Библиографическое описание:

Фирсова Е. В. К вопросу об актуальных проблемах электронной педагогики [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 251-258.

Переход к информационному обществу влечет за собой радикальные изменения в сфере образования. Несмотря на повсеместное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), главным для современного преподавателя остается владение педагогической теорией и понимание проблем, которые она ставит перед ним.

К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Рассмотрим трактовки разных авторов самого понятия педагогика:

  • отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности [14];

  • наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);

  • наука о воспитании и обучении (С.И. Ожегов);

  • наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);

  • наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);

  • наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев).

  • наука об образовании (воспитании и обучении) человека, формировании и развитии его личностных качеств в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами. Выявляет закономерности образования, обосновывает его цели, содержание, формы, методы, средства, результаты в контексте общественного и индивидуально-личностного развития [7, с. 542].

Педагогика в качестве своего объекта рассматривает систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Предмет педагогики есть целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Педагогика постиндустриального (информационного) общества – педагогика, формирующаяся в совершенно новых условиях существования и развития информационного общества, когда мерой всех социальных вещей, основополагающим условием производства и воспроизводства общественной целостности становятся развитие и обогащение человеческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил (Г.Б. Корнетов) [10, с.140-141]. Основная задача – ­­создание условий, способствующих развитию у человека твердых нравственных ориентиров, способности самостоятельно решать проблемы в динамично развивающемся обществе.

Постиндустриальное общество, в отличие от индуст­риального общества конца XIX – середины XX века, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать ре­шения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при тра­диционном подходе к образованию, традиционных средствах обу­чения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности [6, с.14-15]:

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных зна­ний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

  • совместной работы в сотрудничестве при решении разнооб­разных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

  • широтою общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;

  • свободного доступа к необходимой информации в информа­ционных центрах не только своей школы, но и в научных, куль­турных, информационных центрах всего мира с целью формиро­вания собственного независимого, но аргументированного мне­ния по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;

  • постоянного испытания своих интеллектуальных, физичес­ких, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Другими словами, учебное заведение должно создать условия для форми­рования личности, обладающей качествами, о которых говори­лось выше, а это требует комплексных усилий не только шко­лы, но и всего общества. Процесс обучения современного челове­ка становится не­прерывным (школа – колледж – вуз). Система непрерывного образования — насущная потребность каждого человека. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость не только в очном обу­чении, но и в дистанционном, на основе современных ИКТ. В качестве источников информации все шире используются электронные средства (СО, DVD-диски, ресурсы Интернета). Естественно, это требует значительных материальных затрат для учебного заведения, но дело педагогов главное — искать и находить пути педагогического решения назревших про­блем образования.

Решать все эти актуальные проблемы педагогики надо эффек­тивно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответ­ствующей учебно-материальной базы очевидны уже сегодня. В этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические технологии и ИКТ. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только ши­рокое внедрение новых педагогических технологий позволит из­менить саму парадигму образования и только новые ИКТ позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

Выделим основные педагогические цели использования ИКТ.

1. Развитие личности обучаемого [9, с.51-52]: подготовки его к несостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

  • формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);

  • развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);

  • формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

2. Реализация социального заказа современного об­щества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации [5, с. 20]: Общество заинтересовано в том, чтобы система общего об­разования обеспечивала своим выпускникам необходимый уровень подготовки в области информатики, информацион­ных и коммуникационных технологий, а система професси­онального образования обеспечивала подготовку професси­ональных кадров и специалистов к реализации возможностей ИКТ во всех сферах их жизнедеятельности в информационном обществе.

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса [9, с.52]:

  • повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;

  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий - в зависимости от типа личности обучаемого);

  • углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).

Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе ИКТ и создания соответствующей информационно-образовательной среды (ИОС).

Рассмотрим различные точки зрения на содержание понятия ИОС [2]:

1) под ИОС понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса (О.А. Ильченко);

2) информационная среда как часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида (Е.И.Ракитина);

3) информационная среда вуза – это одна из сторон его деятельности, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации (О.И.Соколова).

Даже в этих определениях можно видеть значительное разнообразие мнений о сущности такого сложного явления, как ИОС. Анализ множества определений ИОС позволяет сделать вывод, что это – педагогическая система нового уровня. Автор разделяет следующее видение понятия ИОС. ИОС – это «педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно – правовая и маркетинговая, менеджмента» [2, с. 158].

Учебный процесс, протекающий по классической схеме очного обучения, и процесс, проходящий, например, при электронном обучении, описываются одной теоретической моделью. Если рассматривать его в разных образовательных системах, то можно увидеть, что педагогические процессы каждой из них характеризуются одними и теми же элементами: для чего учат (цель), чему учат (содержание), кто учит (обучающие), кого учат (обучающиеся), с помощью чего учат (средства), каким образом (методы) и в каких условиях (формы). Теоретическое ядро всей ИОС составляет именно педагогическая система, поэтому можно говорить о новом направлении педагогической науки, которое условно назвали «электронной педагогикой» [3] или «Э-педагогикой». Ее предметом является педагогическая система от­крытого образования. В педагогической системе откры­того образования количество элементов педагогической системы соответствует канонической педагогической системе, но содержание элементов существенно меняется.

Также уже сегодня можно утверждать, что электронная педагогика — это не отдельная новая отрасль, а она присутствует в каждой из общепринятых отраслях педагогики (дошкольной педагогике, педагогике школы, производственной, военной, исправительно-трудовой, социальной и коррекционной педагогике). Каждая из этих отраслей эволюционно переходят в электронную педагогику.

Сегодня в процессе обучения нужно формировать способности и учить обобщенным способам деятельности. Образование начинает отставать от темпов изменения жизни, и с ним надо что-то делать. Возникающие проблемы надо формулировать и решать на научной основе. Потребность в новой педагогике уже давно ощущалась научно-педагогической общественностью и на это обращали внимание А.А. Андреев, А.М. Новиков, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров, В.Д. Шадриков, С.А. Щенников и другие специалисты в этой области. Солдаткин Василий Иванович, д.ф.наук, профессор, первый вице-президент Московского технологического института «ВТУ», является основателем научной школы «Электронная педагогика». Проблемами педагогики в современных ИОС активно занимается д.п.н., профессор Андреев Александр Александрович. Большое количество очных и дистанционных конференций, семинаров, посвящённых применению ИКТ в образовании, говорит об актуальности и востребованности этого направления в научно-педагогическом сообществе.

Формирование электронной педагогики связывают с формированием и развитием свободной личности. В развитии талантов личности, в развитии сущности науки и посвящения в тайны бытия личности, решения проблем реальности должна видеть педагогика свою задачу.

Предметом традиционной педагогики является педагогическая система, ее исследование, проекти­рование и разработка. Предметом электронной педагогики является пе­дагогическая система как ИОС ново­го типа. Элементы педагогической системы фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

В электронной педагогике сохраняются принципы, которые традиционно лелеет классическая педагогика: сознательность, активность, наглядность обучения, систематичность и последовательность, прочность, доступность, связь теории с практикой и др., но также добавились новые: индивидуализация, интерактивность, стартовые знания, идентификация, педагогическая целесообразность применения средств ИКТ и др. Дополняется перечень и содержание метапринципов педагогики, которые позволяют определить общие черты будущей системы образования: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический и валеологический [3].

Очень важно сформировать совокупность проблем электронной педагогики, которые в своей основе схожи проблемам традиционной педагогики, но имеют свои особенности. Эти проблемы надо решать вместе, иначе придется перерабатывать уже созданные ИОС или, что хуже, создавать все заново.

Перечислим эти проблемы и постараемся их прокомментировать.

  1. Проблема отсутствия теории обучения в современных ИОС, и как ее составной части отсутствие понятийно – категориального аппарата.

Ни одна из существующих в настоящее время теорий обучения не может быть непосредственно использована для обучения в ИОС. Существующие попытки строить компьютерное обучение или Интернет-обучение в соответствии с традиционной методологией обучения оказались малоэффективными.

Неудовлетворительное состояние разработки понятийных, терминологических проблем электронной педагогики подтверждает хотя бы частный пример многозначного понятия одного специфического средства обучения, имеющего различные названия в ИОС, а именно: электронный учебник, компьютерный учебник или компьютеризированный учебник, виртуальный учебник и т.д. В конце концов, всю эту совокупность средств обучения назвали "электронные издания учебного назначения". Но и это понятие не является установившимся, признанным.

В соответствие с ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» учебное электронное издание - это «электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения» [1].

В отличие от печатного учебного издания для его использования необходимы средства вычислительной техники. К электронные учебным изданиям относятся: электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные тренажеры и лабораторные работы, электронные базы данных учебного назначения, электронные системы контроля знаний.

На сегодня понятийный аппарат явно расширился. Появились новые категории: дистанционное обучение (ДО), электронное обучение, интернет-обучение, преподаватель ДО, тьютор, вебинары и др. Появился богатый опыт электронного обучения и его нужно обобщить и разработать теоретические основы, которые помогут совершенствовать практику.

  1. Проблема оптимального состава учебно-методических комплексов для эффективного обучения в современных ИОС и размещения его дидактических элементов на различных носителях (бумажных, сетевых, CD и т.д.) и методик обучения.

Проблемой является, например, определение пропорций размещения элементов УМК на разных видах носителей информации для обучения с максимальной степенью эффективности. Эта проблема должна решаться на основе психолого-педагогических теорий. Здесь же возникает проблема структурирования содержания учебных материалов в каждом элементе УМК (учебнике, учебном пособии и т.д.). Решение данной проблемы связано также с проблемами стандартизации в образовании, с применением соответствующих средств и методов.

В методическом плане электронные учебники существенно отличаются от учебников, предназначенных для сопровождения очного процесса. Электронный учебник как средство, ориентированное на самостоятельное изучение материала студентом, должен содержать не только учебный материал, но и предвидеть возникающие в процессе усвоения материала затруднения, уметь диагностировать их возникновение и проводить своевременную коррекцию с использование, например, тестов по самопроверке.

Наиболее продвинутыми в области формирования УМК, который может быть рекомендован при обучении в ИОС и с успехом применяться при разных формах обучения, являются Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Евразийский открытый институт (ЕАОИ).

  1. Проблемы оптимизация психолого-эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.

Учебная информация, расположенная в различных элементах УМК, может быть представлена либо в текстовой форме, либо в форме звукоряда, либо в виде схемообраза, видеоряда и т.д., или в их сочетании. При этом должны быть соблюдены эргономические и валеологические требования.

Эта проблема связана с психолого-лингвистическими особенностями восприятия человеком учебного материала с экрана компьютера, с пониманием и учетом психологических характеристик пользователей в системе дистанционного обучения. Здесь необходимо проводить исследования в направлениях использования психологических теорий восприятия человеком учебного материала, использования психологических характеристик пользователей в ИОС, темпа усвоения обучаемыми материала с экрана и др.

  1. Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную ИОС.

Обычно получается так, что на начальном этапе внедрения электронного обучения, руководство образовательного учреждения, приняв решение о переходе к ИСО, стремится в первую очередь оснастить образовательное учреждение современными компьютерами, объединить их в локальную сеть, подключиться к Интернет, поставить современное программное обеспечение, думая при этом, что учебный процесс развернется сам собой. Но здесь требуется учитывать все элементы педагогической системы. Таким образом, решение этой проблемы включает в себя подготовку участников образовательного процесса, как в области средств ИКТ, так и педагогики современных ИОС.

Ошибочно полагать, что знание и умение преподавателя использовать возможности средств ИКТ автоматически позволит эффективно использовать их в учебном процессе. Преподаватель должен иметь представление, в какой ИОС ему предстоит работать; как готовить учебно-методический материал; как преподавать, используя все дидактические, технические и другие возможности среды; правовой статус преподавателя, и, прежде всего, – какие права и обязанности имеет преподаватель как субъект образовательного права.

Студентов также надо готовить к тому, чтобы обучаться в ИОС. В ИОС им надо будет научиться учиться. Чтобы обучаться в ИОС надо, как минимум, иметь доступ к техническим средствам ИКТ и обладать информационной культурой, которая может рассматриваться как свод правил поведения, умения и навыков человека в инфосфере, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества.

По этим направлениям должны быть разработаны и исследованы модели преподавателя и студента, адекватные их функционированию в современных ИОС, а на их базе - учебные программы и планы. Прототипом таких действий могут служить следующие шаги в направлении переподготовки преподавателей высшей школы, которые сделаны в МЭСИ и ЕАОИ: 1) обучение ППС по курсу «Преподаватель в среде e-learning»; 2) внесение в учебные планы всех специальностей дисциплины «Студент в среде e-learning».

  1. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.

Воспитание считают достаточно часто основной категорией педагогики. Однако этим термином в педагогической литературе обозначается пять разных понятий [1, c.190]: 1) воздействие на человека социального строя и окружающей действительности; 2) передача новым поколениям накопленного общественно-исторического опыта; 3) учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении в целом; 4) специальная воспитательная работа для формирования системы определенных убеждений и взглядов; 5) формирование отдельных качеств. Такое положение с неопределенным обозначением границ предмета педагогики (которая считается все же наукой о воспитании) является одной из причин развившегося в ней кризиса.

Чаще всего в педагогической литературе не указывается, о каком из значений термина "воспитание" идет речь, т.к. считается, что это значение легко определяется из контекста. Это допустимо, но только не в случае, когда речь идет о предмете научного направления, педагогики в целом.

Приняв в качестве основы определение, что воспитание в высшей школе является специальной работой сотрудников вуза, направленной на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием, можно представить и объем работы в этом направлении, даже в традиционном вузе при очной форме обучения. Мало, к сожалению, работ, где определяется, что надо делать со студентами в виртуальных вузах части воспитательной работы.

Нет сомнения в том, что в современной ИОС можно обеспечить студентов требуемыми объемами знаний и умений. Но обучение в сети Интернет - это по большей степени самостоятельная работа в отрыве от обычного человеческого общения, что накладывает отпечаток на личность в целом.

  1. Валеологические проблемы.

Валеология рассматривается как наука о здоровье, о здоровом человеке. В системах социальных ценностей и приоритетов любого общества здоровье человека занимает важное место. Будучи одним из показателей общественного прогресса и своеобразным зеркалом социально-экономического благополучия страны, здоровье является мощным социальным, оборонным, культурным и духовным потенциалом любого общества. Здоровье - динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком, трудовых, психических и биологических функций.

В настоящее время разработка теории здорового образа жизни является неотъемлемой частью теории здоровья. Здоровый образ жизни - типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности, регулируемых ими, и укрепляющая адаптивные возможности организма. При электронном обучении проблемы сохранения здоровья и пропаганды здорового образа жизни студентов и преподавателей актуализируются и требуют разработки новых подходов для решения.

7. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.

Актуальность и важность этого блока проблем очевидна, т.к. его решение позволит провозгласить о том, что стоило ли решать все остальные проблемы.

Предложенный перечень основных психолого-педагогических проблем ни в коей мере нельзя, естественно, считать исчерпывающим. Стремительно развивающиеся ИКТ, быстрый рост числа услуг и возможностей, предоставляемых Интернет, практически ежедневное появление новых программных продуктов, используемых в обучении, постоянно ставят перед педагогами и психологами новые вопросы.

В заключение сформулируем некоторые проблемы электронной педагогики, которые актуальны, с точки зрения А.А. Андреева [4], на сегодняшний день.

1. Становление и развитие теоретической базы, в том числе терминологического аппарата.

2. Виды и методики проведения электронных занятий, в том числе дистанционные лабораторные практикумы.

3. Дидактические свойства инструментов (программных средств и сервисов Интернета).

4. Формы представления учебных материалов для изучения в электронной ИОС

5. Подготовка студентов и преподавателей к эффективному овладению технологией электронного обучения.

6. Валеология электронного обучения и Интернет-безопасность.

7. Воспитательные проблемы, которые актуализируются при широком использовании Интернета.

8. Обеспечение качества электронного обучения и его оценка.

9. Нормативно-правовое обеспечение электронного обучения.

10. Исследование организационных форм обучения, поиск их оптимального сочетания и веса в смешанном и дистанционном вариантах проведения учебного процесса.

Также к перечисленным проблемам можно добавить и следующие:

  • проблемы использования старых методов обучения при новых технологиях;

  • трудности при совмещении природных потребностей человека в общении с новыми технологиями, в связи с чем преподавателям надо прилагать очень много усилий, для того, чтобы электронный курс и его составляющие имели "человеческий облик";

  • многие электронные курсы разработаны таким образом, что они могут преподаваться только одним учебным заведением или только одним преподавателем - если преподаватель уходит из университета, то его курс необходимо практически полностью переделывать, что ведёт к новым затратам и потерям времени;

  • проблемы «живого» общения, т.к. удалённый студент, обучаясь только по средствам ИКТ, не получает возможности наработать те необходимые навыки, которые он мог бы нарабатывать на лекциях и семинарах;

  • недостаток профессионализма при разработке учебных электронных материалов и необходимость специальной подготовки преподавателей для работы с новыми технологиями, т.к. далеко не все преподаватели университета в состоянии самостоятельно осваивать новые образовательные ИКТ, и без специального обучения преподаватели разрабатывают курсы неудовлетворительного качества;

  • отсутствие систем поощрения за участие в улучшении качества процесса образования, хотя преподаватели прилагают достаточно много усилий к освоению новых принципов преподавания с ИКТ, но не все учебные заведения мотивируют это.

Многие из этих проблем уже решаются в МЭСИ и ЕАОИ.

Особенность МЭСИ состоит в том, что он, позиционируя себя как электронный университет, в учебном процессе использует классические методы и методики в тесной связке с самыми современными образовательными ИКТ. МЭСИ широко известен не только в России, но и далеко за ее пределами как инициатор и участник широкомасштабного эксперимента по дистанционному обучению. Именно в МЭСИ разработаны основные подходы к реализации принципов электронного обучения. МЭСИ, опираясь на мировой опыт, внедряет и использует в учебном процессе современные ИКТ, которые помогают легче усваивать материал, получать дополнительные навыки и развивать компетенции.

 Очень важно, что в МЭСИ разрабатываются и постоянно совершенствуются не только методики применения электронного обучения, но и сами УМК [12]. В их состав входят: руководство по изучению курса, электронный учебник, дополнительные материалы и ссылки на публикации (российские и зарубежные) в электронной библиотеке МЭСИ, сборники практических заданий, практикумы и тестовые задания.

 Электронные УМК, благодаря тому, что их обновление осуществляется преподавателем не реже 1 раза в год, гарантируют студенту получение только актуальной информации. Ведь традиционные учебники на бумажных носителях из-за сложностей с их переизданием не могут быстро и гибко реагировать, например, на изменения в законодательстве, новые технологии, результаты научных исследований и на передовой мировой опыт. Именно благодаря использованию в учебном процессе электронных УМК, выпускники МЭСИ являются носителями актуальных знаний, владеют навыками работы с самыми современными прикладными пакетами программ, в результате уверенно чувствуют себя на рынке труда.

МЭСИ и ЕАОИ реализуют совместную программу электронного обучения
в рамках консорциума "Электронный университет", поэтому очень многое из того, что используется в МЭСИ, есть и в ЕАОИ. ЕАОИ разработал собственную ИОС - «Глобальную электронную среду обучения» (ГЭСО) [11]. В системе дистанционного обучения ЕАОИ у студента есть персональная страница для полноценного образовательного процесса – «личный кабинет». В нем расположены все необходимые учебные материалы: электронные учебники, презентации MS PowerPoint, flash-компоненты, видео-лекции преподавателей, ссылки на интернет-ресурсы. Также в программе находятся форумы преподавателей, wiki-страницы, библиотеки, персональное хранилище файлов, модуль для видеоконференций и вебинаров. Процесс обучения управляется и контролируется с помощью учебного плана, электронного расписания и электронной зачетной книжки.

В любой момент времени студенты могут зайти в ГЭСО, посмотреть видеолекции, изучить электронные учебные пособия, получить консультацию преподавателя, пообщаться с одногруппниками. Более того, постоянное подключение к Интернет совсем не обязательно: все материалы скачиваются на компьютер, ноутбук или смартфон. Преподаватели ЕАОИ являются сертифицированными специалистами по преподаванию в электронной среде и регулярно повышают квалификацию. Все студенты, прежде чем приступить к обучению, проходят видеокурс «Студент в среде e-learning», который знакомит их со всеми возможностями системы дистанционного обучения, поэтому человек с любым уровнем компьютерной грамотности может с успехом учиться с помощью электронного обучения и, соответственно, параллельно растет его уровень компьютерной грамотности. Также для студентов работает служба технической поддержки, которая помогает разобраться с любой ситуацией.

Все чаще различные образовательные учреждения используют в обучении информационные ресурсы, электронные учебники, Интернет-библиотеки. В школах внедряются электронные журналы. Российская школа постепенно переходит к новой организации образования на основе ИКТ. Это требует от современного педагога новых знаний и умений. Он должен уметь обеспечить гибкое индивидуальное обучение и воспитание, развить креативные способности учащихся и научить их «учиться самостоятельно»: искать нужную информацию, «добывать» необходимые знания. Все эти качества сегодня очень ценятся работодателями. Но для того, чтобы вести обучение таких специалистов, сам педагог вначале должен овладеть принципиально новыми средствами и методами организации учебно-воспитательного процесса. Сделать это можно в МЭСИ – на профиле «Электронная педагогика». В университете реализуется качественно иная по форме и содержанию подготовка педагога будущего.

Объективный процесс информатизации образования стал основой перехода к информационному обществу, а это, в свою очередь, закономерно приводит к необходимости разработки электронной педагогики, которой присущи свои принципы, понятийный аппарат, новые теории, новые виды учебных занятий и т.д. Сформулированные проблемы являются своеобразным планом действий при становлении ИОС и развитии системы открытого образования. Это - динамический перечень проблем, который постоянно меняется и расширяется, как численно, так и качественно.

Есть уверенность, что решение сформулированных проблем электронной педагогики позволит продвинуть педагогическую практику в среде электронного обучения на новый качественный уровень.


Литература:
  1. ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»

  2. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: ММИЭИФП, 2003.

  3. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002.

  4. Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. – № 11. 2011. – С. 113-117.

  5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. – М.: Дрофа, 2008. – 312с.

  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: «Академия», 2009. –272с.

  7. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования / С. А. Щенников, А. Г. Теслинов и др. – М.: Дрофа, 2006. –591c.

  8. Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие / Отв. редактор В. И.Солдаткин. – М: Высшая школа, 2003. –792 с.

  9. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации).– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. –280с.

  10. Ширшов Е. В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия / под ред. Т. С. Буториной. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 256с.

  11. Дистанционное образование в вопросах и ответах URL:http://eoi.ru/about/press-center/publication (дата обращения 12.11.2011).

  12. МЭСИ: Организация учебного процесса URL: http://vpo-temp.pk.mesi.ru (дата обращения 10.11.2011).

  13. Педагогика в современных информационно-образовательных средах URL: http://www.gdenet.ru/bibl/education/communications/5.1.html (дата обращения 01.11.2011).

  14. Российская педагогическая энциклопедия URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php (дата обращения 11.11.2011).

Основные термины (генерируются автоматически): электронной педагогики, электронного обучения, современных ИОС, педагогической системы, учебного материала, человеком учебного материала, педагогическая система, средств ИКТ, проблем электронной педагогики, восприятия человеком учебного, традиционной педагогики, педагогики современных ИОС, формах обучения, средствам ИКТ, актуальные проблемы педагогики, Похожая статья, проблемах электронной педагогики, педагогической науки, проблемы электронной педагогики, понятия ИОС.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle