Автор: Кучумова Екатерина Васильевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.06.2016

Статья просмотрена: 491 раз

Библиографическое описание:

Кучумова Е. В. Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1472-1474.



В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-экспериментальная работа, которая показала эффективность данных условий.

Ключевые слова: умения, исследовательские умения, познавательная активность, мыслительные операции.

Каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

Долгое время нас приучали к тому, что обучение ребенка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании [6].

Проблемам изучения исследовательских умений младших школьников посвящено сегодня достаточно много исследований, их анализ позволяет нам сделать вывод, что исследовательские умения младших школьников включают в себя творческую деятельность, направленную на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Они обеспечивают условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, являются средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяют формировать предметные и общие умения [5]. В контексте нашего исследования будем придерживаться следующего определения: исследовательские умения Л. В. Занков понимает как стремление учащихся к познавательной активности, способности сравнивать, анализировать, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи [4].

При анализе психолого-педагогической литературы обнаруживаются противоречия:

– между необходимостью развития интеллектуальной и творческой личности и недостаточностью сформированности исследовательских умений у учащихся начальных классов;

– между необходимостью формирования исследовательских умений и недостаточностью средств, используемых в практике современной школы.

Выше изложенное позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости обращения к поиску педагогических условий способствующих формированию исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Исследование строилось на предположении о том, что к педагогическим условиям, способствующим формированию исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности, правомерно отнести:

– включение младших школьников в выполнение исследовательских проектов, КТД;

– проведение игр, викторин познавательной направленности.

Исследовательский проект — метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности. Коллективное творческое дело предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими.

При формировании исследовательских умений использовались следующие познавательные игры: игры -конкурсы, игры-путешествия, игры читателей, почемучкины игры и игры-обзоры (игры истории).

С целью проверки эффективности выявленных условий нами была организована опытно-экспериментальная работа. Исследование проводилосьна базе школы МБОУ СОШ № 1 г. Ишима. В эксперименте участвовало 26 учеников 1 класса. Учащиеся были разделены на две группы контрольную и экспериментальную. Численность каждой группы составило 13 человек. Опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента нам необходимо было выделить критерии и показатели уровня исследовательских умений детей младшего школьного возраста (таблица 1).

Таблица 1

Критерии ипоказатели уровня исследовательских умений детей младшего школьного возраста

Критерии

Показатели

Методики

Способность к самостоятельности

Умение самостоятельно работать с источниками информации, искать способы решения поставленных задач.

Методика «Нерешаемая задача»

Познавательная активность

Умение выявлять смысл изучаемого содержания, стремление познать связи между явлениями и процессами, овладение способами применения знаний в измененных условиях

Методика познавательной активности Ч. Д. Спилбергера

Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение)

Овладение умениями анализа, синтеза, сравнения.

Методика «Сравнение понятий»

На основе выделенных критериев и показателей были определены уровни развития исследовательских умений:

Для высокого уровня исследовательских умений характерны: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

Средний уровень исследовательских умений характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

Для низкого уровня характерно: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. Только под руководством учителя.

Результаты констатирующего этапа работы по определению уровня сформированности исследовательских умений учащихся начальных классов показали:

В экспериментальной группе 52 % человек демонстрируют низкий уровень исследовательских умений учащихся начальных классов, а в контрольной группе 45 %.Это характеризует низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности.

45 % (экспериментальная группа), 52 % (контрольная группа) — средний уровень самоэффективности: появление внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями.

У 3 % экспериментальная и контрольная группа — высокий уровень уровня исследовательских умений характерны: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно исследование. Учащиеся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации).

Таким образом, анализируя полученные результаты по методикам, определяющим уровень развития самостоятельности учащихся, познавательной активности и усвоения процессов анализа, синтеза, сравнения, можно сделать вывод о том, что у младших школьников преобладающим является средний и низкий уровень сформированности исследовательских умений.

Это характеризует низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Ученики редко проявляют инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывают идей, предложений, предположений по работе.

Проанализировав данные, полученные в результате исследования, на формирующем этапе мы разработали и реализовали педагогические условия, способствующие формированию исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Контрольный эксперимент показал следующие результаты: 40 % — высокий уровень исследовательских умений, 60 % — средний уровень. Это значит, что учащиеся обладают устойчивыми внутренними и внешними мотивами к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Итоги опытно-экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

Результаты исследования направлены на совершенствование деятельности педагога в аспекте проблемы формирования исследовательских умений учащихся начальных классов.

Литература:

  1. Ведерникова Л. В. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников [Текст] /Л. В. Ведерникова, О. Г. Бырдина, О. А. Поворознюк //Педагогическое образование и наука.- 2014. — № — № 3. — С. 52–55.
  2. Веселкова О. А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: Дисс. … канд. пед. наук. Омск, 2000.
  3. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст]/ И. А. Зимняя. — Ижевск: ИЦПКПС, 2001.- 34 с.
  4. Л. В. Занков. Обучение младшего школьника [Текст]/ Д. Б. Эльконин. — М.: Знания, 2004.- 64 с.
  5. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]/ А. И. Савенков. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.- 128 с.
  6. Сластенин, В. А. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / В. А. Сластенин. — М.: «Ось-89", 2006. — 164 с.
  7. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. — 2003. — № 6. — С. 24–29.
  8. Шумаков, Н. Б. Развитие исследовательских умений личности [Текст]/ Н. Б. Шумаков. — М.: Просвещение, 2011. — 157 с.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательских умений, учащихся начальных классов, ведению исследовательской работы, уровня исследовательских умений, исследовательской деятельности, формирования исследовательских умений, уровень исследовательских умений, исследовательских умений учащихся, сформированности исследовательских умений, формированию исследовательских умений, умений исследовательской деятельности, умений учащихся начальных, изучения исследовательских умений, исследовательских умений характерны, исследовательских умений детей, внеурочной деятельности, младших школьников, низкий уровень, Формирование исследовательских умений, умений детей младшего.

Ключевые слова

умения, исследовательские умения, познавательная активность, мыслительные операции

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос