Библиографическое описание:

Алешина Е. В. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 113-115.

Современное школьное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «школа — семья — социум», способствующего качественной подготовке ребенка к обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.

Современная школа — центр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья», для созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса.

В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить:

-          взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения,

-          социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Составляющей частью основной общеобразовательной программы школы является программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся «Школа Успеха». Частью данной программы является проект «Взаимодействие школы и управляющего совета с учреждениями социума», представляющий конкретный вариант вовлечения школьного учреждения в систему социального партнерства.

Цель проекта: использовать возможность социума для расширения возможностей развития и воспитания обучающихся.

Задачи:

1.         Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания.

2.         Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.

3.         Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим.

4.         Обеспечение психо-эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.

Предполагаемый результат:

1.         Создание системы взаимодействия школы с учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов.

2.         Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.

3.         Структура управления образовательной организации, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социо-культурного потенциала социума города в создании единой воспитательной системы.

4.         Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

Характер взаимодействия школы и социума зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.

К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей.

Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе.

Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях:

-          Информационное;

-          Образовательное;

-          Культурно-просветительское;

-          Лечебно-профилактическое;

-          Профориентационное.

-          Информационное:

За период с сентября 2012 г. по февраль 2014 г. проведены общешкольные родительские собрания на темы: «Безопасность детей»; «Роль родителей в формировании здорового образа жизни у учащихся»; «Формирование толерантности у обучающихся, здорового образа жизни»; «Здоровье в твоих руках», «Взгляд в будущее»; «Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернете»; «Здоровое поколение — наше будущее»; «Комплексные меры по противодействию экстремизму, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии, укрепления толерантности среди учащихся»; «Семья как социальная и нравственная ценность». В проведении родительских собраний помогают Управляющий совет и совет Отцов. А также социальные партнеры: Центр Здоровья для детей, Центральная городская больница, Психонаркодиспансер, наркоконтроль, Центр «Доверие» и др.

Образовательное:

Координация действий по организации учебно-воспитательного процесса школы:

-          учебная деятельность,

-          воспитательная деятельность: предоставление информации, сдача отчётов, участие в конкурсных мероприятиях.

-          Предоставление характеристик и актов обследования жилищно-бытовых условий опекаемых,

-          Работа с неблагополучными семьями, защита имущественных прав детей.

-          Участие в мастер-классах, экскурсии, тематические уроки, классные часы, дискуссии и др. формы работы в рамках сотрудничества.

В этом нам помогают координировать деятельность Департамент образования муниципального образования г.Ноябрьска, Комиссия по делам несовершеннолетних. Также социальными партнерами в этом направлении являются: Центр интеллектуального развития «Ювента», Центр детского творчества, Музейно-ресурсный центр, Музей воинской славы, НОУ «Уральский региональный экспериментальный учебно-научный комплекс» в г.Белорецке (математический лагерь) и др.

Культурно-просветительское:

Это совместные мероприятия такие как: Фестиваль народов России, Мира, Ярмарочные гуляния, в старину едали деды, Фестиваль приключений, фестиваль «Жизнь без иллюзий», Уроки фольклора, тематические праздники, походы в кинотеатр, и др. мероприятия культурно-просветительского характера.

В этом вопросе социальными партнерами являются культурные центры и подростковые клубы: Центр Досуга «Нефтяник», Центр национальных культур, Дворец культуры и кино «Русь», подростковые клубы «Поиск», «Ровесник», «Центр спортивных мероприятий и физически-массовой работы.

Лечебно-профилактическое:

Это диагностика здоровья учащихся, профилактическая работа, уроки здоровья. В этом направлении у нас налажено очень тесное сотрудничество с Центром здоровья для детей.

Также реализуются программы профилактического характера совместно с Центром «Доверие»:

-          Формирование духовно-нравственных ценностей и профилактика экстремизма у старших подростков «Учусь быть толерантным» (7 классы);

-          Профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи «Рожденные жить» (8 классы);

-          Профилактика ПАВ с детьми, подростками и молодежью «Уходим на рекламу» (6,9 классы);

-          Родительский лекторий «Как уберечь детей от наркотиков»;

-          Круглый стол «Правда о наркомании»;

-          Программа для родителей по профилактике ПАВ с детьми, подростками и молодежью «Мы вместе».

Профориентационное:

-          Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

-          Консультации по выбору профиля обучения, анкетирование;

-          Организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия);

-          Встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.

В данном направлении наши помощники, социальные партнеры: Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий, Ноябрьский институт нефти и газа, филиал Тюменского государственного университета, Центр занятости, Центр доверие, организации: филиал Ноябрьских электрических сетей ОАО «Тюменьэнерго», ООО «КРС-Сервис», ООО «Газпром добыча Ноябрьск», ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск» и др.

Хочется отметить, что и наша школа отвечает социальным партнерам взаимностью: выставка рисунков в филиале Ноябрьских электрических сетей ОАО «Тюменьэнерго», праздничные поздравления наших социальных партнеров, статьи о взаимном сотрудничестве на сайте школы, в средствах массовой информации.

В настоящее время трудно самостоятельно одной организации решать какую-либо задачу или проблему. И поэтому, возникает необходимость поиска единомышленников и помощников, то есть партнеров.

Партнерство должно быть осознанное, добровольное, взаимовыгодное, целенаправленное. Наше социальное партнерство предоставляет институтам социума стать более активными участниками в делах школы, в вопросах софинансирования, в расширении доступности образования и повышения его эффективности.

Литература:

1.                 Заславская О. Вертикаль управленческих идей, способствующих устойчивому развитию образования. // Журнал «Народное образование» — 2006. — № 2 — с. 43.

2.                 Камалиев Н. З. Социальное партнерство в профессиональном образовании. // Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» — 2005. — № 2 — с. 42–46.

3.                 Савенков А. Секреты жизненного успеха. // Журнал «Директор школы» 2004. — № 10. — с. 48.

4.                 Сухорукова А. С. Управление сотворческими процессами. // Библиотека журнала «Директор школы», 2000. — № 8.

5.                 Филиппова Е. Ф. Социальное партнерство — условие развития школы. // Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» — 2004. — № 6 — с. 38–41.

6.                 Фомина Е. Общественно-ориентированное образование и общественно — активные школы в России. // Журнал «Народное образование» — 2005. — с.32–36.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle