Библиографическое описание:

Ситинова С. Р. Историография безопасности жизнедеятельности у дошкольников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 28-32.

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности — все избежать,

А где надо — на помощь позвать.

 

«Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора» [7, с. 24].

Дошкольный возраст — это важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Дети по своим физиологическим особенностям могут не в полной мере определить опасность своего существования. Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья — одна из актуальнейших задач дошкольного образования. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, прививать ему навыки безопасного поведения [1, с.13]. В настоящее время образование на тему «Безопасность жизнедеятельности» в обучении дошкольников оформилось в самостоятельную область в педагогической теории и практики. В условиях введения ФГОС остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Эти нововведения и подтолкнули нас рассмотреть данный вопрос в таком аспекте.

В истории дошкольного образования с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения. К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

В 1917 году в Бюллетене № 2 школьно-санитарного отдела при Наркомпросе было заявлено: «Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни. Без счета гибли дети старшего возраста от разных несчастных случаев, от заразных болезней... жизнь и здоровье каждого ребенка должны отныне свято охраняться» [5, с.121]. Именно в этот период вводится новый предмет — школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами «несчастных случаев» и правилами оказания первой помощи. В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 20–30-х годов в работах по трудовому воспитанию О.Дегтяренко, Н.Ковальковской, Э.Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами [4,6,7]. В проекте «Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)» (1932г.) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе.

Однако в 1936–1937 годах при переработке программ детского сада данные вопросы из нормативных документов исключаются. Возникшие у ряда практических работников трудности (недостаточность методического обеспечения, отсутствие необходимых пособий и вследствие этого желаемого результата в развитии детей и приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками. И хотя в дальнейшем ряд ученых (Л. И. Грехова, Т. В. Земцова, Л. М. Кларина, Н. Н. Никандров и др.), изучая вопросы ознакомления дошкольников с техническими явлениями, обнаружили, что детям доступны сведения об электричестве, механических и физических явлениях, а также об устройстве бытовых и транспортных машин, проблема обеспечения безопасности при работе с ними должного отражения в программных документах дошкольного образования 1964–1985 г.г. не нашла [3].

Однако, вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду [11, с.18]. Исследования В. М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции.

Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федяевской, позже были дополнены Э. Я. Степаненковой, М. Ф. Филенко и другими [10,с. 34]. В брошюре раскрывается система обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, привития навыков поведения на улице. По словам А. М. Якупова, такая разработанность проблемы повлияла на то, что в «дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил дорожного движения», чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе) [13]. В 1960–1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении.

Развитие духовно и физически здоровой, «безопасной» личности становится в последние годы предметом многих исследований. Наиболее полно и квалифицированно преподать и закрепить знания подростков в этой области, призван новый школьный пред-мет «Основы безопасности жизнедеятельности», введенный в 1991г. «Если мы вводим в школе нечто новое, затрагивающее профессиональную деятельность педагогов, их интересы, претендующее на серьезные изменения в школьной жизни, способ нововведения должен соответствовать его сути. Если целью вводимого нового является развитие школьников и профессиональное развитие педагогов, то способ введения нового должен опираться на личностное в учителях и учащихся»... — считает Н. Р. Юсуфбекова [12, с.63]. Только привлекая всех, кого касается нововведение, к его осмыслению и разработке путей его осуществления, можно снять сопротивление новому. А точнее, перевести это сопротивление в созидательную общую работу» — писал С. Поляков. Известный педагог — валеолог Г. К. Зайцев является одним из авторов, решающих проблемы безопасного поведения. В пособии «Уроки Знайки» приводятся советы, как избежать стресса, как посмотреть на себя со стороны, как научиться держать себя в руках. Например, «Как пережить огорчение»: сделай дыхательную гимнастику — несколько глубоких вдохов и выдохов; выпей стакан воды, чая, сока; встань под душ и т. д.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.). Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении. К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления [2, с.24]. Авторы уделяют много внимания теме безопасности жизнедеятельности, считая её всегда актуальной. Их работы широко используются воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

С принятием ФГТ раздел «Безопасность» выделен в качестве самостоятельной образовательной области, это обусловлено социальным заказом общества, государства и семьи. С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека.

В современной историографии также наблюдается большое количество вариативных и альтернативных программ нового поколения, призванных помочь воспитателю решить проблему воспитания безопасного поведения детей. Анализ программ показывает, что в них, наряду с задачами охраны и укрепления здоровья детей, выдвигается требование формирования у дошкольников знаний по обеспечению безопасности и умений осуществлять это. Такие программы, как комплексная базисная программа по развитию детей «Истоки», комплексная программа «Радуга», комплексная программа «Детство». Анализ программ показывает неполное отражение всех компонентов безопасного поведения ребенка, и указанные в них задачи затрагивают обучение только в старшем дошкольном возрасте.

Парциальная программа и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной разработаны на основе проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Программа является первым документом, способствующим решению социально-педагогической задачи — воспитанию у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. В основу выделения блоков авторами положено группирование опасных ситуаций по возможности их возникновения, связанной с местом пребывания ребенка, впервые выделен блок социальных опасностей, а также знания о здоровом образе жизни и психическом здоровье.

В нашей стране на разных исторических этапах понимание защиты и охраны здоровья детей осуществлялось по-разному, определялось социально-экономическими условиями и уровнем развития цивилизации, философско-религиозными или светскими представлениями о человеке, его предназначении, смысле жизни, здоровье, болезнях. Таким образом, при изучении источников и литературы по теме формирования безопасности жизнедеятельности у дошкольников, важно отметить, что в современной педагогической теории проблема формирования навыков безопасного воспитания рассмотрена достаточно подробно. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. На сегодняшний день основная цель образовательной области «Безопасность» — подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде (природной, техногенной и социальной). По мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменяются правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложняются, и все более требуют повышенного изучения и обучения им детей.

Анализ литературы показывает, что изучение данной темы является на высоком уровне. Современная историография сделала большой шаг в изучении безопасности жизнедеятельности у дошкольников, появился термин «культура безопасности жизнедеятельности» у дошкольников.

 

Литература:

 

1.         Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л. Учебно — методическое пособие по основам безопасности, изд — во Детство — Пресс, 2005. — 144с.

2.         Белая К. Ю., Зимонина В. Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников: кон-спекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей». — М.:, 2006. — 94с.

3.         Грехова Л. И. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие. 5-е издание, стереотипное.- М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.

4.         Дегтяренко О., Радина Е., Рыцлина Т. Политехническое воспитание и программы дошкольных учреждений // Дошкольное воспитание. 1932г.

5.         Замский Х. С. История олигофренопедагогики. — 2 изд. — М.: Просвещение, 1980. — 363 с.

6.         Ковальковская Н. Как должна быть организована жизнь ребенка // В помощь просвещенцу. 1923г.

7.         Краснопольский Э. К вопросу о развитии трудовых навыков у детей дошкольно-го возраста//Вестник просвещения.1925г.

8.         Масленникова И. С., Еронько О. Н. Безопасность жизнедеятельности. М.: Инфра-М, 2014. — 304 с.

9.         Общие основы педагогической инноватики: Опыт разраб. теории инновац. про-цессов в образовании: (Метод. пособие) / Н. Р. Юсуфбекова; Пед. о-во РСФСР, Центр. совет, АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 91 с. 20 см, М. ЦСПО РСФСР 1991г.

10.     Степаненкова Э. Я., М. Ф. Филенко. «Дошкольникам-о правилах дорожного движения» М., Просвещение, 1979г. 64с.

11.     Федяевская В. М. За безопасность детей на улице // Дошкольное воспитание. 1937г.

12.     Общие основы педагогической инноватики: Опыт разраб. теории инновац. процессов в образовании: (Метод. пособие) / Н. Р. Юсуфбекова; Пед. о-во РСФСР, Центр. совет, АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 91 с. 20 см, М. ЦСПО РСФСР 1991г.

13.     Якупов А. М. Организационно-педагогические условия подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1997г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle