Библиографическое описание:

Губарева Е. Г., Хаустова В. Н., Мальцева Н. Н. Профилактика заболеваний зубов у младших школьников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 70-72.



Повышение мотивации населения к поддержанию и укреплению здоровья полости рта — долгий и трудный процесс, который включает санитарно-просветительскую работу, обучение правилам гигиены полости рта и контроль их выполнения. Школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса. Трудности в учебе детей, связанные с повышенными требованиями программ, их усложнением, неизбежно влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки и как следствие, ухудшающееся состояние здоровья учащихся, в том числе и состояние зубов детей.

Младший школьный возраст наиболее приемлем для проведения стоматологических образовательных программ и выработки у детей сознательного подхода к профилактике и лечению стоматологических заболеваний. В нашей школе была создана инновационная площадка по использованию образовательной стоматологической программы.

Эффективность образовательных стоматологических программ в улучшении здоровья полости рта у детей младшего школьного возраста доказана и не вызывает сомнений. Образовательная программа направлена на выработку у детей личной ответственности за свое здоровье, мотивацию школьников к предупреждению основных стоматологических заболеваний, прежде всего кариеса зубов и заболеваний пародонта. Наши классы участвуют в данной программе с первого класса. На протяжении обучения в классах младшей ступени ведется большая работа по предупреждению зубных заболеваний. Это беседы, классные часы, утренники, урок-игра, экскурсии в стоматологический кабинет. Тематика этих мероприятий разнообразна:

‒ «В гостях у Витаминок» (урок-игра)

‒ Как правильно ухаживать за зубами (практикум)

‒ «Береги зубы смолоду» (презентация)

‒ «Зубы и зубные болезни» (беседа)

‒ «Профилактика болезни десен» (беседа стоматолога)

‒ «В гостях у Мойдодыра» (утренник)

‒ «Овощи и фрукты — лучшие продукты» (беседа) и т. д.

В начале эксперимента психологи провели анкетирование учащихся в начале эксперимента, которое показало, что среди школьников, регулярно ухаживавших за полостью рта, однократную чистку зубов использовали 30 % учащихся и двукратную — 70 % соответственно. Причём правильно, после завтрака и перед сном, чистили зубы 61 % школьников. Все дети применяли для чистки зубов зубную щетку, использовали зубную пасту. Большинство детей не знали о дополнительных методах гигиены полости рта (флоссинг, применения зубочисток и ополаскивателей), и только 29,7 % применяли их на практике. Жевательную резинку употребляли 65 % школьников, но после приёма пищи ею пользовались только 41,0 % подростков. Более половины учащихся применяли жевательную резинку «когда захочется».

Главной задачей проекта является знакомство детей с методами ухода за зубами: чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубной болезни. Во время непосредственно образовательной, игровой деятельности, в режимных моментах дети знакомятся с правилами гигиены, например, учим Буратино выбирать правильную щетку и пасту, а Карлсона полоскать полость рта после еды.Показываем доктору Айболиту как научились чистить зубы.В процессе познавательной и серьезной исследовательской деятельности дети узнают, как возникает кариес.Дети периодически встречаются с врачом-стоматологом, который осматривает зубы детей, покрывает их фторосодержащим лаком, консультирует родителей о состоянии полости рта ребенка. Это помогает выявить ранние признаки кариеса у детей, изменения в строении артикуляционного аппарата и своевременно оказывать им помощь.Совместными усилиями мы создавали должные условия для развития у младших школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни и возникновению у него желание сохранять здоровье. Это сложная и кропотливая работа, но только совместными усилиями детского стоматолога, учителей и родителей можно рассчитывать на долговременный успех.

Современная система образования в последнее время подвергается острой критике со стороны психологов за отсутствие в учебных планах многих образовательных учреждений такого предмета, который научил бы детей разбираться в себе и окружающем мире, беречь и сохранять на всю жизнь свое физическое и психическое здоровье. Не обладая необходимыми в этой области знаниями, учащиеся и выпускники школ испытывают множество проблем, итогом которых вполне вероятно может стать неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям, развитию соматических и психических заболеваний.

Большое внимание уделяем созданию комфортности обучения и эмоциональному благополучию младших школьников посредством внедрения в образовательный процесс специальных тренингов. Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий обучающиеся более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе. В детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

У детей, участвующих в эксперименте с 1 по 3 класс по сравнению со школьниками, не обучавшимися по данной программе, значительно улучшилось гигиеническое состояние полости рта, с 60-до 90 % снизилась распространенность воспалительных заболеваний пародонта, уменьшалась распространенность и интенсивность кариеса постоянных и молочных зубов. Все школьники стали правильно чистить зубы: дважды в день, чаще применять флоссинг и ополаскиватель, реже пользоваться жевательной резинкой как «предметом гигиены полости рта».

Реализация в младших классах образовательной стоматологической программы оказало позитивное влияние на уровень знаний и навыков детей в области профилактической стоматологии. Однако медицинская практика показывает, что мотивация школьников старших классов к заботе о здоровье органов и тканей полости рта остается недостаточной. Через 5−6 лет после завершения программы происходит потеря многих полезных привычек, результатом чего у подростков наблюдается высокая распространенность кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта. Следовательно, необходима разработка новых образовательных программ, рассчитанных на обучение и воспитание школьников старших классов с целью закрепления у них результатов первичного (в младшем школьном возрасте), обучения правилам профилактической стоматологии.

Используя данную систему работы, создавая в ученическом коллективе здоровьесберегающую среду, свою деятельность как учителя и классного руководителя начальных классов мы осуществляем в едином направлении для достижения желаемого результата — успешности учебно-воспитательного процесса без потерь здоровья школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): полости рта, гигиены полости рта, здоровья полости рта, младших школьников, заболеваний пародонта, воспалительных заболеваний пародонта, школьников старших классов, кариеса зубов, полости рта ребенка, полоскание полости рта, состояние полости рта, тканей полости рта, стоматологических заболеваний, состояние зубов детей, Профилактика заболеваний зубов, образовательной стоматологической программы, распространенность кариеса зубов, правилам гигиены полости, укреплению здоровья полости, младших школьников позитивного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос