Библиографическое описание:

Наумова Е. В. Изучение сформированности толерантности младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №19.1. — С. 30-31.

В психолого-педагогической литературе практически не встречается анализ специфики понятия толерантности применительно к младшему школьному возрасту. В статье представлен опыт изучения сформированности толерантности младших школьников, делаются выводы об особенностях изучения толерантности как сложного личностного качества.

Ключевые слова: толерантная личность, толерантность, толерантность младших школьников, изучение толерантности.

 

Каким должен быть современный человек? Какие качества личности наиболее значимы в современной реальности и моделей поведения, убеждений и обеспечивают успешность его жизнедеятельности? На эти вопросы пытаются ответить ученые различных областей науки, ищут ответ и практики.

Во многих работах в качестве одного из основных выделяется такое качество личности толерантность.

Проблема толерантности у младших школьников в настоящее время актуальна, поскольку многим школьникам свойственны эгоцентричные установки, видение мира через призму только своих интересов. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого, именно как Другого. Поэтому перед педагогами встает задача – в совместной деятельности научиться быть толерантными в своих мыслях, действиях, поступках на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

В психолого-педагогической литературе практически не встречается анализ специфики понятия толерантности применительно к младшему школьному возрасту, данная проблема менее всего изучена.

В педагогической науке можно выделить ряд смысловых значений толерантности как личностного качества: способность переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; установка на принятие моделей поведения, убеждений и ценностей других; способность выносить стресс, напряжение, боль без особого труда.

Современное понятие сущности толерантности базируется на признании, принятии, понимании и уважении непохожести, различия, а также готовности к диалогу. Отметим, что понятие толерантности по отношению к понятию терпимости имеет более яркую активную направленность. Толерантность – не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к позитивному взаимодействию с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Толерантность – гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования толерантности как качества личности:

– интенсивнее происходит процесс общего развития личности;

– меняется соотношение нервных процессов возбуждения и торможения, что выступает основой для формирования самоконтроля, сознательной регуляции своего поведения;

– новообразованием возраста является произвольность психических процессов, рефлексия.

На этапе младшего школьного возраста начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Ученые утверждают, что наибольшую сложность для детей этой возрастной группы представляет умение уважать чужое мнение, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками, как к равным. Поэтому понятие «толерантность» применительно к младшим школьникам связывается с умением участвовать в обсуждениях, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, объективно оценить другого).

Толерантность младших школьников мы рассматриваем как реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, предпочтения, стереотипы поведения.

Формирование толерантности требует построения воспитательного процесса с учетом развития всех компонентов и показателей толерантности как личностного качества. Механизмами формирования данных компонентов являются: принятие, присвоение и механизм самоконтроля.

Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Исследовательская работа осуществлялась в 4 классе МБОУ СОШ №30 г.Хабаровска. Всего в исследовании приняло участие 25 человек.

На констатирующем этапе эксперимента осуществлялась диагностика толерантности младших школьников с помощью следующих методик: методика «Наши отношения» Л.М. Фридмана, анкета «Моё самочувствие в классе», тест «На сколько ребёнок толерантен?», «Проверь себя: проявляешь ли ты толерантность?» и др.

Подбирая диагностические методики изучения сформированности толерантности, мы учитывали особенности детей младшего школьного возраста: в младшем школьном возрасте относительно спокойное и равномерное физическое развитие, но активно развиваются психические процессы, закладывается фундамент нравственного поведения. Учет данных особенностей возраста позволим нам рассчитывать на объективность изучения толерантности младших школьников.

Результаты методики «Наши отношения» показали, что учащиеся не считают свой класс конфликтным, заинтересованы во мнение друг друга, если и возникает какой-либо конфликт, то они стараются решить его мирным путем, уважительно относятся к другим людям.

По результатам методики «Мое самочувствие в классе», четвероклассники естественны в отношениях с окружающими, открыто, демонстрируют другим свое мнение к разным проблемам и людям, т.е. все это подтверждает, что учащиеся имеют представления о том, что значит быть толерантным.

Результаты методики «На сколько ребенок толерантен?» говорили о том, что учащиеся доброжелательны к своим товарищам и друзьям, проявляют выдержку, в моменты, когда нужно поддержать товарища, они поддерживают, сопереживают. Могут с глазу на глаз общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности.

Согласно результатам методики «Проявляешь ли ты толерантность?» четвероклассники осуществляли выбор наиболее оптимального в разных ситуациях поведения, не наносили вреда и травмы другим. Стремились контролировать свои эмоции, анализировать свои действия в различных ситуациях.

В результате констатирующего этапа исследования было выявлено недостаточное развитие мотивационного и поведенческого компонентов толерантности. При этом мы отмечаем, что младшие школьники, имеющие средний уровень проявления толерантности, имели равные возможности как для повышения, так и для снижения исходного уровня толерантности.

Таким образом, для исследования толерантности младших школьников используется большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Возможна и необходима адаптация и интеграция различных методик для грамотной организации процесса изучения сформированности толерантности младших школьников.

Особенностями исследования толерантности младших школьников выступают: осмысления факторов развития толерантности; средства, направленные на диагностику личностных характеристик; практикумы; методики; апробация проективного инструментария; создание методического комплекса; деление методов на специфические и неспецифические; принципы; признаки и проявления толерантности; развитие качеств и характеристик толерантной личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle