Автор: Багутдинов Равиль Анатольевич

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Библиографическое описание:

Багутдинов Р. А. Исследование новейших ИКТ-технологий в средне-профессиональном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 141-143.

Основная цель новейшей информационно-коммуникационной технологии в образовнии — получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные решения определенных прикладных задач. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки образовательной деятельности.

Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ее обработки. ИКТ является наиболее важной составляющей процесса пользования информационных ресурсов в образовнии.

Уровень иноформационных технологий на сегоднешнй день является определяющим в конечном итоге ступень развития общества.

Под НИТ понимается совокупность внедряемых в систему образования принципиально новых, инновационных средств и методов обработки данных. Они представляют собой самостоятельные, целостные, технологические системы и обеспечивают целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей и знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с законами той среды, где развивается НИТ.

Средства и методы обработки данных могут иметь разное практическое приложение. Поэтому следует выделить глобальную, базовую, и конкретные НИТ.

-         Глобальная НИТ включает модели, методы и средства формирования и использования информационного ресурса в обществе (мониторинг).

-         Базовая НИТ ориентируется на определенную область применения (производство, проектирование, обучение и т. д.).

-         Конкретные НИТ задают обработку данных в реальных задачах пользователя.

Новейшие ИКТ меняют образовательную среду, открывают ее всем людям для обучения на протяжении жизни, обеспечивают обмен знаниями и способствуют созданию новых знаний, но также формируют передовые инструменты образовательной деятельности. Для каждой системы образования в разных странах мира строятся различные тенденции развития новых ИКТ, которые затрагивают основные составляющие образовательной среды: новые альтернативы образовательного процесса, передовые информационные технологии в интеграции с образовательными технологиями.

Именно новые, альтернативные образовательные технологии и являются результатом продвижения новейших ИКТ в образование. Анализ альтернативных моделей получения образования в цифровую эпоху показывает, как меняются в них формы обучения и какие новые образовательные ресурсы для этого необходимы (учебные платформы, мобильное обучение и облачные технологии в образовании, социальные медиа). Это определяет новые компетентности преподавателей, методы социализации студентов, новую организацию обучения с использованием современных средств управления учебным процессом, новые подходы к образовательной статистике, формированию учебных программ и методов оценивания на основе использования ИКТ. Важно учитывать системную связь всех этих процессов, их динамичность и большое влияние, которое оказывают на все компоненты образовательной среды новые информационные и коммуникационные технологии.

Важно подойти к продвижения новейшим ИКТ в образование с учетом экономических, культурных и образовательных особенностей, уровней образования, выбора платформ, цифровых устройств, беспроводных технологий, образовательного контента и программ, средств управления и оценивания на основе ИКТ, но при этом использовать единые международные подходы к ИКТ компетентности преподователей, информационно-медийной грамотности, механизмам организации открытых образовательных ресурсов и курсов, средств глобальных образовательных коммуникаций и международного педагогического опыта.

В качестве примера внедрения новейших технологий ИКТ в образовании можно выделить виртуальные учебные организации: лицеи, техникумы, колледжи и др., где ученики школьного возраста и старше большую часть времени обучаются онлайн дома (но иногда) в больнице, пансионате или временно в другом учебном заведении с минимальной физической посещаемостью самого здания учебного заведения. Этот механизм применяется не только для студентов, проживающих в труднодоступной местности (на островах, в горных районах). Это также подходит для студентов, которые больны, не в состоянии или не желают ходить в колледж (техникум, лицей) по причине психологического характера. Такая модель получения образования часто выбирается студентами, желающими изучать дополнительные предметы по индивидуальному плану (не только предметы обязательной программы), которые они не могут получить в местном техникуме или колледже, и, конечно же, молодыми людьми в ситуациях, связанных с тюремным заключением (в случаях заочного обучения), которые хотят улучшить свои жизненные возможности.

Виртуальные средние и средне-технические учебные заведения становятся все более важной альтернативой и повсеместно применяются во всем мире. Они являются многочисленными в Северной Америке (США и Канада — более 500) и значительными в Австралии и Новой Зеландии, Азии и Латинской Америк, в Европе (около 100 по текущим сегодняшним оценкам). Они намного меньше распространены в Африке (что вполне понятно с точки зрения требования хорошего интернет-доступа из дома, за исключением ЮАР), но что более всего удивительно, они не являются общепринятыми в островных регионах (например, Океании и Карибском бассейне) [3], [4], даже когда коммуникации являются эффективными. Территория Российской Федерации и СНГ довольно обширна, существуют трудно-доступные места и подобный мировой опыт также можно применить в нашей системе образования. Но, в результате возникает и другая картина — контроль образовательного процесса, разработка методик контроля и мониторинга качества знаний наших учащихся и студентов. В этом случае можно внедрить смешанные типы образования, включающие посещение занятий лишь на определенных этапах учебного процесса (дистанционное очное образование).

Преимущество внедрения дистанционного обучения для учебного заведения очевидны:

-           Привлечение потенциальных студентов из неохваченных групп населения. Обучающие материалы становятся доступными более широкой аудитории с помощью подкастов, мобильных приложений, блогов и электронных книг, которые попадают в поле зрения потенциальных студентов.

-           Помощь нуждающимся социальным группам, для которых мобильное обучение предоставляет возможность улучшить их жизненный уровень.

-           Улучшение качества преподавания. Оживление учебной программы, переосмысление методов обучения и создание лучшей обратной связи с учащимися.

-           Превращение географически рассредоточенных студентов в ценный образовательный ресурс благодаря появляющейся у них возможности делиться местными знаниями и результатами исследований.

-           Поддержка связи учащихся и студентов с учебным заведением, их учебного прогресса и перехода между учебными заведениями.

-           Поддержка непрерывного образования. Приспособление образования к изменяющимся нуждам обучающегося, поощрение продолжения образования для обновления и расширения полученных знаний.

Улучшение организации обучения с использованием новейших навыков в области ИКТ может упростить процесс создания, накопления и обмена информацией между преподавателями, учащимися, администраторами курсов и родителями. Например, некоторые преподаватели желают поделиться своими педагогическими разработками с коллегами и родителями, применяя для этого учебную платформу. Они смогут проанализировать реакцию аудитории, поскольку устройства коммуникации могут обеспечить им и обратную связь. Такой тип интеграции ИКТ и учебной платформы, очевидно, будет способствовать широкому продвижению других видов информации для обмена, в том числе социальных контактов, учебной деятельности между участниками педагогического сообщества. Учебные платформы новейших ИКТ, как правило, включают в себя функции как по доставке учебного контента для самостоятельной работы учащихся, так и по поддержке их деятельности под руководством преподавателя.

Интересен опыт Республики Корея, где в 2007 году была запущена программа по предоставлению всем жителям страны электронной услуги ≪Учебная система кибердом≫. Учебная система кибердом включает в себя: систему оценки, систему консультирования, кибер-сообщество, мониторинг качества обучения и др. Обычно, учащиеся самостоятельно обучаются на базе учебной платформы, используют программу самотестирования или обращаются за помощью к кибер-учителю в случае возникновения вопросов. Такой метод способствует более глубокому внедрению учебного процесса в домашнюю среду за счет использования различных устройств: смартфонов, планшетов и интернет-телевидения. Более того, родители могут помогать детям в процессе обучения, выполняя вместе с ними задания, отслеживая их успеваемость в колледже (техникуме), контролируя посещаемость занятий, а также активнее включаясь в повседневную учебную деятельность. Эффективное использование новейших ИКТ содействует расширению возможностей в области самостоятельного и персонифицированного обучения.

 

Литература:

 

1.                  Божков В. П. Информационные технологии управления / В. П. Божков, Д. В. Власов, М. С. Гаспариан. — М.: Изд.центр ЕАОИ, 2008. — 120 с.

2.                  Румянцева Е. Л. Информационные технологии / Е. Л. Румянцева, В. В. Слюсарь. — М.: Форум, Инфра-М, 2007. — 256 с.

3.                  Коммерс П. Социальные медиа в обучении с применением ИКТ: Аналит. записка, март, 2011. М.: Институт. ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании,.URL:http://iite.unesco.org/files/policy_briefs/pdf/ru/social_media.pdf (дата обращения:26.11.2014).

4.                  Кукульска-Хьюм А. Мобильное обучение: Аналит. записка, декабрь, 2010. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2010. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214679.pdf(дата обращения:24.11.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle