Библиографическое описание:

Саакян Э. С., Журбенко В. А. Профилактика в стоматологии — основные ее направления и пути решения // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 450-454.

История профилактики в стоматологии тесно переплетается с развитием профилактики всего отечественного здравоохранения. В 20–30-е гг. ХХ в. — годы становления стоматологии как науки, началось формирование профилактического направления. Основной целью профилактики является устранение причин возникновения и развития заболеваний, а также создание условий для повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Актуальность профилактики заключается в том, что стоматология как наиболее массовая медицинская специальность характеризуется высокой, практически сплошной заболеваемостью, четкой связью с конкретными факторами внешней среды (питание, уровень социальных и экономических условий жизни). Первая и единственная кафедра профилактики стоматологических заболеваний была создана в 1986 году в ММСИ профессором П. А. Леусом, с 1990 года кафедрой руководит профессор Э. М. Кузьмина. Под ее руководством реализуется комплексная программа исследований по профилактике стоматологических заболеваний, основными направлениями которой являются:

-        эпидемиологическое стоматологическое обследование населения и формирование банка данных стоматологической заболеваемостью;

-        обоснование новых методов и средств профилактики (экспериментальные и клинические исследования);

-        разработка, внедрение и мониторинг программ профилактики среди различных групп населения в ряде регионов страны;

-        создание модели стоматологического здоровья и выявление факторов риска, способствующих возникновению стоматологических заболеваний.

В годы становления стоматологии, как науки, началось формирование профилактического направления. При совершенствовании методов и средств профилактики кариеса зубов и заболеваний тканей пародонта, стоматологи на первое место всегда ставили общебиологические, общемедицинские принципы.

Активное участие в разработке этого направления принимали профессора Е. М. Гофунг, Д. А. Энтин, И. Г. Лукомский и др.

Д. А. Энтин, первый из отечественных исследователей, обнаружил процесс реминерализации эмали, что позволило предупреждать не только возникновение кариеса зубов, но и его дальнейшее развитие.

И. Г. Лукомский сформулировал основные принципы профилактики самой распространенной патологии в стоматологии — кариеса зубов, с применением фтористого натрия. И. А. Мейсахович предложил применять для этих же целей хлористый стронций.

Большое значение для профилактики кариеса зубов имеет искусственное обогащение питьевой воды соединениями фтора, которое впервые было применено в конце 40‑х годов XX столетия в США, Канаде и СССР. Постоянными исследователями эффективности фторирования питьевой воды были А. И. Рыбаков, Г. Д. Овруцкий и др. Фторирование питьевой воды находится под контролем органов государственного санитарного надзора, как в нашей стране, так и в других странах, где оно проводится. Оценка этого мероприятия может быть дана только в комплексе с гигиенистами, педиатрами, организаторами здравоохранения и другими специалистами. Стоматологическое здоровье предполагает свободу от врожденных пороков, острой и хронической боли, рака и других проблем в области головы и шеи, создающих физическую и психологическую угрозу для общего здоровья и благополучия, снижающих активность человека и качество его жизни.

Целью профилактики является сохранение имеющегося у человека уровня здоровья. В зависимости от того, каков этот исходный уровень, профилактика условно разделяется на три составляющие:

-        первичная профилактика, призванная сохранять ненарушенное здоровье, для чего необходимо минимизировать воздействие факторов природной и социальной сферы, способных вызывать патологические изменения;

-        вторичная профилактика, нацеленная на раннее выявление заболевания, предупреждение прогрессирования болезненного процесса и его возможных осложнений;

-        третичная профилактика, направленная на предупреждение перехода заболевания в более тяжелую форму или стадию, предотвращение обострений и рецидивов, снижение временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности. Для достижения эффекта от профилактики важную роль играет гигиеническое воспитание населения. Гигиеническое воспитание — это привитие полезных навыков на основе знаний правил здорового образа жизни и необходимости их выполнения.

Гигиеническое воспитание в стоматологии играет очень важную роль, так как этиология и патогенез кариеса зубов в значительной мере обусловлены отрицательными привычками человека: неправильное потребление сахара, нарушение самоочищения полости рта, низкий уровень гигиены. Гигиеническое воспитание должно идти по двум направлениям: санитарно-просветительская работа и обучение навыкам гигиены полости рта. К наиболее эффективным методам профилактики стоматологических заболеваний относятся разработка и реализация профилактических стоматологических программ, которые могут иметь различный объем, цели масштабы и способы выполнения. Программы должны носить либо государственный, либо региональный, либо учрежденческий характер. Главная роль отводится административной власти разного уровня, хотя выполняются стоматологами и их помощниками.

Без привлечения внимания всего общества, стоматологической общественности, без вложения средств в создание программ профилактики населения, особенно детского, ситуацию переломить сложно, тем более при коммерциализации стоматологической помощи.

В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стоматологов, должны участвовать психологи, педагоги и др.

Традиционная медицина занималась вопросами, относящимися к вторичной и третичной профилактике, т. е. диагностикой и лечением болезней. Идея о том, что легче предупредить возникновение болезни, чем вылечить больного человека, известна со времен Гиппократа и Авиценны. Однако более или менее успешная реализация целей и задач первичной профилактики стала возможной лишь в XIX—XX вв., по мере накопления знаний о природе заболеваний и развития общественных отношений.

Научной основой медицинской профилактики является знание факторов риска развития того или иного заболевания, а также факторов, обеспечивающих естественную и ятрогенную (рекомендованную и/ или организованную врачом) защиту от повреждений. Этиотропная профилактика, воздействующая на причину болезни, предупреждает ее возникновение в 70–100 % случаев; патогенетическая профилактика, воздействующая на отдельные механизмы развития патологии, эффективна в 40–50 % случаев. Разработка этиотропных и патогенетических мероприятий для профилактики стоматологических заболеваний требует привлечения знаний из самых различных областей медицины: эмбриологии, гистологии, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, фармакологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, гигиены, эпидемиологии и т. д.

Решение многих научных вопросов профилактики стоматологических заболеваний связано с именами выдающихся врачей и исследователей, среди которых — П.Аксельссон, Б.Бибби, У.Боуэн, Г.Дин, С.Дрейзен, К.Кениг, У.Миллер, Д.Мюррей, Е.Ньюбран, Р.Стефан, И. А. Бегельман, Е. В. Боровский, Т. Ф. Виноградова, Н. А. Кодола, А. Г. Колесник, Э. М. Кузьмина, В. К. Леонтьев, П. А. Леус, И. К. Луцкая, Э. М. Мельниченко, В. Г. Овруцкий, В. Р. Окушко, Г. Н. Пахомов, Л. С. Персии, ТЛ.Рединова, Н. И. Смоляр, В. Г. Сунцов, Е. В. Удовицкая, Ю. А. Федоров, Ф. Я. Хорошилкина и их многочисленные ученики.

Основной причиной заболеваний полости рта следует считать микробный ландшафт ротовой полости, который имеет тенденцию изменяться под воздействием общих и местных факторов.Ключевым моментом следует считать подбор стоматологом наиболее чувствительных и оптимальных диагностических критериев обследования, которые позволили бы максимально объективно оценить клиническую ситуацию в полости рта, учесть все факторы риска развития стоматологических заболеваний.

Своевременная, динамическая и объективная оценка клинической картины в полости рта позволит предложить необходимый комплекс лечебно-профилактических мероприятий профилактики стоматологических заболеваний принимая во внимание все индивидуальные факторы риска. Профилактика стоматологических заболеваний — это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Цели и задачи профилактики:

-        Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.

-        Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1)      стоматологическое просвещение населения;

2)      обучение правилам рационального питания;

3)      обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4)      эндогенное использование препаратов фтора;

5)      применение средств местной профилактики;

6)      вторичная профилактика (санация полости рта).

Методы стоматологического просвещения — это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т. д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы, не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток — отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

В России в 2001 году была введена в номенклатуру медицинских специальностей новая специальность «Стоматология профилактическая» с квалификацией специалиста «гигиенист стоматологический». Местами работы гигиениста являются: стоматологические амбулаторно-поликлинические учреждения для детей и взрослых; стоматологические отделения и кабинеты лечебно-профилактических учреждений; учреждения социальной защиты населения и образования; санаторно-курортные учреждения (приказ МЗ РФ № 33,2001).

Максимально эффективной является работа гигиениста стоматологического в организованных детских коллективах, так как проводимые им групповые методы профилактики стоматологических заболеваний наиболее широко охватывают население.

Однако до настоящего времени конкретные функциональные обязанности для гигиениста стоматологического, работающего в организованных детских коллективах, и его взаимодействие с врачом-стоматологом не разработаны. Определены вероятная эффективность работы гигиениста, круг его обязанностей и ответственности в школьном стоматологическом кабинете (ШСК).

Анализ доступных источников литературы и действительное положение организации стоматологической службы России в современных условиях показывают, что проблема внедрения и роль специальности гигиенист стоматологический в реализации профилактических программ в организованных детских коллективах актуальна и нуждается в разработке.

Функциональные обязанности врача-гигиениста:

1.         Осуществление санитарно-гигиенического и дезинфекционно-стерилизационного режима в кабинете.

2.         Подготовка рабочего места к приему пациентов.

3.         Осмотр полости рта пациента и регистрация состояния твердых тканей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

4.         Определение гигиенического состояния полости рта пациента и осуществление контроля за гигиеной полости рта.

5.         Обучение методикам чистки зубов и ухода за полостью рта.

6.         Подбор индивидуальных средств гигиены.

7.         Инструментальное удаление мягких и твердых зубных отложений.

8.         Местное применение фторидсодержащих средств (лаков, гелей, аппликаций, полосканий).

9.         Проведение реминерализующей терапии.

10.     Герметизация фиссур зубов.

11.     Проведение стоматологического просвещения детей и взрослых по вопросам возникновения и профилактики стоматологических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.

12.     Оформление стенда со средствами гигиены и профилактики.

13.     Ведение учетно-отчетной документации (заполнение истории болезни, статистических талонов).

Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострении заболеваний.

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений. Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительной работы. Проведение эндогенной и экзогенной лекарственной и безлекарственной профилактики, повышение уровня гигиенических знаний позволит улучшить стоматологический уровень здоровья, качество жизни, осуществить профилактику кариеса зубов у детей.

В стоматологическом кабинете необходимо организовать: обучение рациональной гигиене полости рта с контролируемой чисткой зубов, помощь в подборе основных и дополнительных средств гигиены; санацию полости рта; профессиональную гигиену; проведение реминерализующей терапии с целью повышения резистентности эмали зубов.

Особо значимой является организация просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний и мотивации по уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. Осуществление комплекса лечебно-профилактических мероприятий, несомненно, улучшает состояние стоматологического уровня здоровья как населения.

Актуальность профилактики является мощным стимулом для развития стоматологической науки в целом, делает ее востребованной и перспективной.

 

Литература:

 

1.      Боровский Е. В. Кариес зубов // М., «Медицина», 2001.- 176 с.

2.      Журбенко В. А., Саакян Э. С. Москва «Профилактика — будущее стоматологии» // Успехи современного естествознания № 12 (часть 5), 2014г. -672с.

3.      Журбенко В. А., Саакян Э. С. «Гигиена полости рта как метод профилактики заболеваний пародонта». Актуальные проблемы и достижения в медицине // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, № 2, Самара, 2015 г. — 152–154 с.

4.      Кузьмина Э. М. с соавт. Критерии оценки состояния полости рта и эффективности различных средств профилактики стоматологических заболеваний. // Метод. реком. — М., ММСИ, 1996. — 36с.

5.      Кузьмина Э. М. с соавт. Профилактика стоматологических заболеваний у беременных женщин и детей раннего возраста. — М., ММСИ. 1999. — 36с.

6.      Кузьмина Э. М., Смирнова Т. А. Фториды в клинической стоматологии. // М., МГМСУ, 2001. — 32 с.

7.      Кузьмина Э. М. Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие, издательство «Поли Медиа Пресс» 2003 год. с. 216.

8.      Пахомов Г. Н. Первичная профилактика в стоматологии. // М., Медицина, 1982. — 240с.

9.      Орехова Л. Ю. Стоматология профилактическая. — М.,2005. — 272 с.

10.  Леонтьев В. К., Пахомов Г. Н. Профилактика стоматологических заболеваний. — М., 2006.- 416 с.

11.  Муравянникова Ж. Г. Стоматологические заболевания и их профилактика. — Ростов на Дону, 2007. — 448 с.

12.  Леус П. А. Профилактическая коммунальная стоматология. — М.,2008.- 445 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle