Модель принятия технологии Дэвиса как средство оценивания субъективной эффективности технологии электронного портфолио | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 09.07.2015

Статья просмотрена: 1872 раза

Библиографическое описание:

Сапрыкина, А. О. Модель принятия технологии Дэвиса как средство оценивания субъективной эффективности технологии электронного портфолио / А. О. Сапрыкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8483/ (дата обращения: 27.04.2024).

Ключевые слова: электронное портфолио, оценивание эффективности, модель принятия технологии Дэвиса.

 

На данный момент современные образовательные технологии претерпевают значительные изменения, идет активный поиск и отбор наилучших с точки зрения эффективности обучения моделей внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Именно разнообразие таких технологий обуславливает необходимость оценивания их эффективности в качестве различных инструментов обучения, их сравнения и дальнейшего усовершенствования методологии их использования. Однако данный подход к отбору технических средств ставит перед исследователями проблему оценивания эффективности технических средств в целом: определения критериев оценки, ее целей, воплощения и обработки результатов.

Одним из наиболее успешных методов оценивания эффективности технологии является метод опроса пользователей. На нем строятся многие методики, например, предложенная в 1986 году Джоном Бруком шкала эксплуатационной пригодности (англ. System Usability Scale, далее SUS) и модель принятия технологии Дэвиса (англ. Technology Acceptance Model, далее TAM), опубликованная тремя годами позже. Рассмотрим более подробно особенности последней методики.

Модель принятия технологии Дэвиса оперирует двумя основными понятиями: субъективная полезность и субъективная простота использования. Субъективная полезность (англ. perceived usefulness) представляет собой величину, отражающую степень уверенности пользователя в том, что используемая технология увеличит его производительность [2, с. 320]. Данный показатель отображает соответствие используемой технологии виду деятельности, в котором она используется. Другими словами, высокий показатель субъективной полезности указывает на соответствие целей технологии целям пользователя и наоборот. Субъективная простота использования (англ. perceived ease of use) является показателем, отображающим степень уверенности пользователя в том, что использование данной технологии будет связано с приложением наименьших возможных усилий [2, с. 320]. Таким образом, второй показатель позволяет принимать в расчет и простоту использования технологии. Данная модель оценивания эффективности построена на концепции, что при создании технологии важна не только ее эффективность как технического средства для достижения поставленной цели, но и ее «понятность» пользователю. В случае сильного дисбаланса данных показателей технология является неэффективной в использовании. Например, при высокой субъективной полезности и низкой субъективной простоте использования технология будет весьма эффективным техническим средством, которое требует высокого уровня технической подготовки пользователя и/или обучения по использованию данной технологии. В противоположной ситуации технология будет интуитивно понятна любому пользователю, но при этом не будет решать поставленные задачи.

Для расчета описанных показателей Дэвис использовал вопросник, состоящий из двух частей — первая часть оценивает субъективную полезность, вторая часть оценивает субъективную простоту использования. Каждая из них содержит по шесть высказываний, истинность которых по отношению к собственному мнению пользователь должен оценить по шкале от одного до семи, где 1 обозначает «совершенно верно», а 7 — «совершенно неверно» [2, с. 340]. Данный вопросник приведен в Таблице 1.

Таблица 1

Вопросник модели принятия технологии Дэвиса

Оценивание субъективной полезности

1. Использование данной технологии позволит быстрее выполнять поставленные задачи.

1 — совершенно верно

2 — верно

3 — скорее да, чем нет

4 — затрудняюсь ответить

5 — скорее нет, чем да

6 — неверно

7 — совершенно неверно

2. Использование данной технологии повысит мою производительность.

1 — совершенно верно

2 — верно

3 — скорее да, чем нет

4 — затрудняюсь ответить

5 — скорее нет, чем да

6 — неверно

7 — совершенно неверно

3. Использование данной технологии сделает мою работу более продуктивной.

1 — совершенно верно

2 — верно

3 — скорее да, чем нет

4 — затрудняюсь ответить

5 — скорее нет, чем да

6 — неверно

7 — совершенно неверно

4. Использование данной технологии повысит мою профессиональную эффективность.

1 — совершенно верно

2 — верно

3 — скорее да, чем нет

4 — затрудняюсь ответить

5 — скорее нет, чем да

6 — неверно

7 — совершенно неверно

5. Использование данной технологии сделает мою работу проще.

1 — совершенно верно

2 — верно

3 — скорее да, чем нет

4 — затрудняюсь ответить

5 — скорее нет, чем да

6 — неверно

7 — совершенно неверно

6. Данная технология будет полезной в моей работе.

1 — совершенно верно

2 — верно

3 — скорее да, чем нет

4 — затрудняюсь ответить

5 — скорее нет, чем да

6 — неверно

7 — совершенно неверно

Оценивание субъективной простоты использования

1. Я легко смогу научиться использовать данную технологию.

1 — совершенно верно

2 — верно

3 — скорее да, чем нет

4 — затрудняюсь ответить

5 — скорее нет, чем да

6 — неверно

7 — совершенно неверно

2. Мне будет легко добиться от данной технологии именно того, что я хочу.

1 — совершенно верно

2 — верно

3 — скорее да, чем нет

4 — затрудняюсь ответить

5 — скорее нет, чем да

6 — неверно

7 — совершенно неверно

3. Использование данной технологии будет понятным и лишенным трудностей.

1 — совершенно верно

2 — верно

3 — скорее да, чем нет

4 — затрудняюсь ответить

5 — скорее нет, чем да

6 — неверно

7 — совершенно неверно

4. Данная технология достаточно гибкая, и я смогу легко ее приспособить под себя.

1 — совершенно верно

2 — верно

3 — скорее да, чем нет

4 — затрудняюсь ответить

5 — скорее нет, чем да

6 — неверно

7 — совершенно неверно

5. Я легко стану продвинутым пользователем данной технологии.

1 — совершенно верно

2 — верно

3 — скорее да, чем нет

4 — затрудняюсь ответить

5 — скорее нет, чем да

6 — неверно

7 — совершенно неверно

6. Данная технология проста в использовании для любого человека.

1 — совершенно верно

2 — верно

3 — скорее да, чем нет

4 — затрудняюсь ответить

5 — скорее нет, чем да

6 — неверно

7 — совершенно неверно

 

Как видно из таблицы, многие вопросы сформулированы похожим образом, что позволяет повысить общую достоверность вопросника. Однако автор данной модели настаивает на том, что ключевым словом при использовании данной модели становится слово «субъективность», и фактическая эффективность исследуемой технологии может несколько отличаться от результатов опроса. Модель принятия технологии, как видно из ее названия, отражает степень принятия технологии по мнению потенциальных пользователей, а это в свою очередь накладывает сильный отпечаток на их поведенческие стратегии [2, с. 335]. Именно такой разносторонний подход и делает данную модель особенно актуальной для оценивания таких инновационных технологий, как, например, электронное портфолио.

Электронное портфолио, являясь усовершенствованной версией обычного портфолио, используемого, например, в живописи и архитектуре как наглядный пример всех работ автора, значительно расширило свой образовательный потенциал за счет внедрения его в среду социальной сети [1, с. 4–5]. Однако способы конкретного воплощения данной технологии отличаются изрядным разнообразием, представляя собой как специализированные сайты или программное обеспечение, так и целые системы управления содержимым. На данный момент идет активный процесс поиска наиболее эффективного воплощения технологии электронного портфолио, и для оценивания и сравнения различных вариантов представляется разумным применение описанной модели принятия технологии.

Сформулированный Дэвисом вопросник представляет собой общую модель для оценивания субъективной эффективности любой технологии, но в случае технологии электронного портфолио список контрольных утверждений может быть изменен для получения более точных результатов. В качестве примера в Таблице 2 мы предлагаем следующий вопросник, основанный на модели принятия технологии Дэвиса и измененный с учетом особенностей технологии электронного портфолио (в Таблице 2 — ЭП) и образовательного процесса в высшей школе. Шкала оценивания верности высказывания остается прежней.

Таблица 2

Вопросник для оценивания субъективной эффективности технологии электронного портфолио

Оценивание субъективной полезности ЭП

1. Использование ЭП позволит быстрее выполнять поставленные учебные задачи.

2. Использование ЭП повысит мою учебную производительность.

3. Использование ЭП сделает мою учебу более эффективной.

4. Использование ЭП расширит мой профессиональный кругозор.

5. Использование ЭП сделает процесс моей учебы проще.

6. ЭП будет полезно в моей учебе.

Оценивание субъективной простоты использования

1. Я легко смогу научиться использовать ЭП.

2. Мне будет легко добиться от ЭП именно того, что я хочу.

3. Интерфейс ЭП интуитивно понятен.

4. Я легко смогу приспособить ЭП под себя.

5. Я легко стану продвинутым пользователем ЭП.

6. ЭП просто в использовании для любого человека.

 

Таким образом, становится возможным оценивание эффективности электронного портфолио не только с технической точки зрения как средства достижения определенных образовательных целей, но и с точки зрения простоты его использования, что повысит вероятность и качественность его внедрения в образовательный процесс. Субъективное оценивание его эффективности наряду с объективным позволит найти оптимальное воплощение данной технологии, что в свою очередь еще более расширит ее функциональность и гибкость.

 

Литература:

 

1.                  Панюкова С. В., Гостин А. М., Кулиева Г. Создание веб-порфолио студента: Методические рекомендации: учеб. пособие. — Рязань.: «Рязанский государственный радиотехнический университет», 2013 г. — 22 с.

2.                  Davis, Fred D. Perceived Usefulness, Perceived Ease Of Use, And User Acceptance Of Information Technology / MIS Quarterly, ABI/INFORM Global, Sep 1989; № 13, 3. — Pp. 319–340.

Основные термины (генерируются автоматически): нет, электронное портфолио, субъективная полезность, субъективная простота использования, модель принятия технологии, моя работа, моя учеба, образовательный процесс, оценивание, SUS.

Ключевые слова

электронное портфолио, оценивание эффективности, модель принятия технологии Дэвиса., модель принятия технологии Дэвиса

Похожие статьи

Портфолио как современная образовательная технология...

Мы считаем, что «портфолио» — это незаменимый документ в работе с обучающимися.

Воронов, В. В. Накопительные системы как основа модернизации балльной системы оценивания [Электронный

Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44 г. Сочи.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Критическое мышление означает сознательный, спланированный процесс интерпретации, анализ и оценивание социокультурной

Использование современной образовательной технологии является обязательным условием интеллектуального, творческого развития...

Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44 г. Сочи

Скачать электронную версию. Библиографическое описание: Васильцова Е. В. Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44

Я думаю, что каждый педагог сталкивается с рядом проблем в образовательном процессе, одной из которых является оценивание учащихся.

Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных...

Он предлагает внесение изменений в содержание и технологии организации образовательного процесса, в систему оценивания образовательных

Оценка будет мотивировать ученика, если: ученик уверен в ее объективности;ученик осознает полезность своего оценивания...

Использование технологии портфолио в процессе подготовки...

Вышесказанное подтверждает актуальность выдвинутой проблемы: каковы возможности и условия использования технологии портфолио в качестве инструмента оценивания

В процессе работы над созданием портфолио у студента формируются [Загвоздкин, 2004]

Метод электронного портфолио в современном музыкальном...

Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных... Образовательная технология «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности.

Использование технологии портфолио в процессе подготовки...

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная...

Портфолио как современная образовательная технология...

Использование технологии портфолио в процессе подготовки... Работа с портфолио помогает студенту критически оценить результаты своей учебно-профессиональной деятельности.

Современные образовательные технологии...

Скачать электронную версию. Библиографическое описание: Склярова Ю. Н. Современные образовательные технологии

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучаемых

Функции и модели портфолио школьника в структуре...

I. По отношению к использованию средств новых информационных технологий в структуре содержания портфолио: электронные, неэлектронные

субъективно-позитивные (уровень сформированности самооценки может быть или

Система оценивания и, как следствие...

Похожие статьи

Портфолио как современная образовательная технология...

Мы считаем, что «портфолио» — это незаменимый документ в работе с обучающимися.

Воронов, В. В. Накопительные системы как основа модернизации балльной системы оценивания [Электронный

Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44 г. Сочи.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Критическое мышление означает сознательный, спланированный процесс интерпретации, анализ и оценивание социокультурной

Использование современной образовательной технологии является обязательным условием интеллектуального, творческого развития...

Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44 г. Сочи

Скачать электронную версию. Библиографическое описание: Васильцова Е. В. Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44

Я думаю, что каждый педагог сталкивается с рядом проблем в образовательном процессе, одной из которых является оценивание учащихся.

Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных...

Он предлагает внесение изменений в содержание и технологии организации образовательного процесса, в систему оценивания образовательных

Оценка будет мотивировать ученика, если: ученик уверен в ее объективности;ученик осознает полезность своего оценивания...

Использование технологии портфолио в процессе подготовки...

Вышесказанное подтверждает актуальность выдвинутой проблемы: каковы возможности и условия использования технологии портфолио в качестве инструмента оценивания

В процессе работы над созданием портфолио у студента формируются [Загвоздкин, 2004]

Метод электронного портфолио в современном музыкальном...

Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных... Образовательная технология «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности.

Использование технологии портфолио в процессе подготовки...

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная...

Портфолио как современная образовательная технология...

Использование технологии портфолио в процессе подготовки... Работа с портфолио помогает студенту критически оценить результаты своей учебно-профессиональной деятельности.

Современные образовательные технологии...

Скачать электронную версию. Библиографическое описание: Склярова Ю. Н. Современные образовательные технологии

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучаемых

Функции и модели портфолио школьника в структуре...

I. По отношению к использованию средств новых информационных технологий в структуре содержания портфолио: электронные, неэлектронные

субъективно-позитивные (уровень сформированности самооценки может быть или

Система оценивания и, как следствие...