Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 06.05.2014

Статья просмотрена: 403 раза

Библиографическое описание:

Митченко Т. Ю. Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 174-175. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5598/ (дата обращения: 18.08.2018).

В настоящее время система заочного обучения в стране во многом уступает очной форме и нуждается в серьезной корректировке. Для людей, нацеленных на результат, ответственных и умеющих работать самостоятельно, заочное отделение может быть весьма эффективным. Это подтверждает опыт работы отделения заочного обучения Якутского торгово-экономического колледжа.

Учебный процесс по заочной форме включает в себя следующие виды учебной работы:

-                        обзорно-установочные занятия;

-                        учебная работа студентов-заочников в межсессионный период по самостоятельному изучению предметов, выполнению домашних и курсовых работ согласно учебному графику;

-                        лабораторно-экзаменационные сессии;

-                        практическое обучение (практика для получения первичных профессиональных навыков, практика по профилю специальности, стажировка);

-                        государственная итоговая аттестация.

При проведении обзорно-установочной сессии охват студентов обычно составляет 60–70 %. Студентам из арктических улусов задания высылаются в электронном варианте. В целях оказания помощи студентам при изучении дисциплин проводятся дни заочника.

Первый год обучения студентов-заочников является самым проблематичным с точки зрения адаптации личности к новым условиям. Выявление трудностей, возникающих у студентов-заочников в период адаптации, определение путей их преодоления позволяет повысить академическую успеваемость и качество знаний.

Колледж придерживается следующих принципов организации работы с первокурсниками заочного отделения:

1)   На первом организационном собрании обязательно знакомим студентов с правилами обучения в колледже, указываем на особенности заочного образования, рассказываем об особенностях предстоящего учебного семестра, знакомим с расписанием занятий, зачетов и экзаменов, даем рекомендации по выполнению межсессионных контрольных работ.

2)   Принимая во внимание территориальную удаленность студентов, на сайте колледжа размещаем всю необходимую студентам информацию — расписание консультаций в межсессионный период, нормативные документы, образцы выполнения контрольных работ, электронные варианты методических пособий по дисциплинам.

3)   В каждой группе проходят выборы старост, которые будут оказывать помощь сокурсникам при решении проблем учебного и организационного плана.

4)   В межсессионный период организовываем общие и индивидуальные консультации студентов с преподавателями, о расписании консультаций заранее оповещаем студентов, пишем письма.

5)   Для облегчения самостоятельной работы студентов в библиотеке колледжа хранятся электронные варианты методических указаний для выполнения контрольных, курсовых работ с пошаговыми инструкциями, методическими рекомендациями и рекомендуемой литературой.

6)   В период учебных сессий преподаватели максимально используют новые информационные технологии в обучении: презентации, слайд-лекции, метод проектов, компьютерное тестирование и т. д.

7)   Огромную роль играет психологическая поддержка. Доброжелательность, внимание преподавателей, методистов, администрации колледжа способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса.

Производственная практика для студентов-заочников реализуется в полном объеме. Все этапы производственной практики, предусмотренные государственными требованиями, выполняются в учебной лаборатории и на базах практики.

Преддипломная (квалификационная) практика реализуется студентами по направлению колледжа. Базами практики являются кооперативные организации СПО «Холбос», торговые организации, предприятия индустрии питания, производственные предприятия г. Якутска и районов республики.

По результатам прохождения практики проводится защита отчетов в форме собеседования, конференции, встречи с работодателями и т. д. Практический материал накапливается в учебной лаборатории для дальнейшего использования на занятиях и прохождении практики.

По всем специальностям заочного отделения проводится итоговая государственная аттестация. Итоговая государственная аттестация проводится по форме сдачи междисциплинарного экзамена в три этапа и защиты выпускных квалификационных работ.

Государственная итоговая аттестация включает в себя три этапа:

1.    Теоретический.

2.    Решение сквозной ситуационной задачи с использованием компьютерных программ по разным специальностям.

3.    Решение профессиональной задачи и с использованием компьютерных программ по разным специальностям.

По итогам Государственной итоговой аттестации ежегодно отмечается качественная успеваемость свыше 50 %. Увеличивается количество выпускных квалификационных работ.

Члены государственных аттестационных комиссий отмечают хороший уровень выполнения работ, умение студентов работать с практическим материалом, умение анализировать и разрабатывать рекомендации по улучшению работы предприятий и организаций на материалах которых выполнялись выпускные квалификационные работы.

После анализа достоинств и недостатков заочного обучения можно сделать следующие выводы:

-                        заочная форма обучения и далее будет востребована. Что вполне естественно, так как всегда будут люди, которым необходимо совмещать работу и обучение;

-                        необходимо дальнейшее совершенствование содержания учебного процесса в заочных отделениях;

-                        необходимы специальные учебные и учебно-методические материалы для заочников, в частности более широкое привлечение интернет ресурсов, в частности дистанционного обучения;

-                        необходимо выстроить систему подотчетности между студентами и преподавателями (или руководством направляющего их предприятия). То есть каждый студент должен иметь возможность задать все интересующие его вопросы и получить на них квалификационный ответ;

-                        необходимо более плотное взаимодействие предприятий и учебных заведений, что даст возможность формировать группы обучения непосредственно из сотрудников предприятия, в данном случае мы будем иметь возможность строить изучение программы исходя из потребностей предприятия. Кроме того некоторые из сессий можно проводить на базе предприятия, что позволило бы выстроить взаимодействие между преподавателем и руководством обучающихся в колледже студентов.

Все эти шаги могут помочь в том, чтобы поднять заочное обучение на новый качественный уровень, позволяющий готовить высококвалифицированных специалистов, способных работать в сфере инновационной экономики.

Основные термины (генерируются автоматически): заочное обучение, Государственная итоговая аттестация, студент, работа, учебный процесс, межсессионный период, заочное отделение, производственная практика, итоговая государственная аттестация, практический материал.

Похожие статьи

К вопросу о заочном обучении в СПО | Статья в журнале...

самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая практика, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая деятельность. Особенности организации практического обучения в колледже.

Особенности организации практического обучения в колледже

Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. В ходе практики студенты закрепляют и углубляют знания, полученные в процессе обучения...

Трудности управления заочным техникумом | Статья в журнале...

заочное обучение, Государственная итоговая аттестация. Современные подходы инклюзивного обучения студентов в условиях профессионального образования.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

заочное отделение, заочная форма обучения, студент, физическая культура, самостоятельная работа, физическое воспитание, карьерный рост, итоговое тестирование, заочное образование, образовательный процесс.

Инновационное развития вуза (электронное расписание занятий...)

Образовательный процесс при заочном обучении характеризуется достаточно жестким регламентом без возможности выбора: во времени (установочные занятия, межсессионная работа и экзаменационно-зачетная сессия).

Управление качеством практического обучения студентов...

- совместная работа преподавателя и мастера производственного обучения.

- анкетирование, модернизация системы промежуточной квалификационной и итоговой государственной аттестации.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

· Технология отбора целей самостоятельной работы. Основанием являются цели, определённые Государственным образовательным стандартом...

Формы организации практической работы студентов...

Это выражается в проработке заданий на практику по каждому виду учреждений и организаций, в которых студенты будут проходить практику, составлении индивидуального практического задания для студентов заочной формы обучения...

Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке...

Оренбургский государственный университет.

Основные термины (генерируются автоматически): контроль знаний, процесс обучения, навык, умение, выбор форм контроля, инновационная форма контроля, учебный материал, познавательная деятельность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

К вопросу о заочном обучении в СПО | Статья в журнале...

самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая практика, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая деятельность. Особенности организации практического обучения в колледже.

Особенности организации практического обучения в колледже

Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. В ходе практики студенты закрепляют и углубляют знания, полученные в процессе обучения...

Трудности управления заочным техникумом | Статья в журнале...

заочное обучение, Государственная итоговая аттестация. Современные подходы инклюзивного обучения студентов в условиях профессионального образования.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

заочное отделение, заочная форма обучения, студент, физическая культура, самостоятельная работа, физическое воспитание, карьерный рост, итоговое тестирование, заочное образование, образовательный процесс.

Инновационное развития вуза (электронное расписание занятий...)

Образовательный процесс при заочном обучении характеризуется достаточно жестким регламентом без возможности выбора: во времени (установочные занятия, межсессионная работа и экзаменационно-зачетная сессия).

Управление качеством практического обучения студентов...

- совместная работа преподавателя и мастера производственного обучения.

- анкетирование, модернизация системы промежуточной квалификационной и итоговой государственной аттестации.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

· Технология отбора целей самостоятельной работы. Основанием являются цели, определённые Государственным образовательным стандартом...

Формы организации практической работы студентов...

Это выражается в проработке заданий на практику по каждому виду учреждений и организаций, в которых студенты будут проходить практику, составлении индивидуального практического задания для студентов заочной формы обучения...

Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке...

Оренбургский государственный университет.

Основные термины (генерируются автоматически): контроль знаний, процесс обучения, навык, умение, выбор форм контроля, инновационная форма контроля, учебный материал, познавательная деятельность...

Задать вопрос