Библиографическое описание:

Гурина А. В. Проблемы социального предпринимательства в России и пути его реформирования [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 91-93.



 

В данной статье поставлены задачи выявить проблемы социального предпринимательства в России, определить все возможные меры его поддержки, как со стороны государства, так и со стороны общества. Обоснована необходимость реформирования социального предпринимательства и предложены варианты его развития.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, примеры социального предпринимательства в России, государственная поддержка, нормативное оформление социального предпринимательства

 

 

«Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы дать человеку рыбу или обучить, как ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль»

(Б. Драйтон, основатель компании «Ашока» — глобальной ассоциации лидеров социального предпринимательства)

Термин «социальное предпринимательство» впервые упоминается в 1960-х годах в англоязычной литературе, посвященной вопросам социальных изменений. В настоящее время определение на уровне закона отсутствует. Существует лишь понятие «социально ориентированная деятельность», — это деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации [1]. В теории, социальное предпринимательство — это новаторская деятельность, направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости.

Выделяются следующие критерии социального предпринимательства:

  1.                социальная миссия (целевая направленность на решение или смягчение социальных проблем);
  2.                предпринимательский подход (способность социального предпринимателя находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом);
  3.                инновационность (новаторство в решении социальной проблемы);
  4.                самоокупаемость и финансовая устойчивость (способность социального предпринимателя решать социальные проблемы за счёт доходов, получаемых от собственной деятельности) [2].

Интерес к социальному предпринимательству вызван тем, что эта идея соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью. Причиной появления социальных предприятий является неэффективность отдельных социальных институтов [3]. Однако в странах с развитой экономикой и высоким уровнем жизни социальное предпринимательство даже более распространено, чем в развивающихся странах. Социальные предприниматели берут на себя задачу решить ряд социальных проблем. Почему? Потому что они живут в своём регионе, видят эти проблемы. Социальное предпринимательство — это самоокупаемая модель: люди создают свою предпринимательскую нишу и работают в ней [4].

В России социальное предпринимательство появилось в конце XIX— начале XX века. Первым отечественным социальным предпринимателем можно считать отца Иоанна Крондштадского, создателяДома трудолюбия, который стал своеобразной «биржей труда» для нуждающихся и обездоленных.

В настоящее время в нашей стране существует множество примеров успешного социального предпринимательства:

  1.                Coccobello

Семейное предприятие по производству крем-меда с ягодами, дающее работу жителям глубинок: бабушки за плату собирают лесные ягоды и передают их в цех предприятия. С расширением производства появились рабочие места для жителей окрестных деревень.

  1.                «Авоська дарит надежду»

Суть данного проекта — изготовление авосек силами работников — инвалидов по зрению в Москве и области, Чувашской Республике и Владимирской области. Проект, прежде всего, направлен на обеспечение самозанятости инвалидов первой группы по зрению. Второй целью предпринимателя является экологическое просвещение — продвижение авоськи, как удобной альтернативы пластиковым пакетам и, соответственно, снижение объемов загрязнения окружающей среды.

  1.                Туристическая компания для инвалидов на колясках ООО «Либерти»

Первая на российском рынке туристических услуг компания, составляющая путешествия по городам России и Европы для инвалидов–колясочников с учетом их ограниченных возможностей. Проект позволяет достигать социальной адаптации инвалидов, изменить общественное мнение по отношению к ним, продвигать образ успешного и самостоятельного человека с ограниченными возможностями, формировать и развивать доступную среду для инвалидов.

На примере данных отечественных проектов можно сделать вывод, что экономическое значение социального предпринимательства очень велико. Оно повышает совокупную экономическую эффективность, так как вводит в экономический оборот ресурсы, которые ранее в таком качестве не использовались. Это касается неиспользуемых материальных и человеческих ресурсов — отходы производства, социально исключенные группы, солидарность и доверие людей, когда они объединены общей целью [5].

Главная проблема социального предпринимательства — вопрос о необходимой государственной поддержке. Одной из ее форм являются субсидии из федерального бюджета на основании приказа Минэкономразвития России от 25.03.2015 N 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». Данным приказом Минэкономразвития определяются условия для получения субсидий и их предельный размер. Кроме того, 15 октября 2015 года Дмитрий Медведевподписал распоряжение о распределении в 2015 году субсидий субъектам Федерации на реализацию региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Общий объем распределяемых из федерального бюджета бюджетам 55 субъектов Федерации составит 621 млн. рублей.

Необходимо также предусмотреть поддержку социальных предпринимателей и на региональном уровне. Например, в Череповце действует НП «Агентство городского развития», учредителями которого являются мэрия города и ОАО «Северсталь». Его задача — содействовать экономическому развитию города Череповца путем поддержки и развития сферы малого и среднего предпринимательства. На базе агентства открыта«Школа социального предпринимательства», главная цель которой — научить всех желающих создавать и развивать свой собственный социальный бизнес. Агентство оказывает финансовую, имущественную, рекламную, юридическую поддержку субъектам социального предпринимательства.

Из негосударственных форм поддержки социальных предпринимателей наиболее известный Фонд «Наше будущее», который способствует широкому распространению идеи социального предпринимательства при формировании позитивного отношения к социальному предпринимательству в обществе. Основными видами поддержки социальных предпринимателей Фондом являются финансовая (займы, гранты и участие в капитале) и консультационная (консультирование по актуальным вопросам деятельности, обучение, содействие в обмене опытом, выстраивание взаимодействия с другими организациями, формирование сообщества социальных предпринимателей и предприятий). Беспроцентные займы предоставляются на срок до 7 лет и на сумму до 10 млн. рублей для действующего бизнеса и до 500 тыс. рублей для начинающих предпринимателей. Организация ежегодно проводит Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель».

В России существует программа по развитию экобизнеса в Республике Алтай. Это совместный проект WWF и Фонда Citi. Они предоставляют микро-гранты для населения отдаленных районов республики, которые помогают им начать свой бизнес, направленный на сохранение природы региона (сельский туризм и экотуризм, производство сувенирной продукции).

Проблему недостаточной поддержки со стороны государства может решить создание саморегулируемой организации социальных предпринимателей, которая сможет устанавливать требования для предпринимателей, связанные с реализацией социальных проектов. Но предприниматели должны быть заинтересованы в создании подобной организации. Помимо контрольной, нормотворческой, информационной, пресекательной, она должна выполнять представительскую функцию, функцию урегулирования конфликтов, функцию организации профессионального уровня.

Одной из проблем социального предпринимательства является доступ к инфраструктуре. Необходима поддержка со стороны администрации в области предоставления арендных помещений с низкой арендной платой, помощь с логистикой. Также выдвигалось предложение освобождать от налогов суммы, которую социальные предприниматели направляют на социальные инвестиции, однако широкой поддержки оно не получило.

Законодательное оформление — очень важный этап в развитии социального предпринимательства. В России в настоящее время не существует специального закона о социальном предпринимательстве. Упоминание о нем есть лишь в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Задача закона о социальном предпринимательстве  выявить сферы деятельности, в которых желательно его развитие, установить меры государственной поддержки и стимулирующие механизмы для развития таких предприятий. Кроме того, необходимо закрепить само понятие «социального предпринимательства» и критерии его выделения среди остальных форм хозяйственной деятельности. Внесение данных изменений в федеральное законодательство необходимо в целях модернизации правовых норм экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующих в социальной сфере и соблюдения конституционного положения о том, что Россия является социально ориентированным государством [6].

Некоторые исследователи высказывают мысль о том, что для социальных предпринимателей необходимо утвердить формы типовых договоров, на основании которых они бы осуществляли свою деятельность. Существенные условия, в том числе цена, договоров на оказание социальных услуг или выполнение работ, которые выполняются в рамках социального предпринимательства, должны быть государственно регулируемыми или устанавливаться органами местного самоуправления. Это позволит избежать конфликта интересов, поскольку субъект, действуя в рамках социального предпринимательства, заранее определяет предполагаемый объем работ (услуг) и соглашается с уровнем экономического эффекта от такой деятельности [7].

Таким образом, социальное предпринимательство — одно из перспективных направлений развития малого и среднего бизнеса, способствующее решению многих социальных проблем, содействующее расширению спектра социальных услуг и трудоустройству незащищенных слоев населения. Развитие института социального предпринимательства необходимо, ведь оно может стать инструментом решения проблем в области социальной политики. Однако данная сфера нуждается во внимании со стороны законодателя. Но, несмотря на отсутствие «моды» на социальное предпринимательство и не слишком благоприятные условия для его развития, в России социальное предпринимательство есть, и, более того, по потенциалу и социальным ориентирам оно ничуть не уступает западным аналогам.

 

Литература:

 

  1.                Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. N 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»// СПС Гарант
  2.                Новый Бизнес. Социальное предпринимательство // [Электронный ресурс]. –http://www.nb-forum.ru
  3.                Грегори Дж. Дис. Значение социального предпринимательства. М., 2001. // [Электронный ресурс]. –http://www.fuqua.duke.edu/centers/case/documents
  4.                О поддержке и развитии предпринимательства в социальной сфере: Стенограмма встречи Председателя Правительства предпринимателями в социальной сфере // Официальный сайт Правительства РФ. http://government. ru/news/7024.
  5.                Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / Отв. ред. А. А. Московская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
  6.                Н. В. Новикова. Концептуальные подходы к правовому регулированию социального предпринимательства в России // Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2014. № 1. с.50–54
  7.                Бурцева, А. А. Социально-ориентированные некоммерческие организации — гражданско-правовое регулирование их статуса и деятельности: предложения по совершенствованию теории и законодательства / Бурцева Анастасия Александровна // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2012. — № 5. — С. 55–57

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle