Библиографическое описание:

Курданов В. О. Сущность права на защиту прав и свобод человека и гражданина [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 22-25.



В статье освещается понятия и сущность права на защиту прав человека и гражданина, затрагивается вопрос механизмов защиты, право на защиту как самостоятельное субъективное право.

Ключевые слова: сущность права на защиту прав, права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина

Актуальность темы, затрагивающей сущность права на защиту прав и свобод человека и гражданина, обусловлено стремительным изменением геополитической обстановки в мире. Чтобы понять сущность права на защиту необходимо определить его понятие, а также частично затронуть механизмы защиты прав и свобод.

С помощью такого понятия, как «механизм», принято пояснять многие процессы, в том числе процесс защиты прав и свобод человека и гражданина, т. е. его непосредственное действие. Под механизмом понимается система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности или последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление [3].

Защита прав и свобод человека и гражданина — меры предусмотренные законом и направленные на восстановление, признание гражданских прав и защиту при их нарушении. Право на защиту — предоставленная лицу возможность самостоятельного применения или обращения к компетентному лицу для применения мер правоохранительного характера, целью которого является восстановление нарушенного или оспариваемого права.

Правозащитный механизм включает следующие компоненты:

  1. нормативный (совокупность иерархически соподчиненных нормативно-правовых актов);
  2. институциональный (органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны);
  3. инструментальный (совокупность правовых и неправовых средств и способов, используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина).

Механизмы защиты прав и свобод человека обеспечиваются:

  1. внутригосударственными (или национальные) учреждениями и институтами защиты прав и свобод человека. Которые осуществляют конституционный контроль, судебный контроль, административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина и др.;
  2. международными учреждениями и институтами защиты прав и свобод человека это Европейский суд по правам Человека, Организация объединённых наций и др.

В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина:

– система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура);

– система общественных правозащитных организаций (таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения).

Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, — это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека [4].

Механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина толкуется как в широком так и в узком и узкопрофессиональном толковании.

Широкое толкование можно поделить на блоки, первый блок базовый, его ядро составляет человек как высшая ценность демократии. Второй блок — это принципы прав человека: гуманизм, справедливость, равенство, свобода, личная неприкосновенность, прямое действие Конституции и другие. Третий блок — социальные институты и нормативные установления, через которые жизнеутверждающие ценности и принципы прав человека получают непосредственное обоснование, закрепление и осуществление. Четвертый блок — процедурно-контрольный организационно-процессуально упорядочивает отношения в сфере прав человека, создает наиболее благоприятные условия для реализации гражданам прав и свобод, укрепления законности, общественной и личной безопасности. В узкопрофессиональном толковании под механизмом охраны и защиты прав и свобод можно понимать гарантии [2].

Правовое регулирование может осуществляться двумя путями:

1) через правоотношение, то есть через установление взаимных субъективных прав и обязанностей сторон в конкретном правоотношении после его возникновения;

2) вне правоотношения, то есть через установление возможности вступить в конкретное правоотношение и за счёт этого реализовать свои интересы.

Данное деление находит выражение в принципе формального равенства (по сути, это равенство прав на вступление в правоотношения) и в принципе социальной справедливости, направленном на выравнивание фактических неравенств (возникают уже в рамках конкретных правоотношений).

Право на защиту прав и свобод человека и гражданина закрепляется конституционно. В частности, в соответствии с Конституцией РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46).

Право на защиту как самостоятельное субъективное право появляется тогда, когда право существует в правоотношении и ему корреспондирует соответствующая обязанность другого субъекта (государства в лице определенного органа).

В общем, субъективное право можно определить как предоставленную конкретному субъекту меру возможного (дозволенного) поведения в правоотношении, обеспеченную обязанностью другого субъекта правоотношения и гарантированную государством. Причём в этом случае корреспондирующая обязанность может быть прямо и не предусмотрена. Прямое законодательное закрепление субъективного права подразумевает наличие этой обязанности.

В правоотношении право на защиту существует, например, после обращения субъектов предпринимательской деятельности к органам, осуществляющим защиту прав; после применения в отношении них нормативного акта, ограничивающего их право на защиту; после издания в отношении указанных лиц актов ненормативного характера, затрагивающих данное право.

Как любое субъективное право, право на защиту подлежит самостоятельной защите, в частности, путём обжалования отказа суда в рассмотрении дела по существу путём обжалования актов нормативного или ненормативного характера, ограничивающих это право.

За счёт использования субъективного права на защиту прав и свобод реализуется возможность привести в действие аппарат государственного принуждения против обязанного лица в случае неисполнения им своих обязанностей либо защитить свои права самостоятельными действиями.

В состав любого субъективного права входит право требования (т. е. возможность требовать исполнения обязанными лицами их обязанностей). У вещных и исключительных имущественных прав традиционно выделяется еще и правомочие на активные действия (т. е. возможность совершать самостоятельные действия с объектом права).

Право на использование конституционных гарантий осуществления прав и исполнения обязанностей всеми субъектами вытекает из обязанностей государства обеспечить реализацию любым субъектом прав как элементов его правоспособности (правосубъектности). Однако при этом эти обязанности существуют не применительно к конкретному лицу, а в отношении всех потенциальных участников определенных общественных отношений.

В качестве примеров можно привести обязанности государства по созданию и обеспечению функционирования органа, осуществляющего государственную регистрацию предпринимателей, а также судебных органов, где можно защитить свои права и законные интересы, по обеспечению доступности судебной системы, по получению квалифицированной юридической помощи и так далее.

Отличительной чертой этих обязанностей государства является то, что его нельзя напрямую понудить к их исполнению. Например, нельзя предъявить иск о понуждении государства принять какой-либо закон, создать какой-либо орган, установить определенный размер государственной пошлины.

Следует отметить, что понятие защиты не тождественно понятию «осуществление правосудия». Во-первых, защита осуществляется не только в судебном порядке, но и в других формах, а также самостоятельными действиями управомоченного лица, во-вторых, общепризнанной точкой зрения является, что правосудие осуществляют только государственные суды, те же третейские суды являются общественной формой защиты прав.

Как указывалось нами выше защита прав и свобод человека и гражданина в России обеспечивается внутригосударственным и межгосударственным механизмами.

Межгосударственный механизм представляет собой международное сотрудничество государств по соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права, заключению международных договоров в области прав человека и содействию в реализации прав и свобод, гарантированных ими, с использованием международных правовых средств.

В частности, Конституция РФ в ч. 3 ст. 46 закрепила право каждого в соответствии с международными нормами обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Международная защита прав и свобод человека представляет собой «возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если пройдены все судебные инстанции внутри страны» [1].

Функциями контроля над деятельностью государства в сфере защиты прав человека наделены различные межгосударственные органы, составляющие в целом определенную систему, которую дополняют внутригосударственные способы защиты прав и свобод международными способами. Различают:

– универсальные органы (органы ООН):

1) Генеральная Ассамблея ООН, которая согласно Уставу ООН вправе рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находится на рассмотрении Совета Безопасности, и т. д.;

2) Комиссия ООН по правам человека, которая состоит из 18 членов (избираемых на 4 года) и создана для контроля за выполнением государствами-участниками условий Пакта о гражданских и политических правах и двух Факультативных протоколов к нему;

3) Комитет против пыток, который состоит из 10 экспертов и контролирует выполнение Конвенции против пыток, принятой Генеральной Ассамблеей в 1984 г. и вступившей в силу спустя три года, в 1987 г.;

– региональные органы, действующие в рамках какой-либо территории. Так, вступление России в Совет Европы и подписание Конвенции о защите прав человека и основных свобод открыли для наших граждан возможность обращаться с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека.

В связи с ратификацией Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод была учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека. Цель Уполномоченного — защита интересов государства при рассмотрении жалоб на Россию в Европейском суде.

Внутригосударственный механизм обеспечения — это механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в том или ином конкретном государстве.

Права и свободы человека и гражданина в России являются высшей ценностью, вследствие этого, в Конституции обозначены контуры соответствующие мировым стандартам системы обеспечения и защиты прав человека и гражданина. Данная система включает гарантированные Конституцией РФ институты, методы, процедуры и средства обеспечения как конституционных прав человека и гражданина.

Сущностью самого права на защиту является то, что само право должно быть обеспечено государством, иначе провозглашённые права и свободы человека будут эфемерными. Однако, не всегда государственные органы в автоматическом режиме должны «включать» механизмы защиты, руководствуясь принципом диспозитивности зачастую государство должно выждать момент пока какой-либо субъект, самостоятельно не заявит о том, что он поручает государству, привести механизм защиты в действие.

Обеспечением защиты прав и свобод государство занимается на прямую, функции обеспечения возложены на государственные органы, органы местного самоуправления, кроме того данные функции выполняют и добровольное возложившие их на себя негосударственные правозащитные организации, а в случае когда государственные органы не в силах обеспечить защиту прав, или когда оно в силу ряда причин не может их обеспечить, то к их защите подключаются международные организации, выполняющие контрольную функцию за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на наднациональном уровне.

Литература:

  1. Корольков П. А. Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека // Журнал российского права. 2011. № 11. С. 110.
  2. Мордовец А. С. Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 1: Теория государства. М.: Зерцало, 2000. С. 282.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1998. С. 354.
  4. http://jurkom74.ru/materialy-dlia-ucheby/mekhanizm-zashchity-prav-i-svobod-cheloveka

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle