Библиографическое описание:

Скворцова С. О. Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 224-226.

В данной статье рассматривается значение физического воспитания для студентов заочной формы обучения и необходимость итогового тестирования, как средства формирования физкультурно-образовательной компетентности.

Ключевые слова: студенты заочной формы обучения, педагогический процесс, здоровье, итоговое тестирование.

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, внедрение современных информационных технологий предполагает по-новому выстраивать образовательный процесс в высших учебных заведениях, дополняя и совершенствуя традиционные формы и методы обучения.

Государственный образовательный стандарт предусматривает занятия по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочной формы обучения. Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности.

Заочное обучение — форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. Заочное образование актуально в современных экономических условиях, так как позволяет найти человеку компромисс между стремлением к повышению своего образования и необходимостью достижения материального благополучия. Общепризнанной является концепция непрерывного образования, или образования через всю жизнь. В условиях стремительного интеллектуального развития цивилизации только постоянное обучение может гарантировать конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

В целом, считается, что система заочного образования ориентирована на людей, которые уже выбрали направление своей профессиональной деятельности. Следовательно, такие люди самостоятельно формируют свои образовательные потребности в рамках планирования своей карьеры. В таких случаях вопрос мотивации в обучении определяется необходимостью профессионального и карьерного роста. При этом к студенту — заочнику предъявляются особые требования — самодисциплина, чувство ответственности, способность к вдумчивой и интенсивной самостоятельной работе.

Цель заочного отделения — подготовка без отрыва от производства конкурентоспособных специалистов в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Основными направлениями работы по заочной форме обучения являются:

-       помочь реализовать студентам-заочникам свои образовательные интересы без отрыва от работы;

-       подготовить специалистов умеющих ориентироваться в современном образовательном социуме.

Первоочередная задача заочного отделения состоит в том, чтобы освоить образовательную программу в нормативный срок и с высоким качеством, позволяющим будущему выпускнику иметь карьерный рост в современных реалиях.

Физическая культура как учебная дисциплина решает обучающие, воспитательные и оздоровительные задачи. Реализация этих задач должна обеспечить психофизическую готовность студентов к более качественной профессиональной деятельности.

Важно отметить и по достоинству оценить роль физического воспитания, которое следует рассматривать не только как педагогический процесс формирования телесности, но и как комплекс средств для получения специальных знаний, как результат деятельности педагога и воспитуемого, как систему установок, норм, правил поведения, здорового стиля жизни.

Неоспоримым качеством, которое лежит в основе успешного формирования социально активной личности, является состояние её здоровья. Однако следует отметить, что для современного периода развития общества, наоборот характерно резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья, понижение резервов жизнедеятельности человека. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической её разработки.

А. Г. Щедрина предлагает следующую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции» [2, с.78].

Обучение на заочном отделении по дисциплине «Физическая культура», с одной стороны предполагает непрерывность физкультурного образования, а с другой вызывает целый ряд проблем, связанных с неоднородностью сформированных учебных групп: разные возрастные категории, физическая подготовленность, отсутствие медицинского осмотра данного контингента студентов.

Возраст студентов заочного отделения 18–60 лет, нам необходимо обозначить два периода, которые отличаются по особенностям двигательной активности. Первый возрастной интервал 18–35 лет, и второй — 36–60 лет. В первом периоде человек сохраняет высокий уровень тренируемости двигательной функции, выносливость и силовые возможности. Во втором периоде наступает медленное снижение уровня физического потенциала человека. Характер физической активности студентов этой возрастной группы во многом определяется особенностями учебной и трудовой деятельности, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка. Принцип физической подготовки людей зрелого возраста — разнообразие используемых упражнений при невысокой интенсивности тренировочных нагрузок. [1,c.106].

Структура и содержание учебного процесса для студентов заочного отделения, так же как и для учащихся дневного отделения, построена на основе чёткой взаимосвязи между теоретическими знаниями и практическим их применением. Теоретическая часть предусматривает проведение лекций, семинаров. Практическая часть направлена на совершенствование физической подготовленности, проведение самотестирования, обучение выполнению целенаправленных комплексов физических упражнений связанных с профессиональной деятельностью. Но наибольшее количество часов у студентов- заочников отдано на самостоятельную работу, которая может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на образовательную подготовку студентов.

Становление специалиста, соответствующего требованиям современного рынка труда и востребованного на нём, определяется успешностью реализации компетентностного подхода к обучающей деятельности. В частности, кафедра физического воспитания, организуя учебно-познавательный процесс в условиях экономического вуза, направляет усилия на развитие у студентов тех компетенций, которые позволяют им владеть знаниями и средствами физической культуры на уровне сформулированной в рабочей программе цели с актуализацией в профессиональной подготовке. В интерпретации отечественных авторов даётся следующее определение: «Компетенция представляет собой сложное, интегрированное понятие, характеризующее способность человека реализовывать весь свой потенциал (знания, умения, личностные качества) для решения профессиональных и социальных задач в определённой области» [3, с.157].

Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление теоретических знаний и их практическое использование в жизненных ситуациях. Задача преподавателя в данной ситуации, обучить методике восприятия, переработке и выбора из огромного потока информации наиболее значимого и существенного, самоорганизации, чтобы формирование умений и навыков самостоятельной работы протекало впоследствии на осознанной основе.

Так, М. Я. Виленский считает, что ориентация образовательного процесса должна быть направлена на личностный рост его субъектов, поиск в действиях как педагогов, так и студентов позитивного эффекта в развитии на основе самоактуализации и самосовершенствования, позволяющих проявлять творчество, инициативу, рефлексивность. [2, с.191]. Эффективность сотрудничества между преподавателем и студентами будет успешной при наличии обратной связи, как основы для непрерывного совершенствования, преподносимого обучающего материала, что в целом способствует формированию физкультурно-образовательных компетенций.

В своей деятельности мы ориентируемся на активную самостоятельную работу студентов, которая возможна только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор — дальнейшая эффективная профессиональная деятельность. Наша задача, научить студентов осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания.

Как промежуточный контроль самостоятельной работы, студентам, необходимо было сдать контрольную работу по заранее предложенной тематике. А контролем остаточных знаний по дисциплине «Физическая культура», было тестирование включающее вопросы из всего теоретического и практического курса, которое позволило определить уровень формирования физкультурно-образовательной компетентности студентов.

Систематические занятия физическими упражнениями, возрастные особенности, индивидуальные личностные установки, социальная среда — всё это определяет развитие мотивации для занятий физической культурой в любой возрастной категории. Самосовершенствование, побуждает человека к устранению недостатков телосложения, овладению жизненно важными двигательными навыками, душевному равновесию, чувству коллективизма, воспитывает умение в сложных жизненных ситуациях принимать правильные и продуманные решения.

Литература:

1.                  Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого /В. К. Бальсевич — М.: Физкультура и спорт, 1988.- 208 с.

2.                  Виленский М. Я., Горшков,А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие/ М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. — М.: Гайдарики, 2007. — 218с.

3.                  Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе государственных образовательных стандартов / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун и др.-М.: МИПК МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009.- С.157.

4.                  Щедрина А. Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, экологические аспекты /А. Г. Щедрина — Новосибирск, ООО «Альфа-Виста», 2007. — 144 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle