Библиографическое описание:

Абдулахадова Ш. Р. Применение модульной технологии на занятиях русского языка (в неязыковых группах) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 135-137.



Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений педагогики, психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Как показывает анализ педагогической практики в современной образовательной системе, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения студентов. Но всё же в учебном процессе в вузовской системе сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого студента; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельным характером учения.

Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение новых инновационных технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы.

В данной статье мы предлагаем разработку занятия по русскому языку на основе модульной технологии.

Тема: Нормы устной иписьменной речи

Педагогическая технология: модульная,

Оборудование: экран, мультимедиапроектор, карта студента, оценочный лист, раздаточный материал (карточки с заданиями).

Цели:

  1. Образовательные: Студенты должны знать основные типы морфологических и морфолого-стилистических норм русского литературного языка, причины возникновения морфологических и морфолого-стилистических ошибок и способы их устранения, развивать умение строить свою речь в соответствии с морфологическими и морфолого-стилистическими нормами устной и письменной речи
  2. Развивающие: формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитательные: побуждать студентов к самоконтролю, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.

Ход урока:

Учебный элемент — 1

Повторение (устный опрос):

а) Выполнение задания по нахождению и исправлению изученных типов ошибок в предложенных текстах (преподаватель раздаёт карточки с примерами)

б) Чтение подготовленных текстов на тему: «Моя Родина — Узбекистан», с опорными словами.

2. Самостоятельная работа:

Определите тип допущенных ошибок, объясните их причины. Исправьте текст (карточки с текстами по теме раздаёт преподаватель)

Новая тема:

Учебный элемент2.

Цели: Знакомство с новым материалом, усвоить основные типы морфологических и морфолого-стилистических норм русского литературного языка, причины возникновения морфологических и морфолого-стилистических ошибок, основные типы ошибок в форме слова.

Теория:

Морфологические нормы — это нормы употребления грамматических форм слов;

Морфолого-стилистические ошибки, связанные с использованием сложных конструкций, характерных для официально-делового и научного стиля в разговорном стиле.

Задание 1. Исходный контроль— тест (коллективная работа)

  1. Морфологические ошибки русского литературного языка связаны с

1) Неправильным образованием слов;

2) Нарушением грамматических форм слов;

3) Нарушением управления;

4) Незнанием лексического значения слова;

  1. Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы. С чем обычно бывают связаны

А. Фразеолого-стилистические ошибки;

Б. Морфолого-стилистические ошибки

В. Словообразовательно-стилистические ошибки.

1) с использованием сложных конструкций в разговорном стиле;

2) со смешением книжных и разговорных фразеологизмов;

3) с использованием лексики с уменьшительно-ласкательными суффиксами в научном и деловом стилях.

Задание 2 (групповая работа)

Исправьте следующий текст. Определите тип допущенных ошибок, объясните их причины.

Пример текста: «Моя Родина: Узбекистан. Эта фраза звучит для представителя разных национальностей — узбека и киргиза, корейца и белоруса, русского и украинца одинаково гордо».

Учебный элемент — 3

Цель — закрепление изученного материала

1.Выполнение заданий по нахождению и исправлению морфологических и морфолого-стилистических типов ошибок в предложенных текстах

Задание 1 (индивидуальная работа) Найдите в предложенных текстах ошибки в форме слов и исправьте их. При выполнении задания заполните таблицу.

Пример нарушения нормы

Исправление.

Объяснение.

Тип ошибки.

1.

Мама! Сегодня обед был более вкусным, чем вчера.

Обед был вкуснее

Использование сложной формы сравнительной степени в разговорном стиле

Морфолого — стилистическая

  1. Мальчики собирают хлопок.
  2. Я учусь в первом курсе.
  3. Пять не делится по два.
  4. Работающие вернутся после два часа.

Задание 2.

Раскройте скобки, поставив находящиеся в них слова в нужную форму:

  1. Купить несколько (простыня).
  2. В углу стояло несколько (кочерга).
  3. Принёс с базара несколько (дыня).
  4. Нужно расклеить десять (афиша).
  5. Посадите в саду пять (яблоня).
  6. В наборе шесть (кастрюля)
  7. О нём ходит много (сплетня).

Учебный элемент4.

Цель — уметь строить свою речь в соответствии с морфологическими и морфолого-стилистическими нормами устной и письменной речи, распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих.

Задание 1. (парная работа) Подготовьте небольшой текст на одну из тем:

  1. «Лексическое богатство языка», используя следующие опорные слова: лексика, синоним, омоним, антоним, архаизм.
  2. «Самостоятельные части речи», используя следующие опорные слова: морфология, имя существительное, имя числительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие.

Учебный элемент 5.

Цель — проверить уровень усвоения нового материала

Задание (парная работа)

Придумайте несколько связных предложений (4–5) с морфологическими и морфолого-стилистическими ошибками на разную тематику. Обменяйтесь с соседом для их нахождения и исправления. Затем оцените свой ответ.

Учебный элемент — 6.

Цель — подведение итогов. Возвращение к целям, обсуждение: все ли цели урока достигнуты?

Учебный элемент — 7.

Дифференцированное домашнее задание.

Оценочный лист

Фамилия, имя студента____________________________

Учебный элемент (этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий

Итого (кол-во баллов)

№ 1

№ 2

№ 3

УЭ — 1.

Проверка изученного материала.

УЭ — 2.

Изучение нового материала

УЭ — 3.

Обобщение и закрепление изученного материала.

УЭ — 4.

Проверка умения правильно строить свою речь с учётом изученных типов ошибок

Контроль.

УЭ — 5.

Проверка уровня усвоения материала

УЭ -6.

Оценка своей деятельности Подведение итогов занятия

УЭ -6.

Домашнее задание

Модульный характер обучения дает возможность определить интеграционные связи между модулями русского языка и модулями специальных дисциплинарных циклов, выявить, на основе этого, возможное сочетание этих образовательных сфер и проводить «бинарные» уроки и даже целые циклы занятий. Модульный подход как нельзя лучше сочетает традиционные и нетрадиционные методы обучения русскому языку, соответствуя тем требованиям, которые обычно предъявляются дидактикой к обучению русскому языку в неязыковой современной социокультурной среде.

Литература:

  1. Гареев В. М., Куликов С. И., Дурко Е. М. -Принципы модульного обучения// Вестник высшей школы. — 1987. — № 8.
  2. Голощёкина Л. П., Збаровский B. C. Модульная технология обучения: Методические рекомендации. — СПб: ЮНИТИ-ДАНА, 1993.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.
  4. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle