Информатизация образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 28196 раз

Библиографическое описание:

Зверева, Ю. С. Информатизация образования / Ю. С. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.3 (110.3). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27234/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Ключевые слова: образование, общество, электронные учебные ресурсы, электронное обучение.

Для современного общества получение новых знаний, освоение новых технологий, методов управления общественными и научными процессами приобретает важное значение. Любой вид деятельности должен проходить определенные этапы, которые непосредственно связаны со сбором информации, ее анализом, выбором приоритетных задач, нахождением оптимальных вариантов решения данных задач, формированием подходов к осуществлению задуманных целей.

На сегодняшний день студенты и преподаватели университетов являются представителями той общественной среды, в которой существует огромный поток постоянно обновляющейся информации, а из-за ограниченных возможностей человек не может в полном объёме воспользоваться этим «огромным потоком». В сложившихся обстоятельствах человечество подошло к такому процессу как «информатизация». Процесс информатизации неразрывно связан со статусом сегодняшнего общества, а именно со статусом информационного общества, в котором главенствует информация, её качество, свобода, гласность и доступность. Информатизация – это масштабный процесс, затрагивающий все сферы общественной жизни, направленный на удовлетворение потребности людей в информации, а также на построение мощной телекоммуникационной инфраструктуры.

Одна из главных позиций в информатизации общества отводится информатизации в сфере образования. Информатизация образования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Процесс информатизации образования включает в себя систему мероприятий [1]:

  • оснащение учреждений образования и органов управления образованием аппаратными и программными средствами информационных технологий;
  • подключение по высокоскоростным каналам к региональным, национальным и международным компьютерным образовательным сетям, к глобальной сети Интернет;
  • создание и размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения, интеграция различных баз данных на региональном и государственном уровне.
  • формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса: сотрудников, педагогов, учеников, их родителей
  • создание системы непрерывного обучения педагога информационным технологиям (курсы, экспресс-курсы, мини семинары, постоянно-действующие семинары, конференции.) [3].

Процесс информатизации образования подразумевает не только применение в школах, университетах и других учебных заведениях новейших информационных технологий, но и совершенствование системы организации учебной деятельности путем трансформации методов и форм преподнесения информации с целью пробуждения у обучающихся интереса к получению новых знаний, развития у них творческой активности. Несомненно, в первую очередь необходимым является создание информационно-технологической среды с использованием новейших проекторов, экранов, компьютеров и другой техники, позволяющий раскрыть информацию через презентации, конференции, семинары.

Но настоящий момент времени ситуация сложилась таким образом, что молодое поколение все больше интересует использование информационных технологий в качестве развлечений, а не в целях обучения и получения новых знаний. Для того чтобы развить у обучающихся интерес использовать информационные технологии в научных целях должен быть компетентный учитель, преподаватель, который способен обучить данное поколение жить в век и информационных технологий и дать основу владения этими технологиями. То есть процесс информатизации образования невозможен без участия грамотного и квалифицированного специалиста, глубоко знающего процессы, происходящие в образовании, умеющего использовать ИТ в своей профессиональной деятельности, обладающего грамотностью, эрудицией и т. д.

Вместе с этим информатизация в образовании имеет ряд противоречий.

 Большинство преподавателей на своих дисциплинах сталкиваются с некачественным программным обеспечением, с техническими сложностями организации процесса обучения и из-за этого они отказываются от применения компьютерных технологий на занятиях.

 Многие из информационных технологий в стенах учебных заведений в полной мере не обеспечены нужным для обучения пакетом программ;

 Поскольку одним из основных направлений информатизации является построение информационного образовательного пространства, то в данном контексте возникают такие проблемы как: отсутствие единого стандарта программного обеспечения, недостаток технического персонала по обслуживанию технических устройств.

 Отсутствие единой информационной культуры

 Большинство сельских школ, региональных вузов слабо оснащены, либо вообще не оснащены технически, что в значительной мере затрудняет учебные процессы. Но это в большей степени проблема государства, которое выделяет недостаточное количество денежных средств на приобретение необходимого оборудования.

Актуальными проблемами являются:

— проблемы, связанные с консервативностью изданий на CD и использовании при их проектировании устаревших представлений об архитектуре программного обеспечения, где следствием является: быстрое устаревание учебного курса, отсутствие возможности изменения или дополнения существующего издания новыми модулями;

— проблемы, связанные с вопросами создания спецификаций для разрабатываемых объектов и дальнейшей стандартизации технологий информатизации образования. Без решения данных вопросов не обеспечить такие важные требования к ресурсам современных ЭУК как управляемость, доступность;

— проблемы, связанные с практическим внедрением ЭУК в процесс обучения. К ним имеют отношение как вопросы подготовки педагогических кадров и повышения их компетентности в области использования средств ИКТ, так и проработанность самих электронных курсов в сфере методической поддержки [2].

Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

1 освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;

2 выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области;

3 выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;

4 развитие способностей к определенным видам деятельности;

5 проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;

6 восстановление знаний, умений и навыков.

Несомненно, сегодня электронные учебные ресурсы становятся определяющим элементом развития образования. Но как любая образовательная технология, включение в учебный процесс электронных ресурсов должно отвечать законам педагогики, новым условиям обучения, требованиям образовательной организации, а самое главное требованиям Закона об образовании федеральным государственным образовательным стандартам. Электронное обучение имеет свои преимущества по сравнению с традиционным, но наибольший эффект, по мнению исследователей, дает смешанная технология обучения. Смешанная модель обучения позволяет совмещать традиционное обучение, где занятия проводятся в аудиторном виде (лекции, семинары лабораторные работы), при этом проводя часть практических мероприятий в электронном виде. Это позволяет преподавателю концентрировать внимание на более интересных и сложных темах курса, не уделяя такого же внимания основным теоретическим понятиям, которые студент усваивает, выполняя электронные тестирования или принимая участие в обсуждении в форуме или блоге [4].

Изучая опыт применения смешанного обучения в Орловском государственном аграрном университете можно отметить, что реализации этих образовательных технологий осуществляется в несколько этапов [5]:

1. Концептуальный. На данном этапе определяется цель с ориентацией на достижение результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения и т. п.

2. Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов.

3. Операционный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на электронный средства обучения, и способов их реализации, а так же выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом.

При организации занятий необходимо учитывать уровень подготовки студентов, методическую цель занятия, тип занятия (лекция, практика или лабораторная работа), готовность обучающихся к восприятию информации с помощью новых технологий.В целом применение электронных технологий обучения в образовании полезно, если та или иная образовательная электронная технология позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Электронное обучение позволяет повысить восприятие информации и качество обучения путем внедрения в учебный процесс различных активных и интерактивных форм, что является в настоящее время и обязательным требованием высшей школы. Большинство из методик применения таких форм обучения могут и должны сопровождаться применением вычислительной и коммуникационной техники. Для обеспечения применения электронного обучения необходимы ресурсы: технические кадровые, учебно-методические. Все это требует значительных финансовых и временных затрат. Но усилия, затраченные на разработку данных видов занятий с применением ИКТ, компенсируются, если применение ИКТ методически оправдано, продуктивно.

Таким образом, информатизации образования в современном мире отводится очень существенная роль, поскольку именно данный процесс является «двигателем» будущего, именно от данного процесса зависит успех качества образования страны, ее технический потенциал, а непосредственно успех данного процесса будет напрямую зависеть от высококлассных специалистов, способных устранить насущные проблемы информационного мира и продвинуть его на новый, более высокий уровень.

Литература:

  1. Коломейченко А. С. Инновационные образовательные технологии высшей школы/ А. С. Коломейченко //В сборнике:Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2013 г.: в 13 частях. Тамбов, 2013. -С. 86–87.
  2. Виницкий Ю. А.: Информатизация образования: проблемы и перспективы. Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет — технологии в образовании». В 2 частях: Часть 2, Чебоксары, 15 апреля — 19 мая 2012 г.-Чебоксары, 2012.- 266 с.
  3. Пащенко О. И. Информатизация образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 257 с.
  4. Тарамова Э. А. Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе/Э. А. Тарамова//Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 155–157.
  5. Коломейченко А. С. Опыт внедрения дистанционных технологий обучения в Орловском государственном аграрном университете/А. С. Коломейченко//Открытое и дистанционное образование, 2008.-№ 4. -С. 37–39.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное обучение, образование, процесс, получение новых знаний, ресурс, учебный процесс, вид деятельности, восприятие информации, проблема, программное обеспечение.


Похожие статьи

Использование интерактивного электронного образовательного...

Использование интерактивного электронного образовательного ресурса в учебном процессе.

Традиционная методика обучения, ориентированная в основном на коллективное восприятие информации, отходит на второй план в сравнении с новыми инновационными...

Особенности проектирования и разработки электронных...

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) представляет собой средство обучения, помогающее преподавателю в

− оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки школьников

Использование современных информационных технологий...

Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов.

Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных...

К вопросу об актуальных проблемах электронной педагогики

электронная педагогика, электронное обучение, педагогическая система, проблема, учебный процесс, учебный материал, дистанционное обучение, информационное общество, ИКТ, обучение.

Электронное обучение как средство реализации...

«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти понятия уже давно

Под дистанционным обучением (distance learning) стали понимать такой процесс обучения

Для координирования и ресурсного обеспечения деятельности по организации...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Ряд проблем, возникающих в процессе применения информационных технологий: Проблема соотношения объемов информации

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, образовательный процесс, учебный материал, компьютер, обучение...

Применение электронных образовательных ресурсов...

Н.Н. Гомулина утверждает, что современный электронный образовательный ресурс интенсифицирует учебный процесс и может использоваться в процессе закрепления новых знаний, отработки умений и навыков.

Методика создания интерактивных электронных учебных курсов...

Далее получение знаний переходит в следуюший этап, т. е. в процесс активизации деятельности учашихся.

Усманов М. С. Интерактивные электронные учебные курсы как новое средство учебной деятельности.

Применение электронных образовательных ресурсов...

Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности.

В данном случае речь идет не о разрозненном поиске и получении информации из электронного источника.

Похожие статьи

Использование интерактивного электронного образовательного...

Использование интерактивного электронного образовательного ресурса в учебном процессе.

Традиционная методика обучения, ориентированная в основном на коллективное восприятие информации, отходит на второй план в сравнении с новыми инновационными...

Особенности проектирования и разработки электронных...

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) представляет собой средство обучения, помогающее преподавателю в

− оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки школьников

Использование современных информационных технологий...

Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов.

Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных...

К вопросу об актуальных проблемах электронной педагогики

электронная педагогика, электронное обучение, педагогическая система, проблема, учебный процесс, учебный материал, дистанционное обучение, информационное общество, ИКТ, обучение.

Электронное обучение как средство реализации...

«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти понятия уже давно

Под дистанционным обучением (distance learning) стали понимать такой процесс обучения

Для координирования и ресурсного обеспечения деятельности по организации...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Ряд проблем, возникающих в процессе применения информационных технологий: Проблема соотношения объемов информации

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, образовательный процесс, учебный материал, компьютер, обучение...

Применение электронных образовательных ресурсов...

Н.Н. Гомулина утверждает, что современный электронный образовательный ресурс интенсифицирует учебный процесс и может использоваться в процессе закрепления новых знаний, отработки умений и навыков.

Методика создания интерактивных электронных учебных курсов...

Далее получение знаний переходит в следуюший этап, т. е. в процесс активизации деятельности учашихся.

Усманов М. С. Интерактивные электронные учебные курсы как новое средство учебной деятельности.

Применение электронных образовательных ресурсов...

Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности.

В данном случае речь идет не о разрозненном поиске и получении информации из электронного источника.

Задать вопрос