Выявление и развитие способностей детей и молодежи как актуальная проблема постиндустриального общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Антонова Е. В., Канзафарова Д. О. Выявление и развитие способностей детей и молодежи как актуальная проблема постиндустриального общества // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1009-1011. — URL https://moluch.ru/archive/89/18074/ (дата обращения: 27.05.2018).

Необходимым условием развития российского общества XXIвека является качественная подготовка детей и молодежи, позволяющая отвечать современным глобальным вызовам постиндустриального общества. В условиях формирования инновационной экономики страны, способной конкурировать с передовыми государствами в области передовых технологий особенно актуальным является задача подготовки в образовательных организациях социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, способных к преобразованию окружающей действительности, обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своей деятельности, за сохранение природы, за судьбы страны и мира.

Ключевые слова: выявление и развитие способностей детей и молодежи, постиндустриальное общество, функциональная асимметрия мозга, креативность, развитие когнитивных способностей, социокультурная среда.

 

Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, необходимым условием для развития современного российского общества, формирования инновационной экономики XXI века, является модернизация системы отечественного образования, позволяющая в условиях мировой глобальной конкуренции, осуществлять качественную подготовку подрастающего поколения. [1]

В современных социокультурных условиях такая подготовка способствует быстрой адаптации детей и молодежи к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, формированию и развитию у них наиболее важных качеств личности, способностей, позволяющих проявлять свою высокую социальную активность и реализовывать человеческий потенциал в течение всей жизни.

Федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения, принятые в нашей стране на всех уровнях образования, в соответствии с требованиями Болонского процесса, полноправным участником которого Россия стала в 2003 году, направлены на развитие способностей детей, формирование у них компетенций, как качеств личности, позволяющих успешно применять в своей деятельности полученные в процессе образования знания, умения и навыки.

На развитие способностей детей как индивидуально-психологических особенностей, определяющих их успешность в различных видах деятельности, во все исторические времена влияла не только природная наследственность, но и такой важнейший фактор, как социальная среда, в которой они развиваются, обучаются и воспитываются.

Характерной особенностью российского общества XXI века является подготовка к самостоятельной жизни детей и молодежи в соответствии с образовательной парадигмой постиндустриального общества, основной задачей которой является воспитание социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, способных к преобразованию производственных, экономических и общественных отношений, обладающих чувством гражданской ответственности за свою жизнь и жизнь своей семьи, за результаты своей деятельности, за сохранение природы, за судьбы страны и мира. [2, с.53]

В последние десятилетия проблема выявления и развития способностей детей становится особенно актуальной: с целью повышения эффективности результатов обучения и воспитания в научных кругах исследуются вопросы, связанные с выявлением закономерностей и внутренних механизмов перцептивной деятельности ребенка, с проблемами функциональной асимметрии мозга.

До середины XIX века в мировой науке было принято мнение, что мозг является однородным органом и во время любых действий каждая его часть приблизительно одинаково влияет на психику и поведение. Однако открытие центров речи у правшей в левом полушарии заложило основу теории функциональной асимметрии больших полушарий мозга, которая в дальнейшем была подтверждена и продолжена в работах Р.Сперри, где он доказывает различия между правым и левым полушариями в способах приема и переработки информации и обусловленными ими индивидуально-типологическими особенностями детей. [3, с.8]

Значительный вклад в изучение функциональной асимметрии мозга внес советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, А. Р. Лурия, разработавший теорию системной локализации высших психических функций. В основу теории легло положение о том, что все психические процессы (вербальные и невербальные) осуществляются при участии обоих полушарий головного мозга, при этом каждое из них, работая парно, вносит свой вклад в психическую деятельность человека. Благодаря исследованиям А. Р. Лурии в научном мире сформировалось перспективное направление — нейропсихология индивидуальных различий, которое позволило выделить пять типов зависимостей межполушарной организации мозга и индивидуальных особенностей психических процессов и состояний: «чистые правши», праворукие, амбидекстры, леворукие и «чистые левши». [3, с.41]

Открытия, сделанные Р.Сперри, А. Р. Лурия позволяют нам выстраивать более эффективную систему обучения и воспитания детей, опирающуюся на их особенности, направленную на развитие способностей, быстроту, легкость усвоения и переработки полученной детьми информации и прочность закрепления знаний, умений и навыков в виде наращений и индивидуальных приобретений.

Данные исследований функциональной асимметрии мозга в текущем тысячелетии, хотя сама теория функциональной асимметрии мозга, по мнению В. Г. Степанова, до настоящего времени еще не стала широким научным достоянием, позволяют по-новому сформулировать проблему природных способностей ребенка и его творческой деятельности. С. С. Степановым (2009) доказано, что проявление у детей способности к творчеству — креативности — связано, прежде всего, с деятельностью правого полушария мозга, хотя, возникающие в результате озарения идеи подвергаются проверке и интерпретации его левым полушарием (В. А. Геоданян). [3, с.50]

Хотя проблема способностей человека рассматривалась учеными с давних времен, на современные представления о развитии способностей детей оказали фундаментальные научные исследования второй половины XX века. Ученые с различных точек зрения рассматривали психолого-педагогические условия формирования и развития способностей: Е. А. Флерина (эстетическое воспитание и обучение детей родному языку; Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. П. Усова (умственное и сенсорное воспитание; Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и др. (детская игра); Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова (художественно-эстетическое и музыкальное воспитания детей); Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина и др. (вопросы развития и воспитания детей раннего возраста); А. В. Запорожец (теория амплификации детского развития); А. М. Леушина (формирование математических представлений); П. Г. Саморукова (систематизированные представления о явлениях природы); В. И. Логинова (системные знания о социальной действительности); Т. И. Бабаева (воспитание у детей дружеских отношений и основ гуманности) и др.

Весомый вклад в изучение психического развития ребенка и его способностей внес Л. С. Выготский, обосновавший периоды психического развития ребенка и так называемую «зону ближайшего развития», под которой он понимал расстояние между уровнем развития ребенка и уровнем его потенциального развития при содействии и помощи взрослых. Он научно обосновал теорию, согласно которой педагогам необходимо средствами социокультурной среды развивать, обучать и воспитывать детей в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями.

Обобщили представления Л. С. Выготского о развитии человека советские психологи Д. Б. Эльконин (рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства человека), Ш. А. Амонашвили (рассматривает детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и людей), А. Б. Орлова (как важный аспект мира человека в концепции новой психологии детства), В. И. Слободчиков (как особый период развития субъективности человека, в котором раскрываются собственно человеческие способности, позволяющие ребенку включаться в различные социальные группы, проявлять свою индивидуальность, преобразуя социокультурное пространство), Д. И. Фельдштейн (как особое явление социального мира) и др.

Среди зарубежных исследователей психического развития ребенка, на труды которых опирается современная педагогика и психология, можно выделить основоположника психоаналитического подхода к пониманию развития психики австрийского психиатра З.Фрэйда, отмечавшего главную роль опыта семейного общения в развитии личности ребенка, Э Эриксона, выделившего стадии психосоциального развития личности ребенка, А.Фрейд, исследовавшую внутрисемейные конфликты, швейцарского ученого Ж.Пиаже, (когнитивная теория развития), опирающегося на процессы мышления, усвоения знаний, Д.Уотсона и его соотечественника Б.Скиннер, с позиций бихевиористских теорий, основанных на поведении ребенка, обусловленного социальным окружением, рассматривавших развитие детей.

Проблема выявления и развития способностей детей и молодежи в 60-е годы XX века получила дальнейшее развитие благодаря ученым, которые в результате проведенных исследований пришли к выводу, что у детей старшего школьного возраста с высоким умственным интеллектуальным развитием левого полушария, традиционно определяющимся тестами на IQ, не всегда обнаруживаются значительные успехи в профессиональной деятельности. И наоборот — дети, имеющие не очень высокий IQ оказываются способными к незаурядным достижениям. В этот период появляется термин «креативность» как способность использовать заданную информацию разными способами в быстром темпе, который еще больше объясняют исследования, посвященные проблеме творческого мышления, проведенные западными учеными (Ф. Барон, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, К.Тейлор, Л.Терстоун, П.Торранс). Они пришли к выводу, что в основе креативности лежит дивергентное мышление, которое является синонимом творческого мышления — понятия, используемого отечественными психологами (Е. Д. Богоявленской, В. Н. Дружининым, А. М. Матюшкиным, Я. А. Пономаревым, Г. Д. Чистяковой) с точки зрения рассмотрения в контексте соотношения интеллектуальных и творческих способностей.

По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное или подходящее решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути ее решения. Эти принципы мыслительной деятельности ребенка заложены в основе современной подготовки детей на всех уровнях образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов, предполагающих активную учебно-познавательную деятельность обучающихся посредством их включения в проектирование и конструирование социальной среды.

По мнению академика Международной педагогической академии В. Г. Степанова, на основании исследований Ф.Гуднау, Дж. Уорда и др., которые показали прямую зависимость креативности от условий социализации, включая характер образовательных организаций, имеются основания утверждать, что на формирование и развитие креативности влияет обучение и условия социальной среды (обстоятельства жизни). [3, с.51]

К настоящему времени в отечественной и зарубежной науке накоплен достаточный опыт изучения проблемы способностей детей и молодежи, но в современных социокультурных условиях, где научные разработки становятся движущей силой экономики — базой индустрии знаний, и российскими исследователями В. Е. Лепским и И. А. Прохоровым прогнозируются основные черты VII технологического уклада, связанного с развитием когнитивных технологий, очевидной необходимостью становится дальнейшее исследование развития креативности и когнитивных способностей обучающихся с учетом их задатков, возрастной предрасположенности к преимущественному использованию определенного когнитивного стиля, проявлениями операционных особенностей левополушарного и правополушарного стиля, создания в современной социокультурной среде таких психолого-педагогических условий, которые бы способствовали успешному развитию и социализации детей и молодежи XXI века.

 

Литература:

 

1.                  Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года . URL:http://base.garant.ru/194365/#ixzz3YOT55C7m (дата обращения: 26.04.2015).

2.                  Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Издание 2-е, дополненное. — М.: Издательство «Эгвес»,2011. — 152 с.

3.                  Степанов В. Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация: Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2013. — 315 с.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие способностей детей, функциональная асимметрия мозга, левое полушарие, постиндустриальное общество, психическое развитие ребенка, социальная среда, дивергентное мышление, социокультурная среда, творческое мышление, гражданская ответственность.


Ключевые слова

креативность, социокультурная среда, постиндустриальное общество, функциональная асимметрия мозга, выявление и развитие способностей детей и молодежи, развитие когнитивных способностей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос