Библиографическое описание:

Касьянова В. П., Кучерявая Т. Л. Использование новых технологий при обучении иностранному языку на начальном этапе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 129-132.

Цель обучения иностранному языку в настоящее время – это развитие коммуникативных умений и навыков обучаемых, то есть практическое владение иностранным языком. Главную цель подготовки также составляет такое владение иностранным языком, которое позволяет использовать его для устного и письменного общения, как в процессе будущей профессиональной деятельности, так и для дальнейшего самообразования. В совокупности с другими компетенциями иноязычного общения учебная компетенция в дальнейшем даст каждому из выпускников возможность быть успешным в профессиональной сфере и полностью реализовать себя как личность. И задача преподавателя состоит в воспитании личности, способной к общению, к самообразованию. Необходимым для современного процесса обучения иностранным языкам является создание оптимальных условий для того, чтобы сделать этот процесс содержательным, эффективным и интересным для обучаемых. С этой целью преподавателями используются различные методы и приемы, которые помогают активизировать работу обучаемых. При этом неоценимую помощь в этом процессе оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов сети Интернет.

Преподаватели нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения дисциплины, способствуют достижению гармоничного развития обучаемых с учётом их индивидуальных особенностей.

Информационные технологии можно использовать:

1. для поиска литературы

а) в электронном каталоге библиотеки учебного заведения;

б) в сети Internet с применением браузеров типа Internet Explorer и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Search.com, Yahoo.com и т.д.);

2. для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.;

3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков, с использованием электронных словарей;

4. для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-карты);

5. для общения (Internet, электронная почта);

6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, программы для просмотра изображений PhotoShop, Corel Draw, программы для создания схем, чертежей и графиков), создания учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, роликов, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий и т.д.;

7. для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, сети Интернет).

Специфика предмета иностранный язык делает возможным применение компьютерных технологий в полной мере практически во всех перечисленных случаях.

При обучении грамматике очень эффективно использование схем, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков и разных способов их проекции (интерактивная доска, экраны персональных компьютеров, распечатка на принтере). Использование компьютерных технологий возможно при изучении практически любой темы. При удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произнесение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут так же затраты времени на занятии, так как исчезнет необходимость записывания материала на доске. А при наличии домашних персональных компьютеров у всех обучаемых материал можно будет сохранять на цифровых носителях (CD-, DVD-диски, flash-карты) и переносить на ПК. Довольно часто возникает проблема «незнания написания» какого-либо слова, а при использовании компьютерных технологий такая проблема полностью отпадает.

Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым лексическим материалом, новыми образцами высказываний. На этапе закрепления и применения сформированных знаний, умений и навыков, компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых. Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала, при этом обеспечивается достаточная и посильная нагрузка для всех обучающихся.

Использование ресурсов сети Интернет позволяет приблизить коммуникативную деятельность обучаемых к реальности, например, просмотр объявлений о покупке и продаже жилья при изучении темы «Квартира», выбор подходящего экскурсионного тура для темы «Свободное время. Путешествие» и др. Знакомства и общение в форумах приближают студентов к реалиям страны изучаемого языка, обогащают словарный запас идиомами, сленговыми выражениями, современной молодежной лексикой.

Компьютер широко используется и как средство осуществления контроля над деятельностью обучаемых со стороны преподавателя, а также как средство самоконтроля. Компьютерное тестирование может быть использовано как метод итоговой или промежуточной проверки. В зависимости от возможностей, обучающиеся могут пройти тестирование на персональных компьютерах в локальной сети учебного заведения или в сети Интернет. Быстрое получение результатов при таком тестировании позволяет преподавателю своевременно корректировать учебный процесс, предупреждать отставания, проводить индивидуальную работу с учащимися. Учащемуся же это помогает понять, каких успехов он достиг в изучении иностранного языка и над чем ему нужно больше работать. Преподавателями нашей кафедры составлены тренировочные тестовые задания, содержащие большую базу, куда включены все основные темы курса английского языка. Студенты имеют хорошую возможность выполнять эти тесты в компьютерных классах как самостоятельно, так и под руководством преподавателя. Этот вид работы у нас практикуется в период подготовки к экзаменам, проводимым в форме компьютерного тестирования, а также во время подготовки к промежуточному государственному контролю (ПГК). Выполняя тест самостоятельно, студент наглядно может видеть допускаемые ошибки и верные варианты ответов. Если же выполнение тестовых заданий осуществляется под руководством преподавателя, то студент имеет возможность получить консультацию по вариантам ответов, в которых были допущены ошибки. Опыт работы с использованием компьютерных технологий в процессе подготовки к экзаменам и ПГК показывает, что студенты намного быстрее и осмысленнее усваивают учебный материал. Проведя анализ ответов студентов, преподаватель, в свою очередь, видит слабые места каждого студента, а также ошибки характерные для всей группы, что позволяет вести работу дифференцированно, учитывая знания каждого. Так как каждый студент работает, как говорится «один на один с компьютером» у преподавателя появляется возможность увидеть объективную оценку (в баллах) работы студента, которую выставляет компьютер. Студент также видит реальную оценку своих знаний и это иногда заставляет его пересмотреть свою самооценку. Но в данном виде работы имеются также и недостатки. Общаясь с компьютером, студенты читают предложение, выбирают ответ, не проговаривая ничего вслух, т.е. речевой аппарат при данном виде работы становится пассивным, что крайне нежелательно при изучении иностранного языка. В связи с этим мы используем эту форму работы с компьютером периодически.

Компьютер позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки. Очень удобны при этом мультимедийные презентации Power Point. Применение компьютерных презентаций на занятиях позволяет ввести новый лексический, грамматический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуя принцип наглядности, что способствует более прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа обучаемых по созданию компьютерных презентаций позволяет расширить запас активной лексики, повысить интерес к изучению иностранного языка и культуры.

Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа “Профессор Хиггинс. Английский без акцента” и ряд других учебных программ. На начальном этапе обучения студенты могут как самостоятельно, так и под руководством преподавателя заниматься отработкой произношения, используя раздел «Фонетика» компьютерной обучающей программы «Профессор Хиггинс». Они имеют возможность записать свою речь. Средства визуализации в виде анимации, иллюстрирующей движение органов речи, и осциллограммы, показывающей амплитуду колебания звука, позволяют студентам наглядно представить процессы, сопровождающие процесс производства речи, сравнить собственное произношение с эталонным на основе сопоставления осциллограмм. При работе со скороговорками студенту предоставляется возможность варьирования темпа воспроизведения скороговорок: медленный, умеренный, быстрый. Выполняя задания данного раздела, студенты значительно увеличивают темп своей речи и улучшают произношение. Раздел «Грамматика», включающий 130 независимых уроков, каждый из которых отражает одно из явлений английской грамматики, дает преподавателю прекрасную возможность организовать работу студентов по изучению, закреплению и контролю определенной грамматической темы. Уроки состоят из нескольких упражнений типа: построй предложение; подбери нужный ответ из данных; поставь глагол в правильной форме и др. Выполняя упражнение, студент может натренировать данное правило и проверить насколько хорошо он его понял. Прочитать теорию, соответствующую уроку он может, нажав кнопку «Theory». Кроме того студент может воспользоваться приложениями, среди которых сводная таблица времен глаголов, список неправильных глаголов и т.п. Эффективность данной компьютерной обучающей программы состоит в том, что студент может проверить себя в процессе выполнения упражнений. Если ответ правильный, компьютер его примет. Если ответ неверный, студенту дается ещё 2 попытки. Если он ошибается опять, компьютер дает подсказку. Это также удобно и преподавателю: один мимолетный взгляд и он знает, сколько ошибок сделал студент, так как неправильные предложения выделяются другим цветом. Кроме того, преподаватель будет знать, какое количество ошибок допустил студент.

Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. При этом также есть возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию.

Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей. При прохождении темы «Великобритания – страна изучаемого языка», нами используется компьютерная обучающая программа “The Royal Family”, которая предоставляет студентам уникальную возможность изучать и совершенствовать английский в обществе особ королевской крови – хранителей вековых традиций и классического литературного языка. Программа содержит основные данные о членах британской королевской семьи. Достаточно щелкнуть одну из фотографий и студент узнает полное имя, титул, дату рождения того, кто на ней изображен. Кроме того данная программа позволяет использовать целый комплекс средств для представления информации (текста, звука, графики, видео). Просмотрев видеозапись публичного выступления королевы, студенты станут свидетелями важнейших событий из жизни монархов, смогут видеть королеву, слышать ее речь на классическом английском языке. В этой программе есть возможность параллельного использования словаря, текстового процессора, справочных материалов. Студенты могут пользоваться словарем: на экране появляются слова, студенты могут также слышать, как правильно произносятся эти слова в исполнении диктора и, если необходимо, увидеть перевод.

Огромную помощь в процессе обучения иностранному языку оказывает всемирная глобальная сеть Интернет, которая предоставляет колоссальные возможности и услуги информационного и коммуникативного характера. Использование Интернет-ресурсов повышает активность студентов и меняет роль преподавателя, при этом возрастает уровень мотивации студентов, повышается стремление самостоятельно найти и изучить необходимую информацию. Таким образом, процесс обучения выходит за временные рамки урока. Обучение с применением Интернет-ресурсов позволяет осуществлять общение на разных уровнях: преподаватель-студент, студент-студент, студент- друг и т.д. и при этом студенты имеют доступ к неограниченному количеству свежей информации и огромный выбор. Работая самостоятельно в Интернет, студенты совершенствуют навыки и умения владения языком, развивают критическое мышление, повышают познавательную самостоятельность. Использование Интернет-ресурсов меняет роль преподавателя, он становится координатором и консультантом. Основное внимание уделяется формированию заданий на основе Интернет-ресурсов, использование которых в учебном процессе возможно, если преподавателем тщательно продумываются задания. Работая над темой «Политическое устройство Казахстана», мы предложили студентам задание для самостоятельной работы: подготовить презентации «Наш президент», «Парламент Казахстана», «Премьер министр Казахстана». Студенты очень серьезно подошли к выполнению данного задания и постарались дать исчерпывающую информацию. Нужно отметить, что презентация материала прошла живо и интересно. Выполняя подобные задания, студенты получают доступ к информации не ограниченной рамками данного в учебнике текста. Они ищут, узнают, анализируют, сопоставляют, делают определенные выводы, работая с материалами Интернет, которые в основном представлены на английском языке. Обилие информации Интернет может привести студента в замешательство. В этом случае особенно важен фактор присутствия преподавателя, задачами которого являются: 1. создание среды обучения; 2. формирование заданий на основе Интернет; 3. контроль в процессе выполнения студентами задания.

При планировании использования обучающих компьютерных программ и средств мультимедиа при изучении как иностранного языка, так и других дисциплин, необходимо учитывать следующие аспекты:

- как повлияет данная программа на мотивацию студентов, на их отношение к предмету, повысит, или снизит интерес к нему (например, из-за трудных, непонятно сформулированных требований, предъявляемых обучающей программой);

- насколько программа отвечает общей направ­ленности курса;

- способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых заданий, пра­вильно ли методически подается материал;

- рационально ли спланированы занятия с при­менением компьютера и новых информационных технологий, доста­точно ли предоставляется времени для выпол­нения самостоятельных работ;

- все ли обучающиеся обладают навыками и умениями работы на компьютере.

Частой ошибкой при использовании компьютерных технологий в процессе обучения является постоянное сидение обучаемых у компьютера. Нужны разнообразные формы учебной деятельности. Это и фронтальная работа по актуализации знаний, и групповая или парная работа обучаемых по овладению конкретными учебными умениями, и дидактические игры, устные и письменные задания. Все они должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу.

Необходимость применения новых информационных технологий во всей системе образования и при обучении иностранному языку в частности – это насущное требование сегодняшнего дня. Здесь имеются в виду не только современные технические средства и новые формы и методы преподавания, но и совершенно новый подход к процессу обучения, который помогает реализовать принцип интерактивного, коммуникативно-ориентированного обучения, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей обучаемых, их уровня и склонностей.


Литература:
  1. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002.

  2. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени. ИЯШ, №5, 2005

  3. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994

  4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001

  5. Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В.В. Гузеев. - М., Народное образование, 2001.

  6. Горчакова-Сибирская, М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: учеб. пособие / М.П. Горчакова-Сибирская. - М., 2001.

  7. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М., 2002 .

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle