Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 08.11.2013

Статья просмотрена: 1852 раза

Библиографическое описание:

Шурмелева, М. М. Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности / М. М. Шурмелева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 206-209. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4414/ (дата обращения: 19.04.2024).

Цель настоящей статьи заключается в обосновании возможностей использования технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности.

Введение новых образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования стимулирует инновационную деятельность педагогических коллективов к развитию, изменению и совершенствованию. Государственный образовательный стандарт, определяя облик специалиста, требует от педагогического коллектива колледжа либо ВУЗа учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности студента наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня СПО или ВПО.

Одна из основных задач современного образовательного учреждения, в том числе и педагогической направленности — подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего такими качествами как мобильность, готовность к профессиональному и личностному саморазвитию, стремление к творческому самовыражению. При получении образования возможна не только подготовка к профессиональной педагогической деятельности, но и продуктивное проживание отрезка студенческой жизни как таковой. Не только теоретическое обучение, но и педагогическая практика предоставляет большие возможности для самореализации студентов «здесь и сейчас», что помогает задать траекторию профессиональных и личностных проявлений будущего учителя, педагога.

Новые образовательные технологии становятся предметом пристального изучения педагогов. Наибольшее внимание привлекают технологии, основанные именно на сочетании двух подходов: личностного и деятельностного. При их реализации анализу подвергается деятельность студента с учётом его личных потребностей и способностей. Педагоги ищут пути и методы формирования наиболее рациональных видов этой деятельности. Одной из таковых стала технология учебного портфолио, которая, на наш взгляд, позволяет в полной мере применить личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении. Это замена пассивного типа обучения, в котором студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т. п., активным обучением, при котором студент является активным творцом знаний, решений, информации и т. п.

Технология портфолио позволяет студенту эффективно планировать и оценивать процесс и результат своего обучения, эта технология широко распространена в зарубежном образовании [Федотова, 2005].

В зарубежной высшей школе, как отмечают исследователи, технология портфолио служит показателем готовности студента к самостоятельной педагогической деятельности, меняет характер его учебной деятельности и делает более эффективной профессиональную подготовку. Обращение к технологии портфолио студента в процессе обучения в высшей школе связано с требованиями современного общества к выпускнику вуза как к компетентному специалисту, способному не только творчески относиться к будущей профессиональной деятельности, но и быть субъектом своей жизни.

В современной психолого-педагогической литературе применение инновационных технологий в подготовке будущего специалиста освещены в работах С. И. Архангельского, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, Н. В. Кузьминой, Г. В. Мухаметзяновой, Н. Д. Никандрова и др. Зарубежный опыт достаточно глубоко представлен в работах К. Вольфа, М. Вонакотта, К. Воуэрс, Д. Литтла, А. Лоуренсена и др.

Адаптированные к отечественным реалиям модели портфолио используются в вузах Москвы, Петербурга, Красноярска, Самары, Казани. Вместе с тем, подобный опыт имеет «очаговой» характер. Осмысление накопленного опыта и его адаптация к запросам высшей школы является сегодня необходимостью и служит основанием для практических решений, предлагаемых в заявленном исследовании [Смолянинова, 2009].

Однако, несмотря на существующий небольшой опыт в области изучения технологии портфолио специалистами различных школ и направлений, до настоящего времени в научной и психолого-педагогической литературе нет единого мнения о сущностных характеристиках технологии портфолио; недостаточно глубоко обобщен отечественный и зарубежный опыт его использования в условиях модернизации высшей профессиональной школы и среднего профессионального образования; не в полной мере освещены этапы составления и критерии оценки портфолио, педагогические условия его использования в системе подготовки студента к будущей профессиональной педагогической деятельности.

Анализ состояния разработанности проблемы использования учебного портфолио в системе подготовки студента к будущей профессиональной педагогической деятельности позволил выявить следующие противоречия:

-           между потребностью в конкурентоспособном специалисте на рынке труда и отсутствием направленности профессиональной подготовки студентов педагогического профиля на проектирование индивидуальной образовательной деятельности в соответствии с современными тенденциями развития образования;

-           между наличием конструктивного зарубежного опыта использования технологии портфолио студентами высших и средних учебных заведений, позволяющего усилить профессиональную направленность, сформировать основные профессиональные компетенции будущего педагога, проектировать индивидуальную образовательную деятельность и недостаточной изученностью, фрагментарностью его использования в отечественном педагогическом образовании.

Вышесказанное подтверждает актуальность выдвинутой проблемы: каковы возможности и условия использования технологии портфолио в качестве инструмента оценивания учебно-профессиональных достижений студентов педагогических специальностей.

Для решения данного вопроса немаловажным является то, что технология портфолио реализует следующие принципы [Новикова, 2005]:

-           равенство всех участников обучения: преподаватель и студент становятся партнерами в организации учебного процесса с приоритетом самостоятельного обучения при направляющей функции преподавателя;

-           ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации;

-           отсутствие оценки, соревнования, соперничества; вместо этого в качестве стимулов — самооценка, самокоррекция, самовоспитание;

-           сочетание индивидуальной и коллективной работы для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, что способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;

-           возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата;

-           важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.

Работа с портфолио помогает студенту критически оценить результаты своей учебно-профессиональной деятельности. Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост студента за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году. Кроме этого, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута студента.

В процессе работы над созданием портфолио у студента формируются [Загвоздкин, 2004]:

-           общеучебные умения (систематизация, обобщение, сравнение, анализ, синтез, классификация и др.),

-           прогностические и проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.),

-           организационные умения (умение вести деловые записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией и её источниками и т. п.) и др.

Помимо накопительной, портфолио выполняет и модельную функцию:

-           отражает динамику развития студента, результатов его самореализации;

-           демонстрирует стиль учения, свойственный студенту, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;

-           помогает студенту проводить рефлексию собственной учебной работы;

-           служит формой обсуждения и. самооценки результатов работы студента на семинаре, зачете и экзамене;

-           помогает студенту самостоятельно установить связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.

Итак, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута, при котором происходит замена контроля за учебным процессом со стороны преподавателя, контролем со стороны обучающегося. Преподаватель фиксирует правила учебного процесса, студенты сами в рамках этих правил контролируют и то, как они осуществляют обучение, и то, как идет учебный процесс.

Портфолио следует регулярно обновлять по мере продвижения в обучении по основному и сопутствующим направлениям профессиональной педагогической подготовки, а также включать в него информацию, отражающую актуальные умения, навыки и наработку профессиональных компетенций на каждом этапе профессионального обучения и развития.

Таким образом, технология портфолио помогает решить следующие педагогические задачи [Загвоздкин, 2004]:

-           поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;

-           формировать у студентов умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебно-профессиональную деятельность;

-           поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

-           развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать адекватную самооценку будущего педагога;

-           содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения студента;

-           создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников и конкурентоспособности их на рынке труда.

Портфолио в принципе созвучно такой актуальной образовательной идее, как идея обучения в течение всей жизни, коротко говоря, «пожизненного» (longlife еducation) обучения.

Считаем, что портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учащегося и молодого профессионала, а затем становится доказательством роста его профессиональной квалификации.

Литература:

1.         Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений — нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.// Школьные технологии. — 2004. — № 3. — С.179–187.

2.         Новикова Т.Г, Пинская М. А., Прутченков А. С. Портфолио в профильном обучении: Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся. Под ред. Т. Г. Новиковой. / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков. — М.: АПКиПРО, 2006. — 40 с.

3.         Новикова Т.Г, Прутченков А. С. Ролевая игра «Портфолио, или Папка личных достижений ученика». / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков // Методист. — № 2. — 2005. С. 11–19.

4.         Портфолио достижений ученика — шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа.- № 5. — 2004. — с. 65 -67.

5.         Смолянинова О. Г. Использование метода электронного портфолио в практике зарубежных вузов // Информатика и образование. 2008. № 11. С. 99–109.

6.         Смолянинова О. Г. Электронный портфолио в системе оценки образовательных достижений, Красноярск, 2009. С. 149–162.

7.         Федотова Е. Е., Новикова Т.Г, Прутченков А. С. Зарубежный опыт использования портфолио. / Е. Е. Федотова, Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков // Методист. — № 5. — 2005. С. 27–33.

8.      Юдина И. Г. Портфолио.- Волгоград.: Учитель, 2007.-124 с.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, технология портфолио, учебный процесс, будущая профессиональная педагогическая деятельность, портфолио, высшая школа, зарубежный опыт, индивидуальная образовательная деятельность, индивидуальный образовательный маршрут, конкурентоспособный специалист.

Похожие статьи

Современные педагогические технологии в образовательном...

студент, учебный процесс, технология портфолио, портфолио, будущая профессиональная педагогическая деятельность, индивидуальный образовательный маршрут...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности занимает весь период обучения студента в вузе. В результате проведенного исследования нами выявлены этапы проектирования и реализации ИОМ...

Электронное портфолио учителей социально-гуманитарного цикла

студент, учебный процесс, технология портфолио, портфолио, будущая профессиональная педагогическая деятельность, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

внеучебная деятельность, индивидуальный образовательный маршрут, воспитательный процесс, маршрут, студент, этап, индивидуальная образовательная программа...

Современные педагогические технологии как средство...

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию студентов; поощрять их активность и самостоятельность...

Портфолио как современная образовательная технология...

‒ поддержка высокой мотивированности участников образовательной деятельности

‒ технологичность — портфолио направлено на развитие навыков самостоятельной деятельности и самореализации собственной деятельности.

Метод электронного портфолио в современном музыкальном...

электронное портфолио, образовательный процесс, электронный портфель, метод Э-портфолио, опыт работы, DVD, CD-ROM, образовательная программа, дополнительное образование, портфель.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

Осипьянц Т. С. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления [Текст]...

Модель тьюторского сопровождения студентов колледжа

портфолио тьютора.

– наличие индивидуального образовательного маршрута студента

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, индивидуальная образовательная программа, студент, учреждение...

Похожие статьи

Современные педагогические технологии в образовательном...

студент, учебный процесс, технология портфолио, портфолио, будущая профессиональная педагогическая деятельность, индивидуальный образовательный маршрут...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности занимает весь период обучения студента в вузе. В результате проведенного исследования нами выявлены этапы проектирования и реализации ИОМ...

Электронное портфолио учителей социально-гуманитарного цикла

студент, учебный процесс, технология портфолио, портфолио, будущая профессиональная педагогическая деятельность, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

внеучебная деятельность, индивидуальный образовательный маршрут, воспитательный процесс, маршрут, студент, этап, индивидуальная образовательная программа...

Современные педагогические технологии как средство...

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию студентов; поощрять их активность и самостоятельность...

Портфолио как современная образовательная технология...

‒ поддержка высокой мотивированности участников образовательной деятельности

‒ технологичность — портфолио направлено на развитие навыков самостоятельной деятельности и самореализации собственной деятельности.

Метод электронного портфолио в современном музыкальном...

электронное портфолио, образовательный процесс, электронный портфель, метод Э-портфолио, опыт работы, DVD, CD-ROM, образовательная программа, дополнительное образование, портфель.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

Осипьянц Т. С. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления [Текст]...

Модель тьюторского сопровождения студентов колледжа

портфолио тьютора.

– наличие индивидуального образовательного маршрута студента

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, индивидуальная образовательная программа, студент, учреждение...