Библиографическое описание:

Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 178-181.

Экологическая культура — наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Экологизация образования — это масштабное проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в структуру подготовки специалистов самого разного профиля, ведущее в конечном счете к формированию экологических ценностей.

Отношение к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора: непосредственное познание природы, школьное экологическое воспитание, средства массовой информации. Целенаправленная работа по экологическому образованию учащихся в настоящее время приобретает статус социального заказа общества педагогической науке и практике. Формирование экологической культуры учащихся зависит от возраста учащихся. Эффективным средством формирования экологической культуры личности обучающихся среднего звена и старшеклассников могут стать такие виды деятельности, как участие в эколого-образовательных проектах, массовых природоохранных акциях, научно-практических конференциях. Таким образом, формирование экологической культуры учащихся предполагает такой отбор форм и методов обучения, который позволил бы организовать непосредственное общение учащихся с природой, как в урочное, так и во внеурочное время. Взаимосвязь классной и внеклассной работы является важным условием эффективности экологического образования.

Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Особая роль в деле ликвидации «экологической безграмотности» принадлежит общеобразовательной школе, поскольку через нее проходят все потенциальные природопользователи. Проблема актуальности экологического знания вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках и проецируется на все дисциплины. Экологическая культура является условием выживания цивилизации на планете Земля. Следовательно, адаптация человеческого общества к современным условиям жизни возможно только при усвоении, понимании и признании этой культуры. Необходимость адаптации к современным условия жизни возникла на фоне нарастания экологических угроз и их осознания, которое привело в конце минувшего века к стремлению выработать совместные решения и начать объединенные действия мирового сообщества [5,6].

Экология в течении ХХ века и начале ХХI испытала ни с чем не сравнимое развитие, по мере которого из частной биологической дисциплины она превратилась в меганауку, включающую вопросы как всех естественных наук, так и большинства гуманитарных. Всеобщий интерес к экологии оказался вынужденным — обусловленным опасным ухудшением состояния природы, не выдерживающего натиска жителей. Многократно возросшая за последние 150 лет мощь человечества стала слишком опасной для самих людей и всей природы на Земле. Регулирование хозяйственного прогресса требует заботы об отдаленном будущем и умения решать многофакторные задачи. Сталкиваются краткосрочные интересы личности и долгосрочные интересы всего человеческого сообщества. Знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Мировом океане и отдельных океанах, о своей стране и т. д. Благодаря этим знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содействуют развитию широкого кругозора. Недостаточно продуманная деятельность человека является одной из причин потепления климата, как для самого человека, так и для всего живого на Земле [4].

Предотвращение современного экологического кризиса не может ограничиваться принятием мер экономического или научно-технического содержания. В науке все большую актуальность приобретает положение о том, что человечество может выбраться из катастрофы сужающегося кольца глобальных проблем только радикально перестроив нравственные основы своей жизни, только распространив этические нормы на природу.

Одной из важнейших причин экологического неблагополучия, кризисного состояния природной среды является низкий уровень экологической культуры населения, отсутствие у людей экологического самосознания и устойчивой потребности в природоохранной деятельности, устойчивом ценностном отношении к природному окружению. Данную проблему можно обозначить как одну из вечных проблем, порожденных ходом исторического развития цивилизации.

Экологическую культуру следует понимать и как часть общей культуры, которая непосредственно рассматривает человека в его взаимодействии с природной средой, обеспечивая тем самым ценностное отношение к ней посредством духовно-нравственного аспекта. Экологическая культура является синтезирующим и активным продолжением общей культуры. Она включает в себя систему моральных ценностей, норм, социальных отношений и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой. Цель формирования экологической культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умение и навыков по ее изучению и охране.

Пути формирования экологической культуры общества адекватны путям достижения устойчивого развития. Для этого требуется: — система экологического образования и просвещения, формирующая экологические знания, экологические ценности и идеалы; — система экологического законодательства, экологизация всей правовой системы; — информационная система, обеспечивающая получение экологической информации всеми социальными группами населения; — система экологического менеджмента; — развитие высоких, биосферосовместимых технологий, использование вторичных ресурсов; — развитие гражданских экологических инициатив, общественных экологических организаций; — повышение статуса экологических проблем в общественном сознании, формирование действенной экологической политики государства;

Современное состояние экологической культуры характеризуется следующими показателями: — высоким уровнем обеспокоенности за состояние окружающей среды; — убеждением, что экологическая обстановка будет ухудшаться, и что необходимо принятие более жесткого экологического законодательства, более строгих мер по отношению к загрязнителям природы; — восприятием окружающей среды как непригодной для жизни, ожиданием ухудшения здоровья, сокращения продолжительности жизни из-за состояния окружающей среды; — низкими экологическими знаниями, низкой удовлетворенностью информацией в экологической сфере; — незначительным участием в общественных экологических организациях; — низкой удовлетворенностью деятельности органов власти всех уровней по защите окружающей среды [1,3].

Одним из важнейших событий, демонстрирующих осознание обществом необходимости адаптации к современным условиям жизни, была конференция ООН по окружающей среде и развитию, в Рио-де-Жанейро, в 1992 году, на которой была принята «Повестка дня на XXI век» — программный документ, ориентирующий человечество на пути выхода из глобального экологического кризиса. Конференция признавала, развивая идеи Римского клуба и доклада «Наше общее будущее» комиссии ООН по окружающей среде и развитию, что цивилизационная модель развитых стран ведет за пределы возможностей природы компенсировать последствия современных противоречий между нею и обществом и угрожает вероятностью глобальной экологической катастрофы. Констатировалось, что через 20 лет после Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) по окружающей человека среде — форума, выражавшего осознание экологической проблемы объединенным человечеством, состояние окружающей природной среды продолжало ухудшаться. Конференция в «Рио» пришла к выводу о необходимости перехода стран и человечества в целом на путь устойчивого развития. Сущность этого понятия состоит в том, чтобы удовлетворение потребностей нынешних поколений, живущих на планете, не лишало будущие поколения возможности удовлетворять собственные потребности. В конечном счете, как отмечалось в докладе комиссии ООН по окружающей среде и развитию, возглавляемой премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд, «Наше общее будущее», вышедшем в свет в 1987 году, стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии в отношениях между людьми и между обществом и природой.

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление хозяйственно-экономической деятельности. Она не сводится к воспитательным и просветительским мерам при всей их безусловной важности. Она носит интегрирующий, комплексный характер и затрагивает культуру производства и потребления, образ жизни людей и экологическое сознание, в том числе деятелей государства и бизнеса, а также международное сотрудничество. Значимость экологических проблем для общества, их экологическая культура находятся в прямой зависимости от уровня образования, доходов, здоровья и качества жизни. Вопросы экологической культуры также могут затрагиваться в рамках рассмотрения темы вмешательства науки в природу, о различных этических ограничениях и прогнозировании последствий применения новых научных разработок.

Таким образом, актуальность проблем экологической культуры возрастает. Это вызвано: — необходимостью повышения экологической культуры человека; — необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле; — необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека; — необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств; — низким уровнем восприятия обществом экологических проблем; — недостаточно развитой в обществе потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Наряду с теорией и практикой природопользования экологическая культура выступает важнейшей составляющей процесса гармонизации в системе человек-природа-общество. Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров каждого человека находит отражение и в основополагающих государственных документах. На протяжении последних десяти лет прогрессирует процесс разрушения сложившихся в обществе экологических стереотипов, традиций, взглядов. Одновременно идет интенсивный поиск новых способов функционирования и развития экологического образования. Это выражается прежде всего в процессах гуманизации, демократизации педагогического процесса, в смене содержания обучения и воспитания. В социокультурном процессе, образовательных системах, деятельности педагогов появилась и актуализируется функция воспроизводства в личности, обществе ценностей новой экогуманитарной культуры, целостного мировоззрения, адекватно отражающего место человека в системе «природа — общество — человек» [7,8].

Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в целом рассматриваются как важнейшие факторы, определяющие степень благосостояния нации и существования самого государства, формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом в силу того, что оно может и должно способствовать разрешению проблем, возникающих в процессе реализации основных тенденций мирового развития [2].

В задачи освоения экологической культурой, должно входить формирование экологического мировоззрения, пропаганда знаний о состоянии природной и культурной среды, принципы деятельности по предотвращению экологического кризиса; соблюдение законодательства в области природопользования; всемерное содействие объединенным усилиям по сохранению природного комплекса, а также оздоровлении окружающей среды; созданию систем охраняемых природных территорий, призванных сберечь разнообразие природных ландшафтов и генофонд растительного и животного мира на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Экологическая культура позволяет всем жителям Земли осознать важность поставленных задач и тем самым способствует объединению усилий людей для достижения цели сохранения благоприятных условий существования на Земле, для последующих поколений. Сложившаяся ситуация в системе взаимоотношений природы и общества диктует необходимость всемерного развития экологического образования и, в первую очередь, образования среднего. Известно, что сам характер проблемы не дает возможности всестороннего её изучения в рамках одного предмета, в школьном образовании взят курс на межпредметное изучение широкого диапазона вопросов взаимодействия человеческого общества с окружающей его средой. При этом необходимо определить вклад каждой дисциплины в реализацию экологического образования. Образовать и очертить роль географии невозможно без анализа истории развития, как географической науки, так и тенденций развития экологического образования.

 

Литература:

 

1.                  Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.

2.                  Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.

3.                  Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. // Научное обозрение. 2014. № 4.

4.                  Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.

5.                  Рашидов, М. У. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике /М. У. Рашидов, Р. А. Гакаев// Вопросы современной науки и практики. — Тамбов: Университет им. В. И. Вернадского. — 2007. — № 3 (9).

6.                  Сатуева Л. Л., Баудинова Б. Л., Магомедова З. Б., Гакаев Р. А. Территориальные аспекты развития системы общего образования Чеченской Республики. Сборник: Научные работы, практика, разработки, инновации 2013 года. Сборник научных докладов. Sp. z o. o. «Diamond trading tour». Warszawa, 2013. С. 51–53.

7.                  Марфенин Н. Н.. Устойчивое развитие человечества. Изд. МГУ, Москва, 2007 г.

8.                  Мазур И. И., Козлова О. Н., Глазачев С. Н. Путь к экологической культуре. — М.: Горизонт, 2003. С. 33

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle