Библиографическое описание:

Паршутина С. В. Социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей. Из опыта работы МБОУДОД «Дом детского творчества» города Тулы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 211-213.

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их становлении и развитии. С этой целью на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» города Тулы создан отдел по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическая работа с детьми данной категории становится частью жизнедеятельности коллектива, детей, родителей на основе совместной творческой деятельности, эмоциональных переживаний, где педагог для ребёнка и семьи становится другом, партнёром, помощником и защитником. Специфика работы заключается в характере, содержании обучения и воспитания, требует профессионализма, знаний особенностей развития ребёнка с особыми потребностями, определённых знаний использования современных образовательно-воспитательных технологий.

Совершенствование системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на социализацию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, своевременное обеспечение каждому воспитаннику в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей.

С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. Выполняя наряду с другими компенсаторные и реабилитационные функции, дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, получения допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей — это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.

Педагоги, работающие с детьми в отделе по работе с детьми с ОВЗ МБОУ ДОД «Дом детского творчества», стараются восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности. Сотрудничество носит комплексный характер, включает в себя ряд взаимосвязанных тем, объединённой единой идеей «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка». Педагоги стараются стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, в коррекционно — развивающую работу внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития. Достигнуты положительные результаты в области совершенствования уровня выявления и реализации творческого потенциала воспитанников. В этом большая заслуга педагогов, которые стараются морально поддержать ребёнка, помочь ему определить свои интересы, цели, возможности, найти пути преодоления различных препятствий, желание достигнуть позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ребёнок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя более активно, смело, настойчиво. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми. Есть положительные отзывы родителей, дети которых занимались с творческими и увлечёнными педагогами. Дети чувствуют себя комфортно в общении, даже проявляют некоторую одарённость (пишут стихи, песни, рассказы, хорошо рисуют, поют, участвуют в конкурсах различного уровня). Индивидуальные и дифференцированные занятия проводятся с учётом контингента детей. Педагогический коллектив постоянно работает в творческом режиме. В настоящее время в учреждении разработана программа развития «ДДТ — дом радости и здоровья» социально-педагогического направления, которая включает в себя приоритетные задачи работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и успешно реализуется на практике, созданы условия для творческого развития, оборудованы учебные кабинеты, приобретено новое игровое, спортивное и реабилитационное оборудование. Большое внимание уделяется использованию в работе оздоровительных технологий, которые включают ряд коррекционных упражнений с использованием разнообразных тренажёров для развития мелкой моторики рук, сенсорного восприятия. Для детей работают объединения по интересам, где каждый ребёнок может выбрать себе занятие по душе. Наблюдается положительная динамика в развитии познавательной деятельности обучающихся, повышение их социальной активности в жизни коллектива детей и взрослых, роста культурного уровня, прослеживается тенденция к здоровому образу жизни, развитию толерантности.

С целью повышения профессионального мастерства для педагогов проводятся психолого-педагогические чтения по проблемам взаимодействия с воспитанниками, улучшению психологического климата в коллективе. Осуществляется диагностика и анкетирование по изучению типологических особенностей, интересов и потребностей педагогов. На базе нашего учреждения создан ресурсный центр для педагогов по социализации личности детей с ОВЗ. Цель деятельности данного центра - изучить, обобщить и транслировать эффективный опыт педагогов города по социализации детей с ОВЗ. Результаты работы центра публикуются на сайте учреждения МБОУДОД «ДДТ» (ddt71.ru).

Педагоги учреждения ведут активный поиск новых, более эффективных путей взаимодействия с родителями. Для родителей ежемесячно проводятся занятия в рамках «Школы для родителей» с использованием новых компьютерных технологий. Эти занятия включают в себя лекции, беседы, тренинги, круглые столы по вопросам воспитания детей с наглядным сопровождением (видеофильмы, презентации, интервью и т. п.). С родителями регулярно проводятся консультации по психолого-педагогическим проблемам. В учреждении чётко наблюдается расширение сферы общения. Это работа клуба общения для родителей и детей, литературно-музыкальные гостиные, творческие вечера «От всей души», фестивали многодетных семей, выставки художественного творчества. Здесь демонстрируют свои таланты не только дети, но и их родители.

Работа с воспитанниками включает в себя диагностику познавательных процессов детей, изучение их уровня интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала, интересов, способностей и склонностей. На основе полученных данных проводятся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, направленные на исправление выраженных недостатков и устранение выявленных проблем. Основным направлением в работе с детьми является развитие эмоционального мира воспитанников, так как именно эмоции могут служить способом познания мира, общения, насыщают жизнь красотой и богатством переживаний. В ходе обследований было выявлено, что многие дети с ограниченными возможностями здоровья постоянно испытывают трудности при адаптации к окружающей среде, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.

Развитие творческого потенциала воспитанников — важный этап деятельности. Для решения этой задачи используются различные формы диагностики, развивающие занятия. Важным элементом педагогической работы является использование целостного подхода к развитию и коррекции ребёнка, которая требует системного воздействия.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского, общественного внимания. Одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ОВЗ социально-педагогическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития. Диагностика интересов и потребностей детей и родителей показала, что сегодня существует социальный и семейный заказ на дополнительные образовательные услуги для детей с ОВЗ и их родителей. В связи с этим, творческой группой педагогического коллектива был разработан проект концепции развития отдела по работе с детьми с ОВЗ, которая была переработана в программу развития. Задача учреждения — сохранить атмосферу понимания, комфорта, привлечь в неё новых участников. Тогда у детей с ОВЗ правильно, методично будет формироваться элементарное представление о жизни, труде, быте людей, умения и навыки, научиться общаться в неформальной трудовой обстановке, приобретут навыки самоутверждения в среде сверстников, сложится уверенность в себе. Совместные творческие занятия педагогов, детей и родителей оказывают благотворное действие на общее эмоциональное состояние ребёнка с особыми потребностями, снимают раздражение, агрессию, стресс и нервное возбуждение, позволяют переключить негативные эмоции на ощущение покоя и радости. Любой результат совместного труда оценивается максимально положительно.

Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогического коллектива направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включает:

-          обучение детей в объединениях по интересам на базе учреждения и на дому;

-          психолого-педагогическое и методическое сопровождение;

-          построение адекватного педагогического процесса, способствующего развитию личности воспитанников;

-          индивидуально-личностный подход;

-          выявление причин деформации в развитии и поиск средств, способов их устранения;

-          оказание абилитационной помощи детям с учетом их потребностей и возможностей;

-          оздоровление и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии;

-          организацию содержательного досуга.

Гармоничное сочетание разнообразных направлений деятельности в практической работе способствует социализации личности детей с особыми потребностями, проявлению положительных волевых качеств, стремлению к своему самосовершенствованию и самореализации в обществе. В условиях учреждения дополнительного образования с учётом новых педагогических технологий можно легко реализовать множество интересных проектов, которые помогут нам добиться положительных результатов.

 

Литература:

 

1.         Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-368 с.

2.         Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребёнок — обычное детство. - Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.-110 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle