Автор: Бережная Наталья Витальевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 04.05.2017

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Бережная Н. В. Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 15-17.



В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: воспитание, формирование, развитие, дети дошкольного возраста, дизайнерское мышление

Постановка проблемы. В условиях модернизации образования Российской Федерации, внедрения и реализации ФГОС ДО, одной из главных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Именно поэтому основой воспитания и развития детей дошкольного возраста должны стать такие ведущие принципы как: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; гуманность, демократизм и принцип творческого подхода к воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ. Дошкольное учреждение нового поколения должно базироваться на прогрессивных достижениях педагогической науки и должно стать стартовой площадкой творческого развития личности.

Цель статьи — раскрыть основные теоретические положения развития дизайнерского мышления детей старшего дошкольного возраста.

Эффективным способом реализации творческого потенциала дошкольника является ориентация воспитательно-образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений на развитие творческих способностей личности, организацию ребенком собственного дизайн проекта будущих изделий на занятиях по изобразительной деятельности. Элементарные изделия, изготовленные ребенком дошкольного возраста можно рассматривать как его дизайнерскую проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках они дают определенный результат.

Изобразительная деятельность играет значительную воспитательную роль в решении одного из проблемных вопросов современности человека — дизайна. Рисование — уникальный процесс воспитания творческой, активной, инициативной личности дошкольника, способной видеть, чувствовать, любоваться, созерцать, любить, творить прекрасное в жизни, природе и искусстве.

Главной задачей дизайнерской творческой деятельности является развитие у ребенка восприимчивости внешней среды как базового личностного качества, привить способность выражать внутренние взгляды, переживания, вкладывая в них собственные способности, склонности и чувства в такой последовательности: «принимать», «передавать», «трансформировать». То есть воспитатель, развивая творческую личность, должен научить дошкольника не только быть потребителем, но и творцом культуры. Из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на этапе дошкольного детства выдвигают вполне специфическую задачу: развитие у детей особого типа мышления, что можно назвать «дизайнерским мышлением».

Культурологические эстетические и психологические аспекты дизайна и дизайнерской деятельности изучены в работах М. Колесникова, В. Лозового и других. Дизайнерское образование детей рассмотрено в исследованиях Н. Конышева, особенности детского дизайна рассматривали ученые Г. Пантелеев, А. Ярыгина. Проблемы дизайнерского образования и дизайнерской деятельности широко исследуются современными педагогами и дизайнерами-практиками. Раскрытие теоретических вопросов развития и современного состояния отечественного дизайна содержатся в трудах С. Мигаля, В. Даниленко, Е.Антоновича, В. Шпильчака, О.Хмелевского, Д.Крвавич.

Для раскрытия понятия дизайнерского мышления необходимо раскрыть механизмы продуктивного мышления, поскольку они тесно связаны между собой и имеют подобную природу. Существующие подходы к определению мышления только как к продуктивному процессу, являются представители гештальтпсихологии (М.Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка и др.). Продуктивность мышления рассматривается ими как специфическая черта, отличающая его от других психических процессов. Мышление возникает в проблемной ситуации, включающие неизвестные звенья. Преобразование этой ситуации приводит к такому решению, в результате которого получается нечто новое, не содержится в фонде имеющихся знаний и выведено из него непосредственно, на основе законов формальной логики.

Идеи о продуктивном характере мышления человека, о его специфике, отношениях с другими процессами, и с памятью, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, М. М. Шардаков, П. Я. Шеварев и др.)

В трудах отечественных психологов вопрос продуктивности мышления и о его соотношении с репродукцией нашел свое научное освещение с позиций диалектического материализма. Продуктивность выступает в них как наиболее характерная, отличительная черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается диалектическая, противоречивая связь ее с репродукцией.

В психологической литературе встречается большое количество понятий, описывающих свойство развитой культуры умственной деятельности, связанной с творческой направленностью мышления. В определенной степени к разработке проблемы творческого мышления относятся исследования, посвященные изучению продуктивного мышления (З. И. Калмыкова, Е. Д. Телегина), дивергентного мышления (Д.Гилфорд, Д. Б. Богоявленская), нешаблонового (Э. де Боно), интуитивного мышления (Я. О. Пономарев), теоретического мышления (В. В. Давыдов) и другие. В частности, в работах З. И. Калмыковой отмечалось, что продуктивное мышление — это мышление, в котором решается проблема, вырабатывается новая стратегия, обнаруживается нечто новое [5]. Дивергентное мышление было изучено Д. Гилфордом. Под дивергентным он понимал мышление, направленное на нахождение разных путей и вариантов решения задач, видение разных аспектов.

Поэтому воспитателю целесообразно принимать во внимание возрастные особенности развития психики и интеллекта, особенности семейного воспитания, с целью более точного определения уровня и дальнейших путей развития творческого мышления дошкольника. В старшем дошкольном возрасте ведущей функцией становится активность, направленная на поиск партнера в общении. Наглядно-действенное мышление меняется на наглядно-образное. Данный возраст сензитивен в развитии репродуктивного мышления и формирования продуктивного творческого мышления, и это было доказано исследованиями психологов (Л. С. Выготский, А. Я. Дудецкий, О. М. Дьяченко и др.) В результате продуктивного мышления у самого субъекта мыслительной деятельности возникают новообразования, новые качества ума.

Однако, никакая творческая деятельность невозможна без участия в ней репродуктивных процессов. Решение любой проблемы, открытие новых знаний требует опоры на уже имеющиеся знания, без функционирования соответствующих механизмов. Развитие продуктивного мышления предполагает формирование у дошкольников рациональных приемов умственной деятельности, которые облегчают процесс усвоения новых знаний, которые расширяют возможности их применения на практике.

Пути формирования таких приемов могут быть разные. В случае обучения этот процесс, как показали исследования (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, Е. И. Кабанова-Меллер и др.) оказывается высокоэффективным при условии предоставления страшим дошкольникам известной свободы поисков решения и обязательного последующего обобщения приемов, типичных для определенного класса задач.

Главным механизмом продуктивного мышления Л. С. Выготский считает способность комбинировать образы жизненного и культурного опыта с учетом ассоциации и диссоциации.

Различными психологами было выделено от 3 до 13 процессуальных составляющих творческого мышления и этапов его функционирования. Причем точки зрения психологов имеют общие компоненты:

‒ подготовку к творческому процессу (Ж.Адамар, В. Н. Пушкин);

 осознание проблемы или потребности и появление замысла (Д.Дьюи, Д.Россмэн, А.Осборн);

 восприятие окружающей среды и исходной информации (Л. Т. Левчук);

 постановку задачи, сбор и накопление необходимой информации, знания, умения, навыки для выявления проблемы и формулировка задачи (Д.Треффингер, А. Н. Лука);

 создание образа визуального мышления, где визуальное мышление — есть опосредованное звено между абстрактным мышлением и практикой (В. И. Жуковский, Д. В. Пивоваров).

Заметим, что сегодня дизайнерское мышление, приобретает важное значение, как разновидность творческой деятельности личности, направленной на создание целостной предметно-технической среды.

Согласно ФГОС ДО и примерной основной образовательной Программы «От рождения до школы» дизайнерское и творческое образование представлены в области «художественно-эстетическое развитие», которая предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Вывод. Таким образом, организация дизайнерской деятельности дошкольников в процессе рисования, формирует эстетику среды, окружающей ребенка, развивает у дошкольников дизайнерское мышление, дизайнерский подход к объекту, вдохновение к поиску наиболее удачных решений для его разработки и изготовления, формирует навыки самообразования, расширяет кругозор, развивает эстетический вкус, стимулирует его творчество, готовит к жизни в социуме.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 334с.
  3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2014. — 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): продуктивного мышления, дошкольного возраста, дизайнерского мышления, творческого мышления, развития дизайнерского мышления, дизайнерского мышления детей, мышления детей дошкольного, детей дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, дизайнерское мышление, продуктивного творческого мышления, развития творческого мышления, механизмы продуктивного мышления, проблемы творческого мышления, мышления детей старшего, изучению продуктивного мышления, результате продуктивного мышления, продуктивного мышления Л, Развитие продуктивного мышления.

Ключевые слова

развитие, воспитание, формирование, дети дошкольного возраста, дизайнерское мышление

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос