Библиографическое описание:

Алексеева А. А. Новые образовательные технологии как механизм повышения качества знаний // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 400-403.

В последнее время российская система образования столкнулась с рядом проблем, которые оказались принципиально новыми, не имеющими уже отработанных путей решения. Эти проблемы были сформулированы современным этапом развития общества, они обусловлены внутриполитическими, социально-экономическими, мировоззренческими, философскими факторами. Особое место занимает фактор необходимости повышения качества и доступности образования. Образование необходимо современному человеку, без него человек потерян для общества. В 43 статье Конституции РФ говорится об обязательном среднем образовании. Каждый имеет право на образование.

«2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Образование социализирует, воспитывает, обучает. На протяжении всей своей жизни человек получает новые знания, совершенствует уже имеющиеся. Но важным остается вопрос о том какое образование он получает. Образование должно быть качественным. Если двух учеников обучать, используя различные методики, в результате качество полученных знаний, умений и навыков будет различны. Допустим первого ученика обучать, используя старые методы обучения, второго — новые. Уверен, что второй ученик будет более мобилен, креативен, знания будут более обширны. Таким образом определимся с целью нашей работы — необходимо рассмотреть пути повышения эффективности образования, значение использования новых образовательных технологий в образовательном процессе. Для начала необходимо разобраться с понятиями, ведь еще Рене Декарт сказал: «Определяйте значения слов — этим Вы избавите человечество от половины предубеждений». Таким образом, необходимо начать с определения понятия «качество образования». Справочник Шныревой Н. А., Губанова М. И. дает нам определение данного понятия — это «совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося (студента). Основные факторы, определяющие качество образования:

1)                 профессорско-преподавательский состав;

2)                 учебно-методическое обеспечение, образовательные технологии;

3)                 материально-техническая база;

4)                 интеллектуальный потенциал учебного заведения».

На мой взгляд, основным среди всех перечисленных является использование образовательных технологий. В педагогическом терминологическом словаре говориться «Образовательные технологии — система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования». «Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в своем общем виде отличается от других видов общественно полезного труда только спецификой, имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость. А поэтому овладение технологиями становится сверх важным, приоритетным, как при освоении учительской профессии, так и при оценках качества и стоимости образовательно-воспитательных услуг». Какие же новые образовательные технологии используются на современных уроках? Повышает ли качество знаний использование новых образовательных технологий? С этими вопросами и предстоит разобраться мне в процессе написания данной работы.

Личностно — ориентированные технологии.

До того как остановиться на личностно-ориентированных технологиях в процессе образования, необходимо разобраться с понятием технология, а также технологии обучения.

“Технология” в широком смысле этого слова — наука о мастерстве.

techno — искусство, мастерство; logos — наука, закон

Технология обучения — это: искусство использования методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.

Технология обучения — это целая система, основными элементами которой являются:

-           цели обучения;

-           содержание обучения;

-           средства педагогического воздействия;

-           организация учебного процесса;

-           ребёнок,

-           педагог;

-           результат деятельности.

Определяющую роль в педагогической технологии играет позиция ребенка в образовательном процессе, а также отношение к ребенку со стороны взрослого. Исходя из этого выделяют несколько типов педагогических технологий: авторитарные технологии, личностно-ориентированные технологии, в рамках которых самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Рассмотрим подробнее психолого-педагогические особенности личностно-ориентированных технологий и условия их применения в образовательном процессе. Завьялова Т. Б. перечисляя виды личностно-ориентированных технологий, называет:

-           Технология обучения как учебного исследования

-           Технология педагогических мастерских

-           Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

-           Технология эвристического обучения».

Рассмотрим основные. На первый план выходит технология обучения как учебного исследования. Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. «Исследовательские умения суть способность осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление (создание, открытие и т. п.) объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. В ходе овладения исследовательскими знаниями, умениями и осуществления учебно-исследовательской работы происходит формирование способности и готовности к выполнению исследовательской деятельности».

Следующая технология-это технология творческих мастерских. «Важнейшие принципы «Я ищу значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской. Постулаты «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем». Атмосфера, которую педагог создает на уроке, с использованием данной технологии, способствует развитию личности, можно сказать, стимулирует творческое саморазвитие ребенка. Самая главная задача, стоящая перед учителем — это создание атмосферы радости открытия, для реализации этой цели учитель должен быть очень внимательным к эмоциональному состоянию ребенка. Данная технология позволяет осуществить саморазвитие ребенка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции. Самый важный результат, по мнению Окунева А. А., в мастерской — приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.

В процессе познания ученик чаще всего остается один на один с проблемами, возникающими в данном процессе. Для того чтобы преодолеть возникшие проблемы действует следующая технология — это технология коллективной мыслительной деятельности. «Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений каждый имеет право высказывать любую точку зрения, отстоять её убедительной аргументацией, но обязан выслушать и понять другого, терпимо относиться к чужому мнению извлекать из него рациональное, нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела. Равноправное, демократическое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество». Работая в коллективе ребенку проще находить выход из сложной ситуации, суметь проявить себя, то есть инициативу и творчество. Следующей значительной педагогической технологией является технология эвристического обучения. Она позволяет достичь педагогические цели и развить интеллектуальные особенности. «Эвристическая деятельность развивает у обучающихся способности: понимать и творчески использовать пути и методы продуктивной познавательной деятельности, систематизировать учебную информацию и применять ее в эвристическом поиске, адаптироваться к новым условиям деятельности и предвидеть ее результаты, прогнозировать свою интеллектуальную и практическую деятельность, принимать обоснованные решения на основе эвристических операций с последующей их логической проверкой. Эта деятельность эффективна при умении обучающегося оценивать свои действия, их рациональность, экономичность, настойчиво доводить решение задачи до логического завершения; при этом важно обладать гибкостью мышления, способностью актуализации и организации информации (опыта) в решаемой задаче. Она осуществляется на основе эвристических правил и операций, основанных на аргументированных рассуждениях».

Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Конкретизация цели обучения в действиях предполагает перечисление определенных действий, ожидаемых от учащихся. Так, цель: «Уметь пользоваться символическими обозначениями на погодной карте» — может быть конкретизирована следующим образом: а) воспроизводить по памяти символы, используемые на карте; б) опознавать их; в) читать карту с их помощью; г) по данной карте дать прогноз погоды.

Такая конкретизация цели способствует переходу от общего представления о результате обучения к конкретному эталону, критерию его достижения учеником, обладает большой операциональностью и конструктивностью.

Предметно-ориентированные технологии.

Завьялова Т. Б. в статье «Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования» в научно-практическом журнале «Гуманитарные научные исследования», выделяет следующие технологии:

-                    Технология постановки цели

-                    Технология полного усвоения (по материалам М. С. Кларина)

-                    Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

-                    Технология концентрированного обучения».

Хотелось бы рассмотреть каждую. Первая из них — это технология постановки цели. Технология постановки целей в КОО предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых. Данный способ отличается повышенной инструментальностью.

Следующая технология — это технология полного усвоения. Плюсом данной технологии стало то, что учитель в конечном сете приводить всех учеников к одному «знаменателю», то есть к единому заданному уровню усвоения знаний. При этом учитель может спокойно менять задания, уровень сложности задания исходя из индивидуальных особенностей ребенка. «При правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени, абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал. Согласно технологии полного усвоения различие в учебных результатах будет иметь место за пределами требований к обязательным результатам обучения». Технология педагогического процесса осуществляется не за один урок, скорее 2–3 дня и проходит через несколько этапов.

1.         Все обязательные этапы процесса усвоения (восприятие, осмысление, закрепление, формулирование умений, применение на практике новых знаний и умений) «не вкладываются» в отдельный урок и «вложиться» никак не могут. Для того чтобы произошло усвоение, необходимо учебное время с середины одного урока до середины третьего.

2.         Восприятие нового учебного материала — это первый этап учительско-ученической деятельности по усвоению учебной темы, на котором учащиеся впервые знакомятся с содержанием учебной темы.

3.         Второй шаг — первое повторение. Определение усвоения материала (урочной темы). Коррекция восприятия». Автор данной технологии говорит о том, что данная технология может дать устойчивые положительные результаты только через несколько уроков. Даже отличные ответы после первого дня обучения не говорят еще о хороших полученных знаниях.

Технология концентрированного обучения ориентирована на углубленное изучение предмета или явления, за счет укрупнения тем, создания блоков. «Сущность концентрированного обучения— непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений пользоваться полученной информацией); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов; сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой».

Конечно новые педагогические технологии, использующиеся в современном образовании не исчерпываются данной работой. Их значительно больше. Однако внедрение новых образовательных технологий не означает что современное общество отказывается от использования традиционных методик в образовательном процессе, скорее всего они будут являться составной частью. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.

Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

 

Литература:

 

1.                  Гвоздева Е. Е. Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования Е. Е. Гвоздева // Молодой ученый. — 2014. — № 6.3. — С. 21–25.

2.                  Завьялова Т. Б. Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования. Научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования», 2011, № 2.

3.                  Кикоть В.Я, Столяренко A.M, и др. Юридическая педагогика, М., 2013 г.

4.                  Конституция РФ

5.                  Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, Н. А. Неудахина. Иннорвационные обучающие технологии в профессиональной подготовки специалистов, часть 2, М. 53.

6.                  Окунев А. А. «Урок? Мастерская? Или...» Санкт–Петербург, 2001.

7.                  Рене Декарт, Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы, М, Академический проект, с.43.

8.                  Технология коллективной мыследеятельности КМД из опыта Д. Г. Левитеса — Практика обучения современные образовательные технологии Современные технологии обучения Технология Коллективной Мыследеятельности Кмд Из Опыта Д. Г. Левитеса

9.                  Шмырева Н. А., Губанова М. И., Крецан З. В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. — Кемерово, 2002. С. 100

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle