К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чувасова, А. А. К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы / А. А. Чувасова, Е. В. Киршев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6654/ (дата обращения: 19.04.2024).

Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной деятельности учащихся для закрепления и углубления знаний, практического применения умений, навыков, полученных на уроках.

Ключевые слова:экологическая культура, экологическая безопасность, ролевая игра, урок-экскурсия, поисковый метод, внеурочная активность

 

Природная среда сегодня включена в систему социально-экономических отношений как один из ценнейших компонентов национального достояния. Устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья населения могут быть обеспечены только в условиях благоприятной окружающей среды.

Однако постоянно возрастающие масштабы промышленной деятельности, неравномерность развития регионов и стран, несовершенство применяемых технологий добычи и переработки природных богатств стали причиной глобального экологического кризиса, выход из которого пока не найден.

Негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей оказывают самые различные факторы: загрязнение воздуха выхлопами автотранспорта, загрязнение почвы тяжелыми металлами, загрязнение воды от разливов нефти. Даже продолжительное воздействие негромкого шума, как например, на оживленной улице, может привести к необратимым последствиям для здоровья человека.

Экологическая обстановка в Красноярском крае характеризуется значительным превышением допустимого воздействия человека на различные компоненты окружающей среды. Промышленные центры Красноярска (Лесосибирск, Ачинск, Минусинск, Норильск, Красноярск) входят в приоритетный список городов России с наибольшим загрязнением атмосферного воздуха.

Принимаемые меры по улучшению состояния окружающей среды не приносят ощутимых результатов по причине отсутствия комплексного подхода к решению экологических проблем. На наш взгляд, экономическое стимулирование предприятий по сокращению вредных выбросов, внедрение системы штрафов за загрязнение не будет эффективно до тех пор, пока не изменится отношение человека к окружающей его среде. Иными словами формирование экологической культуры должно стать фундаментом природоохранной политики государства.

Под экологической культурой принять понимать часть общечеловеческой культуры, определенную систему социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы [2].

В свою очередь деятельность по ее формированию называется экологическим просвещением [1], которое складывается из двух взаимосвязанных компонентов:

1) распространения экологических знаний, а также

2) воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов.

Следует отметить, что в современной общеобразовательной школе необходимо создать трехступенчатую модель формирования экологической культуры (рис.1). Такая система обеспечит преемственность знаний учащихся, будет способствовать формированию экологического сознания.

Рис. 1 Задачи формирования экологической культуры учащихся на различных уровнях

 

Необходимо также обратить внимание на своевременное обучение учителей, повышение их квалификации, обеспечение учебными пособиями, наглядными материалами.

Однако первостепенное значение имеют используемые формы организации работы по формированию экологической культуры учащихся. На наш взгляд, правильным будет сосредотачивать внимание не на одной форме, а использовать их сочетание. Так, например, в рамках учебных занятий следует использовать не только традиционные методы обучения, такие как беседа, рассказ, демонстрация, работа с упражнениями, но и инновационные, активные методы обучения.

Однако, на наш взгляд, использование только урочной формы деятельности недостаточно для решения задачи формирования экологической культуры школьников. Именно поэтому мы провели педагогический эксперимент, посвященный вопросам эффективности использования различных форм организации внеурочной деятельности учащихся 9-х классов (на базе общеобразовательной школы № 98 г. Железногорска Красноярского края).

Мы предположили, что использование таких методов как проведение факультативных занятий, экскурсий, ролевых игр будет способствовать более эффективному усвоению экологических знаний и умений, а также воспитанию бережного отношения к окружающей среде.

Наш эксперимент был условно разделен на три этапа: выявление текущего уровня знаний учащихся, проведение занятий с учащимися, и в завершении проведение контрольного теста для определения эффективности нашей деятельности.

Первоначально мы разделили 9-е классы на две одинаковые группы. 9А стал нашим экспериментальным классом, 9Б — контрольным. Для оценки базовых знаний учащихся мы провели тест по экологии, состоящий из 20 вопросов. По его результатам мы сделали вывод об одинаковом среднем уровне знаний учащихся обоих классов (рис. 2)

Рис.2 Результаты констатирующего эксперимента

 

Далее в 9А на протяжении 3 недель мы проводили занятия по актуальным темам, касающимся состояния окружающей среды в стране, крае и России, таким как:

-        Дни защиты от экологической опасности

-        По страницам краевых Красных книг

-        Приведи в порядок свою планету

-        Экологические праздники

-        Экологические проблемы Красноярского края

-        Влияние Красноярской ГЭС на экологию края

-        Экологические проблемы г. Железногорска

Для закрепления полученных на занятиях знаний мы провели две ролевые игры, направленные на изучение процессов взаимодействия окружающей среды и человека, а также созданных им промышленных предприятий. Целью обеих игр было показать учащимся, насколько природа зависит от принимаемых нами решений и сформировать устойчивое понимание того, что каждый поступок так или иначе отражается на окружающей среде.

Нами также были организованы 2 экскурсии для знакомства учащихся с редкими представителями флоры и фауны Красноярского края. После экскурсий была организована игра «Наши Столбы», направленная на закрепление полученных знаний.

По окончании трех недель эксперименты мы провели контрольный тест, результаты которого подтвердили нашу гипотезу об эффективности использования различных форм внеурочной деятельности для формирования экологической культуры школьников.

Рис. 3 Результаты контрольного эксперимента

 

Таким образом, в своей работе мы доказали, что формирование экологической культуры школьников возможно только в условиях сочетания традиционных и инновационных методов обучения и активизации внеурочной деятельности учащихся.

 

Литература:

 

1.                 Авдеев М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой//Успехи современного естествознания.-№ 7.-2009. С.143–145

2.                 Мухамедшина Л. М. О сущности и содержании понятия экологическая культура //Педагогическая наука и практика.-№ 1.-2012. С. 1–5

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Красноярский край, экологическая культура, внеурочная деятельность учащихся, экологическая культура школьников, бережное отношение, железногорск, контрольный тест, экологическая культура учащихся, эффективность использования.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

внеклассная работа, внеурочная деятельность, экологическая культура, внеурочная работа, экологическое воспитание, школьник, природная среда, внеурочное время, младший школьный возраст, природа.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа.

Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Формирование экологической культуры средствами...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность. Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств экологического образования школьников...

Формирование экологической культуры у младших школьников...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа.

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Основными направлениями работы по формированию экологической культуры школьников являются: эколого — просветительская деятельность, организация школьного экологического объединения учащихся, исследовательская работа...

Формирование экологического воспитания и культуры...

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление...

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

внеклассная работа, внеурочная деятельность, экологическая культура, внеурочная работа, экологическое воспитание, школьник, природная среда, внеурочное время, младший школьный возраст, природа.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа.

Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Формирование экологической культуры средствами...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность. Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств экологического образования школьников...

Формирование экологической культуры у младших школьников...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа.

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Основными направлениями работы по формированию экологической культуры школьников являются: эколого — просветительская деятельность, организация школьного экологического объединения учащихся, исследовательская работа...

Формирование экологического воспитания и культуры...

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление...