности выпускников школы к продуктивной и интеллектуально-сложной деятельности. Необходимо развивать эти способности в ходе обучения в школе.

На протяжении последних лет в нашей системе образования произошли значительные изменения. От транслирующего образования, построенного на передаче знаний, умений и навыков, перешли к образованию, в котором центральное место занимают метапредметные результаты и универсальные учебные действия. Современному ученику теперь необходимо не столько передавать информацию как копилку готовых ответов на вопросы, а как метод их получения, современная школа должна быть ориентирована на системно-деятельностный подход к освоению учебного материала.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о том, что достижение высоких планируемых результатов, заявленных в стандарте возможно, если учащиеся умеют знания из различных предметных областей умело, гибко, нешаблонно преломлять к реальным условиям проблем и задач, мыслить многовариантно при решении конкретной проблемы. А для этого у учащихся необходимо развивать новый стиль мышления — системный.

В условиях современной системы образования проблема формирования системного мышления приобретает особую актуальность. Системность мышления как одно из качеств, учащихся наиболее ярко проявляется в обнаружении, формулировке и преодолении противоречий, затруднений. В связи с этим особое значение приобретает проблема психолого-педагогического исследования формирования и развития мышления обучающихся. Разработка такой модели обучения, которая будет опираться на нетрадиционные принципы усвоения знаний и умения, достижения планируемых результатов заявленный в Федеральном государственном образовательном стандарте, организацию такой познавательной деятельности учащихся, результатом которой является формирование системного мышления как одно из важных компонентов развивающего обучения.

Проблема развития мышления была освещена в наследии античных философов — Сократа, Аристотеля, Демокрита. Разные грани проблемы развития мышления были отражены и в философских трудах Г. Гегеля, И. Канта, Ф. В. Шеллинга [25], А. Н. Аверьянова [1], И. В. Блауберга [5], Э. Г. Юдина [26], А. Г. Спиркина [24]. В их трудах рассматривается специфика и сущность мышления в понимании обыденного и научного сознания, описываются функции мышления, структура и операции мышления, характер протекания процесса мышления.

Общую теорию мышления исследовали Л. С. Выготский [9], П. Я. Гальперин [10,11], А. В. Брушлинский [8], А. Н. Леонтьев [17], А. М. Матюшкин [18], С. Л. Рубинштейн [23], теорию развития мышления рассматривали Д. Б. Богоявленская [6], Л. В. Занков [14], И. С. Якиманская [27]. Работы зарубежных психологов Ж. Пиаже [22], Э. де Боне [7] посвящены проблемам развития мышления.

Значение средств и способов организации познавательной деятельности для формирования мышления обучающихся показано в трудах А. М. Матюшкина [18], Н. Н. Нечаева [21], М. М. Левиной [16], раскрыта роль системного мышления для интеллектуального развития личности в трудах А. Г. Асмолова [3], Д. Б. Богоявленской [6].

Некоторые инновационные психолого-педагогические разработки преподавателей теории решения изобретательских задач, и обшей теории сильного мышления теории решения изобретательских задач (Г. С. Альтшуллер [2], Б. Л. Злотин, А. В. Зусман [15], И. Н. Мурашковска [19], А. А. Нестеренко [20], А. А. Гин [12], С. И. Гин [13]), показывают возросший интерес к организации деятельности учащихся направленной на формирование и развитие творческого воображения, сильного мышления основной характеристикой которого является системность.

Тем не менее, при всей значимости данных исследований и их важности в решении образовательных задач современного российского образования и социокультурных задач, все исследования направлены на совершенствование дошкольного образования, образовательного процесса основной и средней школы, образования студентов. Накоплен материал, необходимый для анализа существующих характеристик творческого воображения дошкольников и младших школьников, условий и механизмов его развития дидактическими инструментами проблемно-ориентированного обучения на базе общей теории сильного мышления — теории решения изобретательских задач. Однако многие вопросы с вязанные с формированием системности мышления как одной из важных характеристик сильного мышления в обучении младших школьников, остается слабо изученным.

Возникает противоречие между назревшей потребностью в наличии нового стиля мышления (системного мышления) учащихся младшего школьного возраста и отсутствием исследований по формированию системности мышления младших школьников; между традиционными методами организации образовательного процесса и современными технологиями обучения младших школьников.

Актуальность формирования системности мышления младших школьников определяется:

-                   новым социальным заказом постиндустриального общества на творческую личность учащегося, на нового выпускника школы, который обладает новым стилем мышления (системным), который способен усваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации свой учебной деятельности и порождать новые идеи;

-                   потребностью в разработке новой модели обучения младших школьников способствующей формированию системности мышления младших школьников;

-                   необходимостью определения оптимального способа взаимодействия участников образовательного процесса.

Таким образом, проблема формирования системности мышления младших школьников является актуальной и значимой в современных условиях модернизации отечественного образования в период реализации ФГОС НОО и является потребностью для поиска эффективных методов и форм рациональной организации учебно-познавательной деятельности младших школьников, основанной на инновационных современных образовательных технологиях.

 

Литература:

 

1.                  Аверьянов А. Н. Системное познание мира. Методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. — М.: Политиздат, 1985. — 263 с.

2.                  Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Москва, Советское радио, 1979. — 175 с.

3.                  Асмолов А. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. — Litres, 2015.

4.                  Библер В. Мышление как творчество. — Политиздат, 1975.

5.                  Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — М.: Наука, 1973. — 270 с.

6.                  Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М.: ИЦ» Академия», 2002.

7.                  Боно Эдвар де. Латеральное мышление //СПб.: Питер Паблишинг. — 1997.

8.                  Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. — Москва-Воронеж, 1996. — 388 с.

9.                  Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь: Проблемы психологического развития ребенка. — Изд-во АПН РСФСР, 1956.

10.              Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР. — 1959. — Т. 1. — С. 441–469.

11.              Гальперин П.Я, Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Дж. Флеивелл «Генетическая психология Ж.Пиаже». М., «Просвещение», 1967, стр.616.

12.              Гин А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. — Litres, 2014.

13.              Гин С. И. Мир фантазии //М.: Вита. — 2001.

14.              Занков Л. В. О начальном обучении — М., 1963.

15.              Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. — Лумина, 1990.

16.              Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. — М.: ИЦ» Академия», 2001.

17.              Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики — М., 1972.

18.              Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопросы психологии. — 1982. — Т. 4. — С. 5–17.

19.              Мурашковска И., Хоменко Н. Третье тысячелетие: образование и педагогика //Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. — 2003. — №. 1. — С. 12.

20.              Нестеренко А. А. Проблемно-ориентированный учебный процесс на базе ОТСМ-Т РИЗ //Международная науч.-практическая конференция «Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ. — 2006. — С. 26–28.

21.              Нечаев Н. Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы //Вопросы психологии. — 2006. — №. 3. — С. 3–26.

22.              Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии. Тексты МГУ. 1986. С.232–292.

23.              Рубинштейн С. Л. «О мышлении и путях его исследования» М.-Л., 1958

24.              Спиркин А. Г. Философия. — М.: Гардарики, 1999.

25.              Шеллинг Ф. В. Философия искусства. — Мысль, 1966.

26.              Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки: научные труды / Э. Г. Юдин; АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. — М., 1978. — 391 с.

27.              Якиманская И. С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979. -144 с. — (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle