Анализ эффективности внедрения инновационных методов обучения для формирования радиационной культуры учащихся общеобразовательной школы
Авторы: Чувасова Анна Александровна, Новокрещенов Николай Николаевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 10.11.2014
Статья просмотрена: 429 раз
Библиографическое описание:
Чувасова, А. А. Анализ эффективности внедрения инновационных методов обучения для формирования радиационной культуры учащихся общеобразовательной школы / А. А. Чувасова, Н. Н. Новокрещенов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 227-230. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6645/ (дата обращения: 20.09.2024).
Формирование культуры радиационной безопасности у учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения инновационных форм и методов в процесс обучения: проведение уроков-экскурсий; организация ролевых игр; использование «поискового метода» и др.
Ключевые слова:радиационная культура, радиационная безопасность, ролевая игра, урок-экскурсия, поисковый метод
С течением времени, человечество, с одной стороны, все более осознает свою прочную связь с окружающей средой, зависимость своего существования и дальнейшего развития от ее состояния, с другой — неизбежность мирового экологического кризиса — в случае сохранения нынешних тенденций загрязнения природной среды.
Особое место среди всех экологических проблем занимает проблема ионизирующего воздействия на природу и человека. Вопросы радиационной безопасности являются одними из наиболее важных в плане обеспечения экологической безопасности населения в целом.
В последние годы в России принят ряд законов в области ядерной энергетики и радиационной безопасности населения, а также утверждена федеральная целевая программа по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на период до 2015 года.
Законодательно закреплены три принципа радиационной безопасности [1], смысл которых сводится:
1. Во-первых, к запрещению всех видов деятельности, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением.
2. Во-вторых, к непревышению допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан.
3. В-третьих, к поддержанию на возможно низком и достижимом уровне индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
Главной целью радиационной безопасности является охрана здоровья населения, включая персонал, от вредного воздействия ионизирующего излучения путем соблюдения основных принципов и норм радиационной безопасности без необоснованных ограничений полезной деятельности при использовании излучения в различных областях хозяйства, в науке и медицине [2].
При этом средством для поддержания радиационной безопасности служит радиационная культура (культура радиационной безопасности), под которой понимается совокупность качеств, принципов, отношений и поведения отдельных лиц, организаций, институтов, которая служит средством поддержания и совершенствования радиационной безопасности [3].
Таким образом, знания, навыки и умения по защите от ионизирующего облучения должны стать составной частью модели личности безопасного типа. В условиях современной цивилизации этот факт уже не должен вызывать сомнений.
Особенно актуально, на наш взгляд, рассмотреть вопросы формирования культуры радиационной безопасности в Красноярском крае, ведь на его территории находятся все разновидности источников ионизирующего излучения, определяющих радиационную обстановку, а также ядерно- и радиационно-опасные объекты (Горно-химический комбинат, полигон «Северный», хранилища отработанного ядерного топлива, химико-металлургический завод и другие).
Согласно Концепции радиационной безопасности в Красноярском крае уровень формирования культуры такой безопасности остается на низком уровне. Большая часть жителей не обладает элементарными знаниями в области вопросов воздействия ионизирующего излучения на человека и окружающую его среду [4].
Мы считаем, что одной из причин такого низкого уровня грамотности в этой области является неэффективность преподавания вопросов радиационной безопасности в школе. На уроках ОБЖ внимание в основном уделяется действиям в условиях аварии на радиационно-опасном объекте, тогда как в первую очередь речь должна идти о безопасности в обычной жизни.
Целью занятий по теме «радиационная безопасность» должно стать формирование знаний, навыков, умений учащихся в области защиты от неблагоприятного воздействия ионизирующего излучения. Необходимо изменить и используемые методы обучения.
Мы провели педагогический эксперимент, целью которого было доказать эффективность применения инновационных методов обучения и внеурочной деятельности для формирования культуры радиационной безопасности учеников 10х классов общеобразовательной школы (на примере школы № 103 г. Железногорска Красноярского края).
Наш эксперимент был условно разделен на три этапа:
Первый — выявить уровень знаний учащихся в области радиационной безопасности и разделить классы на экспериментальный и контрольный. Для оценки уровня подготовки учащихся мы использовали шкалу оценки сформированности знаний.
Рис.1. Шкала оценки уровня знаний
На втором этапе мы проводили занятия с использованием инновационных методов с экспериментальным классом. В частности, мы использовали поисковый метод, организовывали ролевые игры, проводили уроки-экскурсии.
Третий этап заключался в проведении контрольного теста с учениками обоих классов для определения эффективности нашей работы.
В ходе констатирующего теста выяснилось, что уровень знаний учащихся в основном удовлетворительный. Однако в обоих классах отсутствовали ученики с наивысшем уровнем знаний. В целом ученики 10А показали выше результат по сравнению с 10Б. Это связано с тем, что в 10 «А» академическая успешность по данному предмету выше, чем в 10 «Б». По результатам теста 10Б стал экспериментальным, а 10А — контрольным классом.
Рис. 2. Результаты констатирующего эксперимента
На протяжении месяца мы проводили с учащимися занятия по различным темам, касающимся радиационной безопасности:
- влияние радиации на здоровье человека;
- уроки катастрофы в на Чернобыльской АЭС;
- радиационная безопасность в Красноярском крае;
- знаки радиационной опасности и способы защиты от радиации;
- нормы радиационной безопасности;
- правила поведения при аварии на радиационно- и ядерноопасных объектах;
- радиационная безопасность в г. Железногорске.
В ходе этих занятий мы использовали наглядные схемы, рисунки, плакаты, фотографии для более качественного усвоения материала учащимися. Мы также провели два практических занятия («Продукты и радиация» и «Оценка уровня радиации в школе») и дважды организовывали экскурсии во внеурочное время с целью демонстрации учащимся важности проблемы радиационной безопасности и развитию у них навыков защиты от излучения в условиях нормальной жизни (экскурсии в музей Горно-химического комбината и Городской музей (экспозиция «Чернобыльский рубеж», где учащиеся приняли участие в игре «Объект «Укрытие», проводимая работниками музея). Дополнительные занятия проводились в рамках реализации школьного и регионального компонентов базисного учебного плана (курс по выбору учащихся).
По окончании нашего эксперимента мы провели контрольный тест на знания в области радиационной безопасности. Тест показал, что знания учащихся 10Б не только улучшились, но и стали намного превышать показатели 10А. А 10 % учащихся 10Б показали максимально возможный результат по тесту.
Рис. 3. Результаты контрольного эксперимента
Таким образом, в ходе практического исследования мы доказали, что применение инновационных методов обучения и внеурочной деятельности являются эффективным для формирования культуры радиационной безопасности в общеобразовательной школе.
Литература:
1. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
2. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Нормы радиационной безопасности (НРБ-99) СП 2.6.1.758–99 утв. МИНЗДРАВ РОССИИ, 1999
3. Материалы саммита по физической ядерной безопасности 2012 года «Культура физической ядерной безопасности» (www.mid.ru)
4. Постановление Администрации Красноярского края от 12 декабря 1998г. № 85-П «О концепции радиационной безопасности населения Красноярского края»
Ключевые слова
Ролевая игра, ролевая игра, радиационная безопасность, радиационная культура, урок-экскурсия, поисковый методПохожие статьи
К вопросу о необходимости комплексного формирования...
Ключевые слова:экологическая культура, экологическая безопасность, ролевая игра, урок-экскурсия, поисковый метод, внеурочная активность. Природная среда сегодня включена в систему...
Педагогическое обеспечение формирования навыков...
криминальная безопасность, учащийся, формирование навыков, криминальный характер дома, инновационный метод обучения, общеобразовательная школа, криминальный характер, контрольный тест.
Инновационные технологии во внеурочной деятельности
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы. Опубликовано в.
Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников...
Организация учебно-исследовательской деятельности...
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере
Важны использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников [5].
Формирование исследовательских умений у учащихся начальных...
Исследовательский проект — метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении.
Экспериментальная работа по формированию коммуникативных... Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая...
Инновационные методы преподавания в начальной школе
Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования (внеурочную деятельность).
— С. 15-18. Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе [Текст] / Л. С. Виситова...
Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Какие методы и формы использовать в обучении...
Формирование экологической культуры школьников в процессе...
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы
внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир, живая
Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении...
Использование ионизирующих излучений в промышленности...
Совершенствование рентгеновского метода, особенно быстрое внедрение передовых компьютерных технологий, привело к появлению
источники ионизирующих излучений, радиационная безопасность, генераторы излучений, открытые изотопные источники.
Похожие статьи
К вопросу о необходимости комплексного формирования...
Ключевые слова:экологическая культура, экологическая безопасность, ролевая игра, урок-экскурсия, поисковый метод, внеурочная активность. Природная среда сегодня включена в систему...
Педагогическое обеспечение формирования навыков...
криминальная безопасность, учащийся, формирование навыков, криминальный характер дома, инновационный метод обучения, общеобразовательная школа, криминальный характер, контрольный тест.
Инновационные технологии во внеурочной деятельности
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы. Опубликовано в.
Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников...
Организация учебно-исследовательской деятельности...
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере
Важны использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников [5].
Формирование исследовательских умений у учащихся начальных...
Исследовательский проект — метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении.
Экспериментальная работа по формированию коммуникативных... Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая...
Инновационные методы преподавания в начальной школе
Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования (внеурочную деятельность).
— С. 15-18. Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе [Текст] / Л. С. Виситова...
Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Какие методы и формы использовать в обучении...
Формирование экологической культуры школьников в процессе...
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы
внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир, живая
Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении...
Использование ионизирующих излучений в промышленности...
Совершенствование рентгеновского метода, особенно быстрое внедрение передовых компьютерных технологий, привело к появлению
источники ионизирующих излучений, радиационная безопасность, генераторы излучений, открытые изотопные источники.