Автор: Суярова Замира Каюмовна

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 29.01.2015

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Суярова З. К. Место мультимедийных технологий в учебном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 80-83.

Современное общество характеризуется как информационное, что обусловлено двумя глобальными факторами — совершенствованием системы образования и все возрастающей ролью электронных средств обучения. Отличительной особенностью современного профессионального обучения является наличие в нем доминирующего элемента — информационной среды, обеспечивающей активное использование информационных технологий в учебном процессе.

В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Они всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса. Взаимосвязь деятельности преподавателя и обучающихся осуществляется с помощью средств обучения — носителей учебной информации, к которым относятся педагогические обработанные слова, слайд, запись на меловой доске, видео и кинофильм, учебник, компьютерные и другие средства.

Появление информационных технологий, ориентированных на использование компьютерных технологий, существенно усилило возможность управления учебным процессом, создало предпосылки для адаптивного обучения.

Для эффективного педагогического контроля и диагностирования знаний студентов используются информационные технологии, например, в виде электронного журнала учета знаний студентов. В качестве его основных достоинств, необходимо указать следующее:

-        возможность одновременного фиксирования всех видов контроля, приводимых согласно тематическому плану и расписанию занятий;

-        персональный учет успеваемости всех студентов с построением индивидуального рейтинга;

-        определение не только итогового, но и промежуточного рейтинга любого студента;

-        быстрого и оперативного внесения любых изменений с одновременным пересчетом всех показателей рейтинга (1).

В современный период глобальных информационных технологий, технической базой стал компьютер, а методической — цифровое представление информации, в результате чего:

-        информация однородна: текст, звукоряд, видеоряд представляются единым образом в цифровом виде;

-        информацию легко сохранять: во-первых, она в цифровом виде искажается при копировании; во-вторых, оптические носители информации имеют гарантийный срок хранения десятки лет;

-        информацию легко перерабатывать: все операции на компьютере от рутинных (например, поиск) до творческих (например, преобразование) проводятся либо они автоматически, либо они автоматизированы (с участием человека).

Сегодня компьютер предоставляет распоряжение учителя и ученика и прикладные программные средства общего назначения, позволяющие:

-        работать с текстом;

-        готовить мультимедийные продукты;

-        представлять эти продукты на большом экране перед всем классом с собственным сопровождением;

-        передавать свои произведения не только в локальной сети (в классе), но и в глобальной сети Интернет (2).

Современные мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающиеся от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, в итоге, на эффективность учебного процесса в целом.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются использующиеся в представлении информации следующие возможности мультимедии:

1.      «Свободной» навигации по информации;

2.      Выделения в сопровождающем изображении текстовом или другом визуальном материале: «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации;

3.      Работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами);

4.      Хранения большого объёма самой разной информации на одном носителе;

5.      Увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов;

6.      Осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения;

7.      Автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя — гида» по продукту.

Компьютер на уроках специальных технологий и производственного обучения выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового и графического редактора.

Просмотр теоретического материала заключается в предъявлении учащемуся страниц информации в виде текстовых и графических экранов, мультипликационных вставок, видеоклипов, демонстрационно-иллюстрирующих программ (презентаций).

Наиболее востребованными являются мультимедийные презентации и редакторы, позволяющие их создавать. При работе мультимедийными презентациями на занятиях необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности. При использовании мультимедийных программ-презентаций структура занятия принципиально не изменяется.

В связи с этим при создании мультимедийных технологий необходимо учитывать не только методические принципы, но и психолого-педагогические особенности:

-        успех учебной деятельности в значительной степени определяется четкой постановкой цели каждой программы и её задач. Это необходимо для того, чтобы обучаемый ясно понимал предназначение предлагаемых программ;

-        учет индивидуальных особенностей личности в процессе обучения, посредством гипертекстового построения материала; психологических закономерностей восприятия, памяти, мышления, внимания и возрастных особенностей обучающихся;

-        организация самоконтроля с целью повышения мотивации обучения (3).

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в него большинство чувственных компонентов обучаемого. Они превратили устную наглядность из статистической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Весьма целесообразно использование технологий мультимедиа при проведении бинарных уроков.

Использование этих технологий нужно учиться, и немедленно. Изучить такой продукт, например, применяемый в истории, можно на уроке трудового обучения, на котором, кроме мастера, присутствует учитель истории. При этом учитель истории научится его применять и будет наиболее разумным образом формулировать задания, предполагающие использование компьютера. Мастер же может научиться тому, как применяется компьютер на уроках истории.

При использовании в качестве источника глобальной сети Интернет необходимо учитывать возможности учащихся по работе с большим потоком информации, а также сетевую безопасность.

Таким образом, применение мультимедийных технологий в учебном процессе, существенно активизирует усвоение учебной информации, делает её более наглядной и доступной для восприятия. Использование новых информационных технологий в учебном процессе также выполняет функцию подготовки учащихся к жизни в информационном пространстве путем использования средств мультимедиа при изучении различных учебных дисциплин. Комплексное применение разнообразных типов мультимедийных технологий способствует ускорению развития взаимоотношений между всеми пользователями: начиная с руководителя-педагога и кончая самым обыкновенным учащимся, который имеет шанс актуализировать свои способности, проявляя при этом усилие, найдя силу воли самопрезентироваться, и познаёт собственные возможности, ощущая, в первую очередь, поддержку преподавателя и чувство достоинства и самоценность, тем самым удовлетворяет потребность в самоизменении.

 

Литература:

 

1.        Семушина Е. И. Информационные технологии в системе педагогического контроля и диагностирования знаний студентов. // Подготовка профессиональных управленческих кадров: опыт, проблемы, инновационные образовательные технологии. Сборник научных трудов. Челябинск, 2014. С.112.

2.        Шафрин Ю. А. Информационные технологии. –М.: Лаб. базовых знаний, 1998.

3.        Острейковский В. А. Информатика: учебник для студентов техн. направлений и специальностей вузов. –Изд.2-е.стер. –М.: Высшая школа. 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, технологий в учебном процессе, мультимедийных технологий, использование информационных технологий, информационных технологий в учебном, учебной информации, Место мультимедийных технологий, мультимедийных технологий в учебном, технологий и производственного обучения, Появление информационных технологий, использование компьютерных технологий, глобальной сети Интернет, создании мультимедийных технологий, глобальных информационных технологий, типов мультимедийных технологий, использование технологий мультимедиа, Похожая статья, новых информационных технологий, учебном процессе вуза, электронных средств обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос