Библиографическое описание:

Кошенкова Н. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 551-553.



Необходимость работы над публицистическим стилем в средних классах обусловлена прежде всего задачами развития устной и письменной речи учащихся. «Высокая культура разговорной и письменной речи, — указывал В. В. Виноградов, — хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности».

Теоретические исследования последних лет обосновывают важность функционально-стилистического аспекта в преподавании всего курса русского языка и убедительно показывают, что основное внимание в работе по стилистике должно быть направлено на овладение учащимися структурой функционального стиля речи. В связи с этим задачу по стилистике в средних классах, где учащиеся знакомятся с публицистическим стилем, мы видим не в простом выяснении тех или иных стилистических возможностей языковых средств публицистической речи, а в планомерно организованном изучении его структуры, включающем такие признаки, как сфера применения высказывания, задача речи, жанр, языковые средства.

Приступая к работе над публицистическим стилем, мы должны выделить основную задачу уроков изучения данной темы, а именно научить школьников определенным видам речевой деятельности. В соответствии с этой задачей мы уточнили, каким же видам речевой деятельности следует учить детей. Наряду с обучением созданию письменного высказывания важно научить учащихся и другому виду речевой деятельности — обдумыванию, который составляет существенный этап к подготовке высказывания и его созданию. В соответствии с программой мы отобрали наиболее доступные, на наш взгляд, жанры публицистического стиля: информационная заметка, репортаж, статья (сочинение-рассуждение проблемного характера) и отзыв о прочитанной книге.

Работа над указанными жанрами публицистического стиля строится на основе известных учащимся сведений о типах речи и сформированных умениях создавать тексты типа повествования, описания и рассуждения.

Введение в содержание обучения публицистическому стилю указанных знаний является необходимой теоретической основой для успешного формирования у учащихся средних классов такого сложного умения, как умения создавать высказывания публицистического стиля.

Универсальных коммуникативных умений, обеспечивающих создание текстов всех типов и стилей речи, реально не существует. Умения конкретны, потому что они тесно связаны с типом речи выполняемого сочинения, его стилем и жанром. Поэтому вся работа над умением строить текст публицистического стиля конкретизируется в соответствии с его функциональными особенностями.

Так, создавая публицистическое высказывание, учащимся необходимо знать и учитывать в своих действиях следующие стилевые требования.

Во-первых, и обдумывание темы, и определение ее границ и своего подхода к ней, и отбор фактического материала, и выбор способа его преподнесения в публицистических высказываниях — все это предполагает учет того, что в публицистической речи раскрываются актуальные проблемы (моральные, этические и т. п.), вызывающие интерес общества.

Определяя основную мысль своего будущего публицистического высказывания, учащийся обязательно должен учитывать, что общее назначение стиля («сообщая, убеждать») реализуется в конкретной задаче жанра высказывания («показать», «выразить свое впечатление» и т. д.). Жанры же различаются прежде всего своим назначением. Например, назначение информационной заметки — кратко сообщить о каком-либо факте или событии. Рецензия, отзыв — это размышления, впечатления автора по поводу увиденного, услышанного, прочитанного. Таким образом, одна и та же тема в каждом конкретном случае (жанре) будет решать по-особому.

Во-вторых, отбор материала для публицистического текста нужно производить с учетом того, что в основе высказываний данного стиля лежит характерный, типичный факт. Сочетание значимости фактов (проблем) и их новизны образует тот фундамент, на котором строятся все публицистические произведения.

В-третьих, отбор и расположение материала публицистических высказываний подчинены реализации главной функции стиля — убеждения. Но в зависимости от способа убеждения тексты строятся по-разному. Например, отбор и расположение материала в репортаже обусловлены его структурно-композиционной формой — повествованием. В основе статьи чаще всего лежит рассуждение, включающее элементы повествования и описания.

Из этого следует, какую важную роль играет умение выбрать жанр будущего текста, определить тип речи, доминирующий в его структуре, и отобрать из собранного материала то, что составляет основу жанра. Это значит: определить цель высказывания, найти факты, определить круг проблем; собрать необходимый материал для решения поставленной цели; сгруппировать его по отдельным вопросам; определить преподнесения материала.

В-четвертых, учащиеся должны уяснить, что выбор языковых средств в публицистической речи обусловлен как содержанием речи, так и ее задачами, что уместность и выразительность достигается при учете ситуации общения.

Подводя итог вышесказанному, еще раз подчеркнем, что общие коммуникативные умения, необходимые для созданий публицистического текста, конкретизируются в зависимости от его стилевой принадлежности, а значит, конкретизируется и работа над этими умениями в связи с обучением публицистическому стилю.

По данным психологов, оформление высказывания проходит две стадии: докоммуникативную («про себя») и коммуникативную (вербальную). В соответствии с этими стадиями оформления высказывания выделяются и формы речи: внутренняя речь (Л. С. Выготский) и внешняя устная и внешняя письменная речь (И. А. Зимняя). Таким образом, создавая письменное высказывание, пишущий предварительно должен проделать огромную мыслительную работу во внутренней речи, чтобы сориентироваться в ситуации общения и принять решение о форме своего высказывания.

От того, как мы определим сущность и специфику этого умения, и те взаимоотношения, в каких оно находится с другими коммуникативными умениями, во многом зависит организация системы обучения публицистическому стилю в средних классах.

Подобное умение особенно необходимо, когда следует создать текст с подчеркнуто стилевой установкой. Целью этого умения является установление связей между речевой ситуацией и выбором содержания и его языкового оформления. Установление связей между отдельными элементами — это сложный мыслительный процесс, в конечном итоге направленный на создание модели будущего высказывания, под моделью в данном случае понимается структурная схема, обобщающая родственные ключевые факты по их определяющим признакам.

В соответствии с характером выделенных умений, необходимых для создания публицистического текста, в работе над стилем мы использовали два типа коммуникативных упражнений: подготовительные, формирующие механизм порождения речи и речевые, обеспечивающие практические умения в конкретном виде и форме коммуникации (изложения и сочинения).

Одной из разновидностей подготовительных упражнений являются упражнения, связанные с работой над понятием «речевая ситуация». Раскрывая специфику речевой ситуации, характерной для публицистического стиля, ситуативные упражнения помогают учащимся осознать условия общения и мотивы, побуждающие человека обращаться к публицистическому стилю речи, учат ориентироваться в ситуации общения. Описание ситуации может быть дано не только в виде схемы или в словесной форме, для этого следует использовать и средства наглядности, например, картины.

Речевым упражнениям, на наш взгляд, должна предшествовать подготовительная работа. С этой целью используем на уроках памятку «Пишущему сочинение». Памятка должна быть составлена с таким расчетом, чтобы показать, что стилевые требования пронизывают все элементы и этапы процесса создания публицистического текста и что их нужно обязательно учитывать при обдумывании, планировании будущего высказывания.

Задания на моделирование высказывания или его компонентов опираются на анализ всех особенностей стиля и дают возможность активизировать необходимые знания учащихся.

Итак, в ходе работы над понятием стиль речи в средних классах общеобразовательной школы учащиеся убеждаются в том, что на характер высказывания (на его содержание, на отбор языковых средств) всегда влияют условия и задачи общения, поэтому они учатся ориентироваться в речевой ситуации и учитывать ее при создании собственных текстов. Иначе говоря, школьники учатся, во-первых, осознанно решать вопрос о стилевой принадлежности своего сообщения, а во-вторых, подчинять содержание и языковые средства требованиям, предъявляемым к текстам именно этого стиля.

Таким образом, систематическое использование на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы текстов публицистического стиля способствует развитию таких качеств речи у школьников, как коммуникативная целесообразность, точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность.

Предметом изучения должны стать публицистические произведения, на основе которых возможно было бы совершенствовать интеллектуальную гражданскую личность, владеющую умениями и навыками создания авторских разножанровых публицистических текстов.

Литература:

  1. Виноградов, В. В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры// Вопросы языкознания, 1961. — № 4. — с. 19
  2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования// Педагогика, 2003. — № 3. — с. 34–42
  3. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка. М., 1977–14 с.
Основные термины (генерируются автоматически): публицистического стиля, средних классах, публицистической речи, публицистического текста, публицистическому стилю, русского языка, будущего высказывания, высказывания публицистического стиля, публицистическим стилем, письменной речи, речевой деятельности, будущего публицистического высказывания, видам речевой деятельности, функционального стиля речи, уроках русского языка, ситуации общения, создания публицистического текста, сфера применения высказывания, письменного высказывания важно, задаче жанра высказывания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос