Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 13.04.2015

Статья просмотрена: 3456 раз

Библиографическое описание:

Хамицева, С. Ф. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам / С. Ф. Хамицева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1057-1059. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17354/ (дата обращения: 02.05.2024).

В статье рассматриваются компьютерные технологии как способ более успешного обучения иностранным языкам и их недостатки и преимущества. В ней также исследуются эффективность обучающих программ и интернет-ресурсов.

Ключевые слова:компьютерные технологии, иностранные языки, обучающие программы, условия, преимущества, компьютерная деятельность, информационный.

 

The article deals with computer technologies as a way of more effective teaching of foreign languages and their advantages and shortcomings. The effectiveness of teaching programmes and Internet-resources are also considered in it.

Keywords:computertechnologies, foreignlanguages, teachingprogrammes, conditions, advantages, communicativeactivity, informative.

 

Цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе в настоящее время — формирование и развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в четырех видах деятельности (говорении, чтении, письме, аудировании), то есть практическое владение иностранным языком как в повседневном, так и в профессиональном общении. На наш взгляд, это является необходимым личностным и профессиональным качеством любого специалиста в эпоху стремительной интеграции России в мировое сообщество.

Актуальность данной проблемы заключается в поиске более эффективных методов обучения иностранным языкам, обусловленных требованиями современного мира. Именно правильное и эффективное использование компьютерных технологий рассматривается нами как возможность перехода на качественно новый уровень в обучении иностранным языкам.

Цель нашего исследования — теоретическое обоснование и разработка методики применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам.

В ходе работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретический, эмпирический (беседа, анкетирование) и статистический.

Под компьютерными технологиями обучения понимается совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации и управления познавательной деятельностью.

Компьютерные технологии в обучении студентов применяются с середины 70-х годов XX века. Современный этап их использования характеризуется не только мощными персональными компьютерами, но и новыми информационными и телекоммуникационными технологиями. Однако, на наш взгляд, при использовании компьютерных технологий необходимо учитывать определенные условия для более успешного осуществления процесса обучения:

-                   соблюдать определенное соотношение компьютерных и традиционных педагогических технологий, то есть компьютерный курс должен быть вспомогательным средством в осуществлении учебного процесса;

-                   обеспечить соответствующей техникой учебный процесс (иметь хотя бы несколько компьютерных классов на факультете);

-                   преподаватель кроме профессиональных знаний должен хорошо владеть компьютерными технологиями;

-                   рационально планировать занятия с применением компьютера;

-                   преподаватель должен оставаться главным источником знаний и информации, организуя, направляя и контролируя весь процесс обучения.

Компьютерные технологии характеризуются рядом преимуществ в обучении иностранным языкам:

-                   способствуют высокой мотивации процесса обучения;

-                   повышают общую компьютерную и языковую культуру;

-                   обеспечивают индивидуализацию обучения;

-                   способствуют появлению непосредственной обратной связи;

-                   повышают профессиональную культуру специалиста;

-                   позволяют тренировать все виды речевой деятельности;

-                   создают коммуникативные ситуации;

-                   формируют лингвистические способности;

-                   автоматизируют языковые и речевые действия;

-                   способствуют проявлению творческих возможностей;

-                   создают предпосылки для усвоения больших объемов информации;

-                   способствуют экономии времени;

-                   обеспечивают высокое качество образования при правильном использовании.

При этом следует отметить и некоторые недостатки:

-                   избыточность красок и компьютерных эффектов;

-                   быстрая утомляемость из-за больших нагрузок на зрение;

-                   отсутствие живого партнера в общении, так как компьютерные технологии обеспечивают в основном квазиобщение, то есть общение с машиной;

-                   недостаточно эффективная реализация коммуникативного аспекта обучения, на наш взгляд, (студент часто ничего не говорит вслух, выполняя определенные виды заданий);

-                   частое несоответствие готовых компьютерных обучающих программ, целям и дидактическим принципам обучения.

Компьютерным технологиям свойственны основные дидактические принципы учебного процесса: наглядность, доступность, научность, последовательность, практическая ориентированность.

Компьютерные технологии, несомненно, существенно влияют на процесс обучения иностранным языкам. Мы отдаем предпочтение обучающим программам и Интернет-ресурсам из них в нашей работе в Северо-Осетинском государственном университет имени К. Л. Хетагурова.

Обучающие программы особенно эффективны, на наш взгляд, для отработки произношения, изучения грамматики и лексики, обучения устной речи и письму, учитывая при этом уровень подготовки студентов и их способности.

При коррекции фонетики на первом этапе мы используем курс «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» как на занятиях, так и самостоятельно. При этом студенты не только улучшают произношение, но и увеличивают темп речи.

Обучающие программы по грамматике дают возможность изучить и закрепить различные правила. По нашим экспериментальным исследованиям, особенно эффективны задания на построение предложений, употребление глаголов в правильной форме, подборку правильного ответа. А использование различных таблиц, схем и рисунков вызывает живой интерес у студентов. При этом и материал воспринимается и усваивается легче и быстрее, как показали данные наших исследований.

Обучающие программы, несомненно, оказывают неоценимую помощь преподавателю в обучении иностранным языкам. Это и обилие языкового и страноведческого материала, их подробное описание, возможность самому общаться на иностранном языке постоянно повышая уровень своей квалификации. Однако, преподаватель должен не только хорошо ориентироваться в огромном количестве обучающих программ, но и подходить к ним крайне ответственно, так как они не всегда соответствуют целям обучения, на наш взгляд.

Интернет-ресурсы же в обучении иностранным языкам можно разделить на два вида: коммуникативные и информационные. Коммуникативная деятельность студентов по данным наших исследований включает:

-                   переписку по электронной почте;

-                   участие в чатах (самое популярное у студентов);

-                   участие в конкурсах и олимпиадах;

-                   подготовку презентаций (студенты всегда тщательно готовятся к ним: ищут, собирают, анализируют и сопоставляют информацию).

В ходе наших исследований живой интерес у студентов вызвали темы второго этапа обучения: «Достопримечательности Лондона», «Англоязычные страны» и «Члены королевской семьи». Все это, несомненно, способствует развитию общего кругозора студентов, уменьшению языковых и культурных барьеров, повышению уровня владения иностранным языком и мотивации к его изучению.

Информационные возможности Интернета огромны тоже. Они представляют огромный выбор и доступ к громадному объему информации со всех концов земного шара и способствуют эффективному овладению иностранными языками в единстве с культурой их носителей.

 

Литература:

 

1.                  Богдашкина Г. П. Электронные образовательные ресурсы в обучении иностранным языкам. Томск, 2010.

2.                  Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, № 2, 2001.

3.                  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. М., 1998.

4.                  Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.

5.                  Цатурова И. А. Компьютерные технологии в обучении иностранному языку // Учебное пособие. М., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, программа, учебный процесс, язык, взгляд, живой интерес, обучение, процесс обучения, студент.


Ключевые слова

иностранные языки, преимущества, компьютерные технологии, условия, обучающие программы, компьютерная деятельность, информационный., информационный

Похожие статьи

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

Современное обучение иностранным языкам с использованием...

студент, иностранный язык, коммуникативный метод, преподаватель, ситуация, реальная жизнь, языковой барьер, коммуникативный подход, интерес студентов, процесс обучения.

Использование интерактивных методов при изучении...

Конечной целью обучения иностранным языкам, является научение студентов свободно ориентироваться в иноязычной среде и умению на должном уровне реагировать в различных ситуациях, то есть свободно общаться.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

иностранный язык, язык специальности, профессиональный иностранный язык, специальность, иностранный язык студентов, процесс обучения, студент, иноязычная лексика, лексический материал, родной язык.

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении...

иностранный язык, процесс изучения, мотив, современный студент, мотив поступления, ВУЗ, Высшая школа, высшее образование, интенсивное развитие, образовательный процесс.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Профессионально-ориентированный уровень обучения...

Вузовский курс продолжает школьный, поэтому обучение иностранному языку в вузе должно обеспечить преемственность в языковой подготовке студентов. И на этом этапе важно продолжить, но на более высоком качественном уровне...

Видеоматериалы на занятиях по РКИ: развитие коммуникативной...

русский язык, фильм, учебный процесс, студент, учащийся, этап обучения, социокультурная компетенция, домашнее задание, иностранный язык, речевая деятельность.

Похожие статьи

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

Современное обучение иностранным языкам с использованием...

студент, иностранный язык, коммуникативный метод, преподаватель, ситуация, реальная жизнь, языковой барьер, коммуникативный подход, интерес студентов, процесс обучения.

Использование интерактивных методов при изучении...

Конечной целью обучения иностранным языкам, является научение студентов свободно ориентироваться в иноязычной среде и умению на должном уровне реагировать в различных ситуациях, то есть свободно общаться.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

иностранный язык, язык специальности, профессиональный иностранный язык, специальность, иностранный язык студентов, процесс обучения, студент, иноязычная лексика, лексический материал, родной язык.

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении...

иностранный язык, процесс изучения, мотив, современный студент, мотив поступления, ВУЗ, Высшая школа, высшее образование, интенсивное развитие, образовательный процесс.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Профессионально-ориентированный уровень обучения...

Вузовский курс продолжает школьный, поэтому обучение иностранному языку в вузе должно обеспечить преемственность в языковой подготовке студентов. И на этом этапе важно продолжить, но на более высоком качественном уровне...

Видеоматериалы на занятиях по РКИ: развитие коммуникативной...

русский язык, фильм, учебный процесс, студент, учащийся, этап обучения, социокультурная компетенция, домашнее задание, иностранный язык, речевая деятельность.

Задать вопрос