Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 15.11.2016

Статья просмотрена: 11470 раз

Библиографическое описание:

Коршунова, О. С. Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности / О. С. Коршунова, Л. Н. Роледер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 558-560. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35189/ (дата обращения: 25.04.2024).



Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности

Коршунова Ольга Сергеевна, доцент;

Роледер Людмила Николаевна, старший преподаватель

Новосибирский государственный университет экономики и управления

В статье рассмотрены перспективы введения элективных курсов по физическому воспитанию студентов. Затронуты вопросы о проблемах, возникающих на пути в этом направлении — развитии эффективного физического воспитания в вузах, на примере Новосибирского государственного университета экономики и управления.

Ключевые слова: эффективность процесса, физическое воспитание, физкультурно-спортивная деятельность, студенты

Пассивное отношение студентов к практическим занятиям по физической культуре заставляет искать новые пути приобщения молодежи к активной двигательной активности, предусмотренной учебными планами высшей школы. Особенно актуально стоит этот вопрос, поскольку наблюдается отрицательная динамика в состоянии здоровья и показателей физической подготовленности студентов начальных курсов. Возникает необходимость повышения эффективности образовательного процесса по физической культуре. Элективные курсы, как спортивно-ориентрованное физическое воспитание, в основе которых лежит учет интересов занимающихся, должны подстегнуть интерес к учебным занятиям по дисциплине — физическая культура. На базе Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления (НГУЭУ) планируется внедрение элективных курсов в учебный процесс студентов уже с первого года обучения.

Возможности спортивной базы университета и специализации преподавательского состава позволяют организовать учебный процесс по следующим спортивным направлениям: спортивные игры (баскетбол, волейбол), легкая атлетика, плавание, пауэрлифтинг, фитнес-аэробика, настольный теннис группы общей физической подготовки.

Приоритет в развитии физкультурно-оздоровительного направления — должен быть выбран самостоятельно каждым студентом. Учитываются личностные приоритеты: желание, интересы, умения. Элективная дифференциация должна стать основой спортивно-ориентированного физического воспитания, должна приобщить студентов к ценностям физической культуры, сформировать внутреннюю потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Консолидированные усилия администрации вуза, преподавателей кафедры, тренеров специальных отделений должны принести, ожидаемый результат: формирование целостной системы физического и спортивного воспитания молодежи. Физическая активность должна стать способом самовыражения, быть эмоционально и эстетически привлекательной [1]. Особое внимание следует уделить студентам первого курса, используя последнюю возможность в рамках образовательной системы изменить негативные установки, приобретенные на предыдущих этапах обучения.

Возможности нашего университета (НГУЭУ) ограничены в плане материальной и технической базы физкультурно-спортивного комплекса. Количество студентов первокурсников, поступивших в этом учебном году в НГУЭУ, составляет более 800 человек. Из такого количественного объема трудно сформировать эффективные спортивно направленные группы, с качественной учебно-спортивной нагрузкой.

Позитивным изменением в этом направлении можно считать внедрение в учебный процесс студентов первокурсников лекционного курса в начале учебного года. Теоретические занятия включали в себя и тестирование по итогам прослушанного материала. Преподаватели могли оценить усвоение студентами прослушанное лекции, провести собственное исследование по проведенному тестированию. В частности было проведен опрос у студентов о приоритетах дифференциации физической нагрузки. По результатам проведенного опроса из 100 % первокурсников предпочли бы заниматься избранными видами физкультурной деятельности 74 %, 12 % не определились, 9 % хотели бы избежать практические занятия по физическому воспитанию (по состоянию здоровья) и только 5 % предпочитают занятия по традиционной системе академических занятий.

Но в идеале, введение элективной дифференциации, должно быть поэтапным. Первокурсники должны заниматься в академических группах, на учебных практических занятиях по физической культуре, где смогут: апробировать свои возможности, адаптироваться к новой организации физкультурно-спортивной деятельности в высшем учебном заведении. Данный период может быть рассмотрен как возможность определиться с выбором дальнейшей спортивной ориентации на последующих курсах. Студенты адаптируются в стенах вуза, познакомятся с требованиями тренерско-педагогического коллектива, поймут какой вид физкультурно-спортивной деятельности, предпочтителен для них в НГУЭУ.

После лекционного курса студенты прошли традиционный медицинский осмотр с целью определения их в специальные медицинские группы по состоянию здоровья. К занятиям в спортивно-ориентированных секциях кафедры физического воспитания и спорта допускаются студенты основной и подготовительной медицинских групп. Возникает дилемма, как сформировать группы по элективному физическому воспитанию без причинения возможного вреда здоровью, студентов специальной медицинской группы. Как правило, студенты пишут заявление о принятии их в спортивно-направленную учебную тренировочную группу, не учитывая собственное состояние здоровья, ответственность за них берет на себя тренер преподаватель избранной секции. В то время, как при традиционном учебном процессе в академических группах, студенты специальной медицинской группы занимаются с отдельным преподавателем. По окончанию первого курса, студенты смогут объективно оценить свои возможности, и формирование учебно-тренировочных групп на старших курсах, будет практически оправданным и осознанным. За первый год обучения будет сформирован достаточный уровень знаний, умений в избранном виде спорта. Сформирован спортивный стиль жизни, включающий в себя осознанную потребность к двигательной активности.

В 2015–16 учебном году, кафедрой физического воспитания и спорта был освоен гранд, полученный для исследовательской деятельности по теме: «Развитие психолого-педагогических технологий в системе физического воспитания и саморазвития студентов экономического вуза» Проведенное исследование позволило достоверно оценить индивидуально-психологические особенности студентов нашего университета, позволило создать программы совершенствования профессионально значимых качеств избранной специализации. Таким образом, появилась возможность подходить к образовательному процессу физического воспитания с обоснованными результатами научно-исследовательской деятельности. Использовать совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия, направленного на повышения уровня знаний информированности, практических навыков по рациональному двигательному режиму с учетом профессиограммы будущих выпускников. Введение спортивно ориентированного физического воспитания уже с первого курса не позволит в полной мере использовать разработанные технологии. Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки направленной на выполнение программных зачетных нормативов является базисом системы физического воспитания [2]. Наиболее оптимально вводить элективное физическое образование со второго курса. Этот учебный период будет направлен на совершенствование выбранной спортивно-направленной двигательной активности в рамках образовательного учреждения. От того, насколько осознанным будет выбор, который сделают студенты, сможет ли выбранный вид двигательной активности удовлетворить его интересы и потребности самореализоваться и самоутвердиться в своем кругу, будет зависеть его дальнейшая включенность в спортивную жизнь [3].

Современная организация спортивной деятельности, на основе новых форм учебно-воспитательного процесса, сформирует спортивную культуру студента, мотивацию и интерес к спортивному стилю в жизни в дальнейшем. Множество мнений о целесообразности развития и применения новых методологических систем в образовательном пространстве физического воспитания и образования в высшей школе дает повод и возможность доказать эффективность движения в этом направлении. [4] Модернизация физического воспитания принесет ожидаемые результаты. Выпускники нашего университета будут активно применять полученные знания на практике, что в свою очередь будет влиять не только на эффективность и продолжительность профессиональной деятельности, но и на качество жизни в целом.

Литература:

  1. Коршунова О. С. Векторы развития дисциплины «физическая культура " в высшей школе//Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт -Петербург, январь 2014г.). -СПБ.: Заневская площадь, 2014. -с. 161 -163.
  2. Шмер В.В Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции в трех томах, ответственный за выпуск: А. В. Плитченко, Н. А. Шиленко. 2014г. С340–343.
  3. Пешкова Н. В. Спортивная ориентация студентов процессе реализации спортизированного физического воспитания в вузе./Н. В. Пешкова// Теория и практика физической культуры.- 2016.-№ 4.-С 21.
  4. Коршунова О. С. Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе // Молодой ученый. — 2015. — № 5. — С. 599–603
Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, студент, возможность, занятие, курс, Новосибирский Государственный Университет, состояние здоровья, физкультурно-спортивная деятельность, высшая школа.


Похожие статьи

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Физическое воспитание в вузе, взяв на себя функции физкультурного образования курсантов (студентов), реализует свою педагогическую сущность и усиливает роль физической культуре в повышении общекультурного уровня будущих специалистов.

Формирование физической культуры студентов

Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровый образ жизни, физическая подготовка, мониторинг.

Теоретические знания сообщаются студентам на практических занятиях в форме бесед. Физкультурные знания студентов могут серьезно углубиться за...

Эффективность физического воспитания студентов при...

В статье рассмотрены преимущества элективного физического воспитания и образования в высшей школе. Обозначена роль самостоятельного спортивно-ориентированного выбора студентов.

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

физическая культура, занятие, студент, специальная медицинская группа, упражнение, I-III, физическое воспитание, вуз, девушка, физическая подготовленность.

Адаптация элективного физического воспитания...

Ключевые слова: спортивно-ориентированное физическое воспитание, эффективность процесса, физкультурно-спортивный комплекс, студенты. Элективные курсы, как спортивно-ориентрованное физическое воспитание...

Роль физической культуры и спорта в воспитании личности...

Ключевые слова: физическая культура, студенты, спорт, личность, здоровье, здоровый образ жизни, воспитание.

Занятия спортом кроме повышения двигательной активности студента, призваны воспитывать такие жизненно необходимые качества как: лидерство...

Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация...

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт, занятие, вуз, занятие спортом, здоровый образ жизни.

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов...

Современное общество, его высочайшие темпы развития и информационная насыщенность предъявляют все более жесткие требования к подготовке специалиста, конкурентно способного на рынке труда, готового к социальной и профессиональной деятельности.

Похожие статьи

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Физическое воспитание в вузе, взяв на себя функции физкультурного образования курсантов (студентов), реализует свою педагогическую сущность и усиливает роль физической культуре в повышении общекультурного уровня будущих специалистов.

Формирование физической культуры студентов

Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровый образ жизни, физическая подготовка, мониторинг.

Теоретические знания сообщаются студентам на практических занятиях в форме бесед. Физкультурные знания студентов могут серьезно углубиться за...

Эффективность физического воспитания студентов при...

В статье рассмотрены преимущества элективного физического воспитания и образования в высшей школе. Обозначена роль самостоятельного спортивно-ориентированного выбора студентов.

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

физическая культура, занятие, студент, специальная медицинская группа, упражнение, I-III, физическое воспитание, вуз, девушка, физическая подготовленность.

Адаптация элективного физического воспитания...

Ключевые слова: спортивно-ориентированное физическое воспитание, эффективность процесса, физкультурно-спортивный комплекс, студенты. Элективные курсы, как спортивно-ориентрованное физическое воспитание...

Роль физической культуры и спорта в воспитании личности...

Ключевые слова: физическая культура, студенты, спорт, личность, здоровье, здоровый образ жизни, воспитание.

Занятия спортом кроме повышения двигательной активности студента, призваны воспитывать такие жизненно необходимые качества как: лидерство...

Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация...

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт, занятие, вуз, занятие спортом, здоровый образ жизни.

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов...

Современное общество, его высочайшие темпы развития и информационная насыщенность предъявляют все более жесткие требования к подготовке специалиста, конкурентно способного на рынке труда, готового к социальной и профессиональной деятельности.

Задать вопрос