Библиографическое описание:

Муромцева О. В. Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 803-805.



В педагогической литературе имеется много определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Большая группа авторов по-разному определяет межпредметные связи. Так, например, А. И. Гурьев утверждает, что межпредметные связи — это общедидактическое понятие, имеющее различный статус в дидактике в зависимости от уровня изучения окружающего мира, а именно:

 межпредметные связи являются отражением межнаучных связей в учебном процессе (на уровне дидактического явления);

 межпредметные связи являются средством, обеспечивающим взаимную согласованность учебных программ и учебников по разным предметам с целью повышения научного уровня преподавания основ наук, формирования диалектического мировоззрения учащихся, развития их творческих способностей (на уровне дидактического условия);

 межпредметные связи являются фактором взаимодействия наук в процессе формирования диалектического мировозрения учащихся и роста их творческих способностей (на уровне дидактического процесса);

 межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических принципов: научности, систематичности, целостности, преемственности и т. д., так как определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на формирование в сознании человека целостной системы знаний о природе и обществе и также как и принципы преемственности, единства сознания, личности, деятельности являются основополагающими в целостной системе дидактических принципов (на уровне дидактического принципа);

 межпредметные знания являются самостоятельной областью дидактических знаний, имеющей психолого-педагогическое обоснование и характеризующейся целостной структурой принципов, методов и средств обучения, с помощью которых формируется новый тип знаний — «межпредметных знаний», позволяющий развивать концептуальный стиль мышления учащихся, характеризующийся целостным видением окружающего мира (на уровне методологии). [1]

Он же (А. И. Гурьев) даёт следующее определение межпредметных связей. В широком смысле слова: межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов.

В узком (предметном) смысле слова: межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей. [1]

Нельзя не согласиться с автором данного определения межпредметных связей, но по-нашему мнению упускается из вида такая важнейшая функция межпредметных связей как формирование системного мышления учащихся. В определении А. И. Гурьева, да и других авторов упоминается понятие системы, системного подхода к межпредметным связям, но совершенно в других смыслах. Например, что межпредметные связи способствуют формированию целостной системы знаний и т. д.

Далее необходимо разобраться с определением понятия «системное мышление». Ю. Г. Тамберг утверждает, что системное мышление — это способность воспринимать любой предмет и проблему всесторонне, во всем многообразии частей и их связей… Это мышление, строго учитывающее все положения системного подхода — всесторонность, взаимосвязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие от детского, синкретического мышления.

С точки зрения системного подхода, объекты, входящие в данную систему должны рассматриваться и сами по себе и в связи со многими другими объектами и явлениями. Ни одно живое существо, ни один коллектив, ни одна машина не могут существовать вне связи со своим окружением. Но описать и учесть все связи практически невозможно, и теоретически бессмысленно. Достаточно выделить только наиболее устойчивые связи, непосредственно и значительно влияющие на решение поставленной задачи и поддающиеся реальной оценке. Вот для этой конкретной цели используются понятия системного подхода. [2]

В основе системного мышления лежит понятие диалектического противоречия, которое отражает один из законов диалектики о единстве и борьбе противоположностей, то есть присутствие противоположных тенденций является движущей силой развития любой системы. Сознательный поиск противоречий с целью их снятия является отличительным качеством сильного мышления, имеющего системный характер.

С помощью операции анализа любое явление действительности подвергается членению на составляющие компоненты, устанавливаются связи между ними и разными уровнями структуры данного явления, а для создания целостного образа используется операция синтеза. Эти же операции являются основными «инструментами» в процессе организации и реализации межпредметных связей в учебном процессе.

Таким образом, сопоставив понятие «межпредметные связи» и понятие «системное мышление» можно увидеть, что использование межпредметных связей в учебном процессе должно способствовать формированию и развитию у школьников системного мышления. Мы считаем, что формирование системного мышления школьников — это важнейшая функция межпредметных связей. Именно с этой точки зрения необходимо реализовывать в учебном процессе межпредметные связи всех типов и видов.

Таким образом, мы подошли к необходимости представить классификацию межпредметных связей.

Исследуя условия использования и реализации межпредметных связей в системе эстетического воспитания младших школьников мы выделили следующие основания для классификации межпредметных связей:

 по характеру влияния на развитие эстетических чувств;

 по видам эстетических знаний;

 по видам эстетической деятельности.

Системные связи между учебными предметами в процессе эстетического воспитания подразумевает установление взаимодействия:

 между эстетическими элементами в данном учебном предмете;

 в ряде учебных предметов;

 в ряде циклов учебных предметов, связанных между собой;

 в цикле с одной стороны и художественными элементами (отражением явлений в искусстве, которые включаются в учебный процесс для выявления сущности изучаемых объектов и их эстетических свойств) с другой стороны.

Взаимодействие этих видов связей в учебном процессе закладывает основу для формирования и развития системного мышления младших школьников.

В процессе изучения учебных предметов начальной школы учащиеся усваивают систему эстетических знаний, которая предполагает структурную взаимосвязь отдельных элементов учебного предмета, изложенных в определённой системе. Эти знания вступают в многообразные (внешние и внутренние) связи друг с другом и образуют более сложные системы. Связи между ними зависят от отношений между эстетическими элементами систем и подсистем: фактами, терминами, понятиями и т. д. Связи устанавливаются между эстетическими элементами, составляющими «содержательную» сторону учебной дисциплины. Необходимо учитывать особенности учебной дисциплины как системы: язык той или иной науки, ее теорию и прикладную часть, методы исследования, эстетические знания, умения, навыки, которые формируются в ходе освоения данной дисциплины и т. д.

Принцип межпредметности означает постоянное осуществление в учебно-воспитательном процессе различных видов связей между содержанием, методами и формами обучения предметам всех циклов учебного плана. Соответственно межпредметные связи могут выполнять следующие функции:

 образовательную, выраженную в формировании системы знаний основ наук, в формировании универсальных учебных действий;

 развивающую функцию, которая проявляется в развитии познавательных умений, активности и интереса к учению, а также развитии системного мышления учащихся;

 воспитательную функцию, которая выражается в формировании научного мировоззрения учащихся, их нравственных и эстетических ценностей, осуществление единства всех видов воспитания.

Для реализации межпредметных связей по линии образовательных функций необходимо осуществлять синтез содержания учебных предметов на уровне фактов, понятий, возникающих в пограничных науках, получивших общенаучную значимость, теорий и законов.

По линии развивающих функций межпредметные связи могут осуществляться путём использования общих способов действий, умений и навыков. Примером может служить речевая деятельность, которая является общим видом деятельности ученика при изучении всех учебных предметов.

Также развивающая функция подразумевает и развитие системного мышления школьников. Получая знания по отдельным предметам у школьника формируется определённая система знаний в той или иной области. Затем эти знания используются по мере необходимости, пополняются и расширяются в процессе всего обучения, выстраиваясь в стройную систему знаний, умений и навыков. Сами по себе эти знания, умения и навыки не будут эффективно функционировать в жизненном процессе учащегося, если между ними не будет установлена связь. Почему энциклопедические знания не столько ценятся как целостные системы знаний? Именно потому, что они не имеют между собой каких-либо прочных связей. Эти связи устанавливаются именно благодаря использованию и реализации в учебной процессе межпредметных связей. Так формируется стройная целостная система знаний, развивается способность учащегося формировать её, черпая элементы, фрагменты, понятия, принципы, теории и т. д. из уже сформированных систем первоначальных знаний. В результате рождается новое межпредметное знание. В качестве примера можно привести использование межпредметных связей на уроках музыки. Изучая творчество какого-либо композитора, учитель рассказывает о его биографии, о той эпохе, в которую он жил (связи с историей культуры, всеобщей историей, историей музыки, географией), обязательно останавливается на современниках композитора (связь с литературой, изобразительным искусством, архитектурой, скульптурой, этикой и эстетикой), описывает его творческий путь (связь с теорией, историей и методикой преподавания музыки, историей культуры и т. д.), представляет одно из самых значимых произведений (связь с теорией музыки, литературой). Пока дети прослушивают произведение, в их голове вся услышанная информация складывается в целостную картину эпохи, её культуры, искусства, образа жизни людей и в частности того композитора, о котором только что рассказывал учитель. Разрозненная мозаика складывается в определённый узор, который в течение жизни будет не раз меняться, отшлифовываться, корректироваться, но основа останется.

Связи между предметами по линии воспитательных функций осуществляется путём выдвижения общих для ряда предметов учебно-воспитательных проблем и их последовательное решение в системе взаимосвязанных уроков по разным предметам.

Таким образом, можно утверждать, что использование межпредметных связей на всех этапах учебно-воспитательного процесса, во всех видах деятельности образовательного учреждения (в урочной и внеурочной деятельности) будет способствовать формированию и развитию системного мышления младших школьников.

Литература:

  1. Гурьев А. И. Межпредметные связи — теория и практика // Наука и образование. — 1998. — № 11. — С. 204.
  2. Тамберг Ю. Г. Развитие мышления ребёнка с использованием методик ТРИЗ // ТРИЗ интернет-школа. URL: http://triz.natm.ru/scool.htm (дата обращения: 3.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): межпредметных связей, межпредметные связи, системного мышления, системного мышления младших, учебном процессе, мышления младших школьников, системного подхода, реализации межпредметных связей, использование межпредметных связей, системного мышления учащихся, системного мышления школьников, развитии системного мышления, формирование системного мышления, системы знаний, уровне дидактического, функция межпредметных связей, целостной системы знаний, важнейшая функция межпредметных, процессе межпредметные связи, развития системного мышления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос