Библиографическое описание:

Утемова Г. Е. Проектная деятельность как одна из форм построения воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 103-106.

Современные образовательные программы ориентированы на детские сады общеразвивающего типа и не учитывают особенности работы с детьми с речевыми нарушениями. Между тем деятельность педагога в таких группах осложняется не только использованием особых форм и методов работы с детьми с ОНР, координацией деятельности воспитателя и учителя-логопеда, но и построением содержания образовательного процесса на основе лексических тем. Лексическая тема должна проходить через все виды деятельности детей. это создает благоприятные условия для речевой практики и обеспечивает более полное и прочное усвоение программного материала. При этом все дети и воспитывающие взрослые работают над одной и той же темой, содержание которой их объединяет, что способствует развитию детско-взрослого сообщества. Тема выбирается как основной стержень, вокруг которого строится содержание: рассматриваются разные аспекты многообразных явлений действительности.

Изучив исследования различных авторов по данному вопросу и опираясь на свой опыт работы с детьми с нарушениями речи, я пришла к выводу, что наиболее целесообразной формой построения воспитательно-образовательного процесса является метод проектов.

Сущность метода проектов определяется как «способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей» [3]. Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности и опирается на собственный опыт ребенка. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер. Реализация проекта осуществляется в игровой форме. Дети включаются в различные формы творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

Метод проектов интересен прежде всего тем, что он связан с развивающим личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в работе со старшими дошкольниками. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Использование метода проектов предполагает соблюдения некоторых требований:

-          в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

-          результаты проекта (несмотря на его игровой характер) значимы для детей и взрослых;

-          проект обязательно предусматривает детскую самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей и опыта коллективной деятельности, познавательных и творческих навыков.

Последовательность работы при разработке и проведении проекта состоит в следующем:

-          постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей (в логопедической группе цель может исходить из лексической темы);

-          вовлечение детей в решение проблемы — обозначение детской цели;

-          составление плана движения к цели, обсуждение его с родителями;

-          рисование плана-схемы (вместе с детьми);

-          сбор информации, материала;

-          проведение занятий, игр, наблюдений;

-          домашние задания родителям и детям;

-          самостоятельная творческая работа родителей и детей (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы);

-          организация презентации проекта (праздник, открытое мероприятие, КВН, составление книги, альбома).

«Суть проекта — в свободе его участников в выражении субъективного мнения, в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы» [4]. Решая познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость и гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых) повышают уверенность в своих силах, побуждают к проверке имеющихся знаний и поиску новых.

Проекты объединяют в одной теме все способы познания. Они дают, с одной стороны, возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен, с другой стороны, побуждают детей к совместному планированию самостоятельной деятельности, к обговариванию и выбору способов познавательной деятельности. Это способствует формированию у детей опыты коллективной деятельности.

Тема проекта может быть определена по инициативе детей, но в условиях логопедической группы она инициируется взрослым (логопедом, воспитателем) согласно лексической темы. При этом целесообразно использовать «модель трех вопросов»: накануне выбора новой темы воспитатель в свободном общении с детьми ведет разговор о том, что они знают по данной теме, что хотят узнать, что нужно сделать, чтобы узнать. Таким образом, воспитатель получает первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, в возможных формах предстоящей работы.

К планированию работы привлекаются и родители. Важно продумать мотивацию, чтобы заинтересовать детей данной темой. Выслушиваются и обсуждаются все идеи детей, рассматриваются и идеи, предложенные воспитателями и родителями. Выбранная тема «работает» в группе от недели до 2–3 недель. В проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта, игры, конкурсы раскрывают творческие способности детей, что позитивно сказывается на их результатах.

Метод проектов значительно повышает эффективность воспитательной и образовательной работы, так как позволяет использовать «обратную связь» с детьми. Придумывая тему, предложенную другими, ребенок учится согласовывать свои интересы с интересами других детей. Предлагая способы познания, виды деятельности он учится инициативе, самостоятельности.

Проектирование обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеры), создает особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Оно способствует формированию у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.

В логопедических группах на детей ложится дополнительная нагрузка, связанная с работой по исправлению дефектов речи. В таких условиях немаловажно, что применение метода проектов позволяет значительно сократить продолжительность НОД, освобождая время для игр, оздоровительных мероприятий. Этот метод предусматривает все формы работы с детьми: НОД, свободная игра, индивидуальная работа, взаимодействие с родителями, которые служат достижению одной цели — полноценному развитию детей, сохранению их физического и психического здоровья.

В качестве примера предлагаю проект «Что за прелесть –эти сказки», который был реализован при прохождении лексической темы «Мы читаем. А. С. Пушкина».

Тип проекта:

Творческий.

Проблема:

Слабое знание детьми творчества детских писателей; недопонимание родителями важности ознакомления детей с русской художественной литературой; недостаточное развитие эмоций у детей.

Цель проекта:

Создание книги «Что за прелесть эти сказки.».. детьми подготовительной логопедической группы.

Задачи проекта:

1.      Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина

2.      Развивать у детей интерес к русской художественной литературе.

3.      Способствовать развитию у детей эмоций, интереса к театральной деятельности.

4.      При выполнении иллюстраций к сказкам побуждать детей использовать различные известные им техники рисования и аппликации.

5.      Развивать у детей навыки сотрудничества.

6.      Привлечь родителей к участию в жизни группы.

Участники:

Дети подготовительной логопедической группы и их родители.

Длительность проекта: 2 недели.

Подготовительный этап:

1.      Анкетирование родителей «Какие книги Вы читаете дома с детьми».

2.      Презентация «Биография и творчество А. С. Пушкина».

3.      Чтение сказок «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде». Обсуждение с детьми главной идеи произведений.

4.      Рассматривание иллюстраций Конашевича к сказкам А. С. Пушкина.

5.      Творческий рассказ «Мертвая царевна».

6.      Составление рассказа — описания: Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане», Сварливая старуха («Сказка о рыбаке и рыбке»;

7.      Заучивание отрывков из произведений «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила».

8.      Театрализованная игра по «Сказке о рыбаке и рыбке».

9.      Разгадывание кроссвордов по сказкам.

10.  Викторина по сказкам А. С. Пушкина.

11.  Рисование «Золотая рыбка» с использование нетрадиционных способов рисования моря.

12.  Аппликация обрыванием «Лебедь белая плывет) (коллективная работа).

13.  Лепка «Приплыла к нему рыбка, спросила…» (пластилинопластика).

14.  Конструирование с использованием природного материала «Золотая рыбка».

15.  Д/и «Что сначала, что потом» по сказкам А. С. Пушкина;

16.  Настольная игра «Поймай золотую рыбку»;

17.  Подвижные игры «Невод и золотые рыбки», «Море волнуется».

Коррекционная работа:

-          пальчиковая гимнастика «Рыбка»;

-          штриховка изображения парусника, белочки, золотой рыбки, золотого петушка;

-          выкладывание из палочек золотой рыбки, корабля;

-          рисование по клеточкам «Золотая рыбка», «Корабль царя Гвидона», «Белочка», «Лебедь»;

-          игра на координацию речи с движением «Рыбка золотая»

-          игра малой подвижности (с мячом) «Подскажи словечко»;

-          составление картинок из кубиков «Сказка о царе Салтане»;

-          слоговой анализ слов из «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане». Подбор слов к схемам;

-          звуковой анализ слов из «Сказки о золотом петушке». Работа на магнитной доске;

-          д.и. «Слово рассыпалось» (по сказкам);

-          подготовка руки к письму: волны на море, рисование чешуи золотой рыбки, паруса у корабля.

Работа с родителями:

-          оформление выставки книг «Сказки А. С. Пушкина»;

-          привлечь к совместной с детьми работе по иллюстрированию сказок (домашнее задание);

-          изготовление костюмов и атрибутов для театрального вечера;

-          заучивание дома понравившихся отрывков из произведений А. С. Пушкина для конкурса чтецов.

Основной этап:

1.                  Каждый ребенок делает странички — иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, используя различные знакомые ему техники рисования или аппликации (самостоятельно или вместе с родителями).

2.                  Воспитатель совместно с логопедом и музыкальным руководителем готовит с детьми отрывки из сказок А. С. Пушкина для театрального вечера.

Заключительный этап:

Презентация книги «Что за прелесть эти сказки».

Театрализованное представление по сказкам А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне».

Конкурс чтецов: чтение отрывков из сказок А. С. Пушкина, заученных дома.

Схема реализации проекта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Познавательное развитие

Презентация «Биография и творчество А. С. Пушкина»

Разгадывание кроссвордов по сказкам А. С. Пушкина

Викторина по сказкам А. С. Пушкина

Математика:

Составление и решение задач по сюжету «Сказки о царе Салтане».

Рисование по клеточкам персонажей сказок: золотая рыбка, белочка, парусник, лебедь.

Игры:

Занимательный треугольник (рыбка, звезда, заяц, ель, золотой петушок)

Танграм (заяц, белка, рыбка, корабль).

Сложи узор (персонажи сказок А. С. Пушкина).

Математический планшет (персонажи сказок А. С. Пушкина).

1

2

3

4

Коммуникативно-личностное развитие

Обсуждение главной идеи сказок, поступков героев, черт их характера.

Развитие навыков сотрудничества:

·                    Д/у «Угадай героя сказки» (работа в парах).

·                    Распределение ролей для театрализованного представления по сказкам А. С. Пушкина (обговаривание способа распределения, его обоснование).

·                    Составление совместного плана по изготовлению книги «Что за прелесть эти сказки…».

Театрализованная игра по «Сказке о рыбаке и рыбке».

Театрализованное представление по сказкам А. С. Пушкина.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Речевое развитие

Чтение: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о попе и работнике его Балде».

Творческий рассказ «Мертвая царевна».

Составление рассказа — описания: Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане», Сварливая старуха («Сказка о рыбаке и рыбке»;

Заучивание отрывков из произведений «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила».

Грамота:

слоговой анализ слов из «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане».

—звуковой анализ слов из «Сказки о золотом петушке». Работа на магнитной доске.

— д.и. «Слово рассыпалось» (по сказкам).

— печатание предложений по сюжетам сказок.

1

2

3

4

5

6

7

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций Конашевича к сказкам А. С. Пушкина.

Рисование «Золотая рыбка» с использование нетрадиционных способов рисования.

Аппликация обрыванием «Лебедь белая плывет) (коллективная работа).

Лепка «Приплыла к нему рыбка, спросила…» (пластилинопластика).

Конструирование с использованием природного материала «Золотая рыбка».

Рисование страничек-иллюстраций для книги «Что за прелесть-эти сказки» с использованием нетрадиционных способов (макароны, бусы, крупа, семечки). Обговаривание с каждым ребенком сюжета и способа выполнения.

Разучивание на металлофоне мелодии «Во саду ли в огороде».

1

2

3

4

5

Физическое развитие

Разучивание комплекса ОРУ по сказкам А. С. Пушкина.

Игра на координацию речи с движением «Рыбка золотая».

Подвижная игра «Невод и золотые рыбки».

Игра малой подвижности с мячом «Подскажи словечко».

Подвижная игра «Море волнуется».

Литература:

1.                  Данюкова А. Вы любите проекты? — Обруч № 4/2001.

2.                  Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию.- Дошкольное воспитание № 3/2003.

3.                  Кларина Л. Общие требования к организации процесса познавательно-продуктивной деятельности детей и развития их деятельностно-практического опыта.– СПб, 1999.

4.                  Сборник. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. — М., 2003.

5.                  Свирская Л. Дорогой малокомплектный. — приложение к журналу Детский сад со всех сторон № 43,44/2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle