Библиографическое описание:

Вилейто Т. В., Некрасова А. В. Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 48-52.

 

Статья посвящена применению в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены инструменты создания персонального сайта учителя как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в процессе обучения. Представлена технология применения ПСУ на различных этапах урока ОБЖ.

Ключевые слова: электронная образовательная платформа, информационные технологии, персональный сайт учителя.

В современном мире образование продолжает оставаться основой личностного и профессионального успеха любого человека. Современный учитель должен уметь продуктивно использовать весь широкий спектр информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения профессиональных задач. Поэтому невозможно представить себе школу без информационных технологий (ИТ). О значении ИТ в обучении современного школьника говорится в основных положениях Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования РФ (2000 – 2025 гг.), ФГОС общего образования второго поколения, где определены стратегические направления развития российского образования.

Чтобы повысить эффективность образовательного процесса в школе, необходимо постоянно использовать новые ИТ и образовательные ресурсы в процессе обучения разных дисциплин.

Первым важным фактором на пути внедрения ИТ в учебный процесс является готовность учителей применять новые форматы в обучении, основанные на цифровом материале и новом типе взаимодействия. Происходит стирание граней между продвинутым традиционным и дистанционным обучением. Разработка и использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) является вторым важным фактором успешности реализации разных форм и систем обучения (традиционной классно-урочной, лекционно-семинарской, дистанционной).

Реализация в процессе обучения современных ИТ позволяет сегодня обеспечить более качественное усвоение всех групп знаний по различным дисциплинам, формирование компетенций, в том числе по основам безопасности жизнедеятельности. Это касается и знаний о различного рода опасностях и угрозах. Без овладения учащимися этой группы знаний невозможно решить задачи, связанные с потребностью современного общества - видеть личность, способную к ответственности в принятии решений в реальных жизненных ситуациях по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих [1,2].

Нам представляется, что при изучении таких дисциплин как ОБЖ, география, биология, экология очень важным является развитие у человека пространственного и образного мышления, которое позволяет визуально работать с графической информацией и знаковым материалом, преобразовывать информацию, размещенную на плоскости и в пространстве. ИТ обладают преимуществом для оптимального усвоения знаний за счет спектра всех своих возможностей по сбору, хранению, обработке информации, моделированию природных объектов и др. ИТ усиливают деятельную составляющую знаний, определяют их как элемент компетентности.

Реализация в обучении ОБЖ современных ИТ, в том числе использование электронных образовательных платформ, позволяет более эффективно формировать у школьников:

- комплексные знания, необходимые им для применения в повседневной жизни, а также при создании опасных ситуаций в природе и социуме, в том числе чрезвычайных; получить объективные представления o происхождении опасностей различного происхождения, о местах их распространения, о масштабах локальных и глобальных разрушений и опасностях, связанных с жизнью и здоровьем человека и т.д.;

- создать основу для формирования умений и навыков безопасного поведения, развития способностей правильно оценивать, предсказывать и в дальнейшем по возможности предупреждать или избегать влияния различных видов опасностей на жизнь человека;

- воспитывать качества личности безопасного типа поведения и культуру личной безопасности, сформировать гуманистическое мышление, диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся [2].

Закономерно, что методические аспекты электронного обучения в настоящее время находятся в зоне пристального внимания и все больше освещаются в научной литературе. Изучением применения ИТ в процессе обучения занимались многие ученые РГПУ им. А.И.Герцена (Г.А.Бордовский, Е.З. Власова, И.Б.Готская, В.П.Соломин и др.). Это позволяет студентам и аспирантам педагогического университета, опираясь на большой научный опыт вуза, использовать инновационные технологии, методы и приемы работы с информационными ресурсами при прохождении педагогических практик в образовательных учреждениях, а также самим разрабатывать, апробировать и предлагать новые методики обучения при написании научно-исследовательских работ и выпускных квалификационных работ. Будущие учителя выходят сегодня из стен университета уже подготовленными к работе в открытых образовательных системах с широким применением ИКТ.

Современные средства ИТ, в том числе дистанционных, предоставляют учителям ОБЖ, работающим в системе открытого образования, недоступные до сих пор возможности оперативно обновлять содержание обучения и проектировать обучающую среду в соответствии с появлением новых знаний в области безопасности жизнедеятельности и педагогических технологий.

Несмотря на это, внедрение ИТ в систему школьного образования сопряжено с рядом трудностей. Очевидно, что существуют определенные факторы и причины, тормозящие их широкое внедрение в образовательный процесс. ЭОР, применяемые в обучении ОБЖ, являются не только педагогическими, но и программными средствами, передача через них содержания учебных курсов ОБЖ разных классов невозможна без их отбора, анализа и структуризации учебного материала по ОБЖ.

Основное внимание в данной статье посвящено применению на уроках ОБЖ электронной образовательной платформы Google. Образовательная платформа является интегрированным понятием. Так называют многофункциональные системы для автоматизации управления учебным заведением, виртуальные и управляемые образовательные среды. Основными задачами образовательной платформы являются: организация образовательного процесса на базе средств ИКТ, реализация интерактивного взаимодействия между учеником, учителем и системой на локальном и глобальном уровне. Выбор инструментария (экосистема Google, электронная учебная оболочка Moodle, или привычная в учебном процессе презентация PPT) для создания персонального сайта учителя является одним из залогов успешности его дальнейшего использования в практике обучения. Современные ИТ настолько шагнули вперед, что это в определенной степени затрудняет выбор инструментария, отвечающего конкретным целям и задачам обучения. Наиболее подходящие возможности для образовательных целей предлагает и компания Google. Причем технологии Google становятся все более разнообразными и используемыми преподавателями. Среда Google содержит множество инструментов, которые могут оказаться полезными для индивидуальной и совместной образовательной деятельности. Их несомненное преимущество заключается также в наличии русскоязычной версии [3].

Практическая реализация образовательной платформы непосредственно на уроке ОБЖ позволяет разработать принципиально новые подходы к организации учебного процесса; использовать в учебном процессе тестирующие и диагностирующие системы, которые содержат задания и упражнения по разделам и темам учебника, а также отслеживать динамику развития творческих способностей ребенка. Содержание электронной образовательной платформы, и ее материал во многом определяются индивидуальностью преподавателя.

Персональный сайт учителя служит одной из форм применения электронной образовательной платформы на уроках ОБЖ. Стоит отметить, что данная система позволит упростить процесс разработки и адаптации собственных учебных материалов, тестовых заданий и др.

В структуре персонального сайта учителя можно выделить следующие блоки:

  1.                Учебный материал: при разработке персонального сайта учитель имеет возможность наполнить его учебным материалом, используя готовые оцифрованные или электронные ресурсы, в том числе Интернет, а также создавать авторский материал и применение различных методик. 2. Внутренний контроль или самоконтроль. 3. Самообразование.3. Внешний контроль.

Предложенная структура определяется тем, что в персональный сайт учителя может использоваться как для работы в классе под руководством учителя, так и для организации самостоятельной работы учащихся и должен четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, и каким образом они взаимосвязаны между собой. При изложении учебного материала при наполнении сайта по блокам следует опираться на следующие дидактически принципы: принцип научности изложения, особенно применительно к терминологии; принцип учета межпредметных связей между дисциплинами; принцип системности, позволяющий группировать учебный материал посредством введения гиперссылок; принцип доступности, способствующий более глубокому усвоению материала; и, наконец, принцип наглядности, повышающий мотивацию к изучению учебного материала.

Самостоятельная работа учащихся с использованием таких сайтов обеспечивает индивидуализацию образования, повышает мотивацию к обучению, способствует приобретению самостоятельности в приятии решений, что особенно важно при изучении основ безопасности жизнедеятельности. Процесс обучения становится более технологичным.

В нашей статье мы рассматриваем изучение знаний о природных катастрофах и ЧС природного характера в курсе «ОБЖ.7 класс» через персональный сайт учителя ОБЖ посредством элементов системы обучения платформы Google. Для достижения результата необходимо выделить элементы учебного материала, которые возможно использовать при изучении знаний о природных катастрофах и ЧС природного характера. Наполнение всего учебного материала по блокам можем разделить на теоретическую и практическую составляющие: «Материалы для учащихся», где представлены мини-лекции, ссылки на веб-страницу, глоссарий, слайды, видеофрагменты, «Методическая копилка», где представлены тесты, задания различного уровня сложности, фрагменты рабочей тетради, опросы. Общение учащихся может быть осуществлено с помощью элементов веб-сайта. Для наглядности представим вышесказанное в виде схемы 1. Элементы системы персонального сайта учителя на основе платформы Google.

Интернет-технологии→ Электронная образовательная платформа Google

Персональный сайт учителя (ПСУ)

Блоки ПСУ, направленные на овладение знаний по ОБЖ

Взаимодействие пользователей через элементы веб-сайта.

 

 

 

 

 

Теоретические материалы для учащихся

Практические материалы Методическая копилка

 

- Мини-лекции

- Ссылка на веб-страницу

- Глоссарий

- Слайды и видео

- Тренажеры и тесты

- Задания

- Опрос

- Рабочая тетрадь

 

 

 

 

 

 

Схема 1. Элементы системы персонального сайта учителя

на основе платформы Google

В качестве примера использования персонального сайта учителя (ПСУ) рассмотрим технологию его применения на различных этапах урока по изучению природных катастроф и ЧС природного характера при изучении ОБЖ в 7 классе, где нами определены различные уровни и формы взаимодействия обучающихся с ПСУ, а также деятельность учителя и учащихся.

Здесь предложена технология проведения урока по ОБЖ в 7 классе по теме «Цунами и причины его возникновения» (Таблица 1).

Цель: актуализировать знания о морских опасных гидрологических явлениях, усвоение знаний,умений и навыков безопасного поведения при возникновении цунами, развитие личностных качеств (через решение учебных задач различного уровня сложности - от репродуктивного до творческого уровня средствами веб-сайта).

Тип урока: комбинированный с использованием метода беседы и практической работы

Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, выход в сеть Интернет

Таблица 1

Технология применения ПСУ на различных этапах урока при изучении природных катастроф и ЧС природного характера

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Уровни и формы взаимодействия с ПСУ

Время

  1.  

Организационный этап

 

Учитель: инструктирует и проектирует модель процесса обучения с использованием ПСУ.

Ученик: не взаимодействует с ПСУ, а лишь знакомится с содержанием электронных образовательных ресурсов.

ПСУ - источник информации и мотивации для проектирования модели процесса обучения

(низкий уровень взаимодействия с ПСУ - условно-пассивная форма)

1 мин.

  1.  

Проверка домашнего задания

Учитель: использует ПСУ с целью актуализации имеющихся знаний у учащихся об опасных природных явлениях (ОПЯ)

Ученик: осознание учебных задач разного уровня сложности (возможно проблемного характера)

Используется блок ПСУ «Методическая копилка» где содержатся вопросы и задания на проверку имеющихся знаний у учащихся об опасных природных явлениях (ОПЯ) на предыдущих уроках и межпредметных знаний об ОПЯ

(низкий и средний уровень взаимодействия с ПСУ - пассивно-активная форма)

5 мин.

  1.  

Освоения новых знаний

Учитель: роль информатора и демонстратора материала по изучению природных опасностей, в частности цунами

Ученик: осознает цель и задачи урока, ознакомление с содержанием ПСУ и подбора информации по изучению вопросов о цунами в соответствии с целями урока

Используется блок ПСУ «Материалы для учащихся» со схемами, картосхемами и фото- и видеоматериалами по изучению цунами

(средний уровень взаимодействия с ПСУ – активная форма)

20 мин.

  1.  

Применения новых знаний

Учитель: роль информатора, консультанта, возможно тьютора.

Ученик: воспроизведение, анализ, структурирование знаний о цунами, выделение существенных признаков опасного явления, обобщение, выполнение практических работ репродуктивного и творческого характера (исследовательских).

ПСУ – источник проблемных заданий, тренажеров, тестов, практических работ, источник материала для самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся

(высокий уровень взаимодействия с ПСУ – деятельностная форма)

10 мин.

  1.  

Первичный контроль знаний

Учитель: контролер, а также организатор и модератор дискуссии (диалога, обсуждения)

Ученик: воспроизводит знания, алгоритм действий, заданный учителем, а также в зависимости от цели и задач предъявляет результаты исследования, защищает их.

ПСУ источник контрольных заданий, в т. ч. тестового характера, и результатов самостоятельной деятельности учащихся.

(возможны разные уровни взаимодействия с ПСУ)

7 мин.

  1.  

Подведение итогов урока. Домашнее задание

Учитель: разъясняет содержание домашнего задания

Ученик: оценивает (рефлексия) результаты свой самостоятельной деятельности и урока в целом.

(возможны разные уровни взаимодействия)

2 мин.

Технология представляет собой определенный универсальный алгоритм деятельности учителя и учащихся с определением уровня взаимодействия с электронным ресурсом учащихся и позволяет использовать ее (в соответствии с целями и типом урока) при изучении всех опасных природных явлений и ЧС природного характера.

Таким образом, использование ИКТ актуально в современном школьном образовании, так как оно нуждается в дальнейшем совершенствовании форм, методов и технологий обучения с использованием высокотехнологичных средств обучения. Таковыми являются описанные в данной статье средства ИК технологий, в частности возможности реализация в обучении персональных сайтов учителей на базе платформы Google.

 

Литература:

 

  1.                Вилейто Т.В., Некрасова А.В. Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ. // Ежемесячный научный журнал Молодой ученый. № 6.4.(86.4) / ноябрь 2015, С.10-14
  2.                Горбачев С.В. Применение электронных образовательных ресурсов при изучении опасных природных явлений в курсе ОБЖ // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во Лемма, 2012. – С.14-18.
  3.                Образовательный ресурс «Образовательные платформы» / Интернет-портал – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://lektsii.com/
Основные термины (генерируются автоматически): электронной образовательной платформы, персонального сайта учителя, платформы google, процессе обучения, образовательной платформы google, сайт учителя, ЧС природного характера, персональный сайт учителя, Персональный сайт учителя, учебного материала, различных этапах урока, применения электронной образовательной, процессе обучения ОБЖ, создания персонального сайта, форм применения электронной, обучения платформы google, современных ИТ, обучения электронной образовательной, безопасности жизнедеятельности, обучении ОБЖ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос