Библиографическое описание:

Марковская Е. А. Технология развития целостного мышления как инновационная технология современного урока [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 12-17.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (ФГОС) [4] представляют собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата, важно то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт — средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Среди приоритетных задач образования, обозначенных во ФГОС с позиции требований к образовательным результатам, четко обозначена задача формирования у школьника желания и умения (мотивированной способности) к самостоятельному приобретению знаний, а с позиции условий организации учебной деятельности – задача использования инновационных образовательных технологий, раскрывающих личностный потенциал учащихся.

В ФГОС второго поколения представлена инновационная модель развития образования, основанная на российской ценностной, научной и культурной базе. Инновационные характеристики основных компонентов этой модели представлены в табл. 1.

Таблица 1

Инновационные характеристики модели развития образования ФГОС

Компоненты

Инновационность

подходов

  • разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны;

  • рассматриваются как конституция школьной жизни;

  • в основе эффективного внедрения стандартов - новая организационно-экономическая модель образования

структуры

Прописаны инновационные требования к:

  • результатам освоения;

  • структуре;

  • условиям реализации основных образовательных программ

функций

Стандарты рассматриваются как инструмент:

  • обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании;

  • формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации;

  • реализации государственной политики в сфере образования

содержания

  • Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования.

  • Ориентация на развитие вариативности образования.

  • Определение результатов образования через системно-деятельностный подход.

  • Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра.

  • Организация образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду

средств

обучения

  • Определение требований к условиям организации учебного процесса, которые должны обеспечить каждому учащемуся возможности получать образование в современных условиях. Современные условия получения образования предусматривают полную оснащенность образовательного процесса комплексом современного учебного и компьютерного оборудования, укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, соответствие требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и других документов, определяющих современный уровень организации образовательного процесса


Сделаем акцент на то, что в стандартах определены требования как к образовательным результатам учащихся школы, так и к условиям организации учебного процесса. Их интегративное решение, в частности, предполагает, что учитель, применяя и вариативно используя технологии обучения, будет строить процесс обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Другими словами, обучение технологии развития целостного мышления школьников &#;3, с.11&#; должно быть включено в контекст учебной деятельности, направленной на развитие универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

  • Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

  • Регулятивные действия (включая саморегуляцию) обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

  • Познавательные действия (включая логические, познавательные и знаково-символические) включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

  • Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новыми знаниями, умениями и компетентностями на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Другими словами, развитие умений у школьников возможно только в том случае, если учитель будет целенаправленно и системно использовать технологии развития целостного мышления в учебной работе с детьми.

Современные условия обучения ребенка требуют специально организованной учебной деятельности, порождающей развитие познавательного интереса, без которого развитие мышления и речи невозможно; к обучению работе с информацией, без которой не формируются универсальные учебные действия. Научиться работать с информацией – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. Без специальных приемов, позволяющих работать с информацией, ученику чаще всего остается непонятным содержание учебного материала. Помощь в работе с информацией может оказать технология развития целостного мышления, основанная на знаниях таких научных областей, как герменевтике - как науке, владеющей способами понимания информации и психолингвистике - как науке, изучившей и описавшей акт коммуникации.

Герменевтика помогает учителю организовать продуктивную работу с информацией: она описывает содержание и формы интерпретации как основные средства ее понимания. Герменевтическая наука изучает психологические процессы понимания, описывает эффективные методы, приемы, средства работы с информацией.

В свою очередь, психолингвистика изучает речевую деятельность и способы коммуникации, что позволяет разрабатывать новые, актуальные для современной жизни приемы формирования у школьников УУД.

В основу технологии развития целостного мышления, положен принцип сенсорной коммуникации, как основы работы с информацией. Ее целью является развитие умения учащихся работать с учебным материалом, составлять информационные и опорные образы, а также формирование УУД (см. табл. 2).

Таблица 2

Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)

УУД

Содержание УУД

Приемы и методы формирования УУД

Традиционные

Инновационные (приемы технологии развития целостного мышления)

Личностные

Смыслообразование: ценности, смыслы; мотивация (учебная,социальная); границы собственного знания и «незнания»

Нравственно-этическое оценивание: моральные нормы; оценка своих поступков

– обучающие изложения и сочинения, их редактирование, анализ

– метод проблемного изложения (рассказ-рассуждение)

– анализ конкретных ситуаций

– постановка проблемного вопроса (метод проблемного обучения)

работа с обучающей релаксацией (личное «переживание» учебной информации)

– выполнение упражнений, с духовно-нравственным смыслом

- образная характеристика героев литературного произведения


Регулятивные

Самостоятельное: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка

Волевая саморегуляция

– методы устного изложения:

- рассказ (метод объяснения)

- прием объяснительного чтения (метод работы с учебником и книгой)

– метод проектов

– приемы работы с текстом

  • работа с информационным и опорным образами урока

  • составление ментальных карт

  • прием фишбоун

Познавательные

Общеучебные УД

  • выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • рефлексия способов и условий действия;

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические УД

  • выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • подведение под понятия, распознавание объектов;

  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
  • выдвижение гипотез и их доказательство

Знаково-символические УД

преобразование учебного материала, выделение существенного, отрыв от конкретных ситуативных значений, формирование обобщенных знаний

  • смысловое чтение;

  • речевое высказывание в устной и письменной речи;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • проблемная ситуация

  • дидактические игры

  • приемы работы с учебно-научными текстами в качестве определений и правил

  • приемы развития мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия

  • проблемное изложение (рассказ-изложение)

  • обучающие диалоги (учитель- ученики, ученик-ученики, ученик-ученик)







моделирование

  • работа с учебной релаксацией

  • создание опорного образа урока

  • создание опорной схемы

  • моделирование

  • составление ментальных карт

  • прием фишбоун

Коммуникативные

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов;

  • управление поведением (своего и партнера) – контроль, коррекция, оценка действий;

  • умение работать в группе

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

  1. Диалоговое взаимодействие

  2. Дискуссии

  3. Дебаты

  4. Конференция

  5. Круглый стол

  6. Ролевые игры

Тренинги

  • Взаимодействия с другими

  • Развития коммуникативных навыков

  • Лидерского потенциала

  • Целеполагания и принятия решений

  • Командообразования


Формировать УУД (см. сх. 1) школьника невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного). Организация на уроке устной коммуникации при работе по технологии развития целостного мышления помогает развитию речевых способностей школьников и повышению уровня их коммуникативной компетенции.

Для учащихся помимо работы с текстом важной становится работа с образом. Представление об образном мышлении в современной науке достаточно определено: оно входит во все виды человеческой деятельности. В реальном процессе мышления одновременно присутствует и «образная» и «понятийная» логика. Информационный образ, которым оперирует мышление человека, по своей природе гибок, подвижен, отражает фрагменты бытия. В отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным содержанием, в образном мышлении слова используются как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов. Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса.



Схема 1. Схема конструирования современного урока с этапами формирования УУД

В технологии развития целостного мышления образ рассматривается как дидактическая единица, и содержанием деятельности учащегося становится работа по его анализу, структурированию и интерпретации. Интерпретация образа – это высказывание учащимися своих толкований, формулирование понимания того, что стоит за образом учебного материала. Интерпретация – как средство понимания настолько вариативна и порой непредсказуема, что порождает коммуникативную среду, без которой невозможно мотивированное обучение предмету, а так же, создает живую и необходимую учебную ситуацию, которая становится воспитывающей, обучающей и развивающей личность ученика на уроках.

Школьники быстрее запоминают и воспринимают учебный материал, сопровождаемый наглядными примерами. Особенностью мышления является способность лучше запоминать зрительные образы, что создает условия для более продуктивного обучения, способствует более полному запоминанию материала. В технологии развития целостного мышления переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению осуществляется через образы, которые формируются в процессе работы с реальными и изображенными предметами и явлениями.

Технология развития целостного мышления способствует активизации всех потенциальных возможностей личности, относится к поисково-технологической модели инноваций (учитывает рациональную и эмоциональную стороны познания), ориентирована на формирование умения мыслить образами, при ее использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания результативным. На уроке, проведенном в данной технологии, ученик сам создает в своем воображении и затем отображает увиденный информационный образ на бумаге, располагая на нем учебную информацию в алгоритмической последовательности, в результате для ребенка главным становится индивидуальное переживание знания об окружающем его мире.

Технология развития целостного мышления &#;3&#;:

  • интерактивна;

  • является современной инновационной образовательной технологией;

  • представляет собой инструмент адаптации ученика и учителя к возможностям информационно-коммуникационной образовательной среды;

  • отвечает психологическим особенностям современных школьников, лучше воспринимающих информацию, поставленную в лаконичных текстовых фрагментах, которые иллюстрируются конкретными примерами и образами.

Использование технологии развития целостного мышления в учебной работе обеспечивает целый ряд преимуществ. Это развитие самостоятельной деятельности, активизация мышления, выработка системного, образного и логического мышления, способности к анализу и обобщениям, развитию УУД учащихся.


Литература:

  1. Марковская Е.А. Развитие целостного мышления и биоадекватная методика преподавания – СПб.: СПб АППО, 2009. – 67 с.

  2. Марковская Е.А., Мылова И.Б., Шевченко Л.Г. Методика использования электронных образовательных ресурсов при организации учебных занятий с младшими школьниками. - СПб.: СПбАППО, 2010. – 100 с.

  3. Марковская Е.А. Целостное мышление младшего школьника: организация учебной деятельности. - СПб.: СПбАППО, 2011. – 48 с.

  4. Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Основное общее образование./ Кезина Л.П., Кондаков А.М. –М.: Институт стратегических исследований Российской академии образования. – 2010.   http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

Основные термины (генерируются автоматически): развития целостного мышления, технологии развития целостного, развития критического мышления, Технология развития, универсальные учебные действия, Технология развития критического, Технология развития целостного, учебной деятельности, целостного мышления школьников, целостного мышления образ, целостного мышления переход, Развитие целостного мышления, Технология критического мышления, развитие мышления, реальном процессе мышления, Личностные действия, условиям организации учебного, организации учебного процесса, словесно-дискурсивного мышления, Особенностью мышления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос