Профилактика заболеваний зубов у младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Губарева Е. Г., Хаустова В. Н., Мальцева Н. Н. Профилактика заболеваний зубов у младших школьников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 70-72. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11629/ (дата обращения: 24.06.2018).



Повышение мотивации населения к поддержанию и укреплению здоровья полости рта — долгий и трудный процесс, который включает санитарно-просветительскую работу, обучение правилам гигиены полости рта и контроль их выполнения. Школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса. Трудности в учебе детей, связанные с повышенными требованиями программ, их усложнением, неизбежно влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки и как следствие, ухудшающееся состояние здоровья учащихся, в том числе и состояние зубов детей.

Младший школьный возраст наиболее приемлем для проведения стоматологических образовательных программ и выработки у детей сознательного подхода к профилактике и лечению стоматологических заболеваний. В нашей школе была создана инновационная площадка по использованию образовательной стоматологической программы.

Эффективность образовательных стоматологических программ в улучшении здоровья полости рта у детей младшего школьного возраста доказана и не вызывает сомнений. Образовательная программа направлена на выработку у детей личной ответственности за свое здоровье, мотивацию школьников к предупреждению основных стоматологических заболеваний, прежде всего кариеса зубов и заболеваний пародонта. Наши классы участвуют в данной программе с первого класса. На протяжении обучения в классах младшей ступени ведется большая работа по предупреждению зубных заболеваний. Это беседы, классные часы, утренники, урок-игра, экскурсии в стоматологический кабинет. Тематика этих мероприятий разнообразна:

‒ «В гостях у Витаминок» (урок-игра)

‒ Как правильно ухаживать за зубами (практикум)

‒ «Береги зубы смолоду» (презентация)

‒ «Зубы и зубные болезни» (беседа)

‒ «Профилактика болезни десен» (беседа стоматолога)

‒ «В гостях у Мойдодыра» (утренник)

‒ «Овощи и фрукты — лучшие продукты» (беседа) и т. д.

В начале эксперимента психологи провели анкетирование учащихся в начале эксперимента, которое показало, что среди школьников, регулярно ухаживавших за полостью рта, однократную чистку зубов использовали 30 % учащихся и двукратную — 70 % соответственно. Причём правильно, после завтрака и перед сном, чистили зубы 61 % школьников. Все дети применяли для чистки зубов зубную щетку, использовали зубную пасту. Большинство детей не знали о дополнительных методах гигиены полости рта (флоссинг, применения зубочисток и ополаскивателей), и только 29,7 % применяли их на практике. Жевательную резинку употребляли 65 % школьников, но после приёма пищи ею пользовались только 41,0 % подростков. Более половины учащихся применяли жевательную резинку «когда захочется».

Главной задачей проекта является знакомство детей с методами ухода за зубами: чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубной болезни. Во время непосредственно образовательной, игровой деятельности, в режимных моментах дети знакомятся с правилами гигиены, например, учим Буратино выбирать правильную щетку и пасту, а Карлсона полоскать полость рта после еды.Показываем доктору Айболиту как научились чистить зубы.В процессе познавательной и серьезной исследовательской деятельности дети узнают, как возникает кариес.Дети периодически встречаются с врачом-стоматологом, который осматривает зубы детей, покрывает их фторосодержащим лаком, консультирует родителей о состоянии полости рта ребенка. Это помогает выявить ранние признаки кариеса у детей, изменения в строении артикуляционного аппарата и своевременно оказывать им помощь.Совместными усилиями мы создавали должные условия для развития у младших школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни и возникновению у него желание сохранять здоровье. Это сложная и кропотливая работа, но только совместными усилиями детского стоматолога, учителей и родителей можно рассчитывать на долговременный успех.

Современная система образования в последнее время подвергается острой критике со стороны психологов за отсутствие в учебных планах многих образовательных учреждений такого предмета, который научил бы детей разбираться в себе и окружающем мире, беречь и сохранять на всю жизнь свое физическое и психическое здоровье. Не обладая необходимыми в этой области знаниями, учащиеся и выпускники школ испытывают множество проблем, итогом которых вполне вероятно может стать неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям, развитию соматических и психических заболеваний.

Большое внимание уделяем созданию комфортности обучения и эмоциональному благополучию младших школьников посредством внедрения в образовательный процесс специальных тренингов. Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий обучающиеся более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе. В детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

У детей, участвующих в эксперименте с 1 по 3 класс по сравнению со школьниками, не обучавшимися по данной программе, значительно улучшилось гигиеническое состояние полости рта, с 60-до 90 % снизилась распространенность воспалительных заболеваний пародонта, уменьшалась распространенность и интенсивность кариеса постоянных и молочных зубов. Все школьники стали правильно чистить зубы: дважды в день, чаще применять флоссинг и ополаскиватель, реже пользоваться жевательной резинкой как «предметом гигиены полости рта».

Реализация в младших классах образовательной стоматологической программы оказало позитивное влияние на уровень знаний и навыков детей в области профилактической стоматологии. Однако медицинская практика показывает, что мотивация школьников старших классов к заботе о здоровье органов и тканей полости рта остается недостаточной. Через 5−6 лет после завершения программы происходит потеря многих полезных привычек, результатом чего у подростков наблюдается высокая распространенность кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта. Следовательно, необходима разработка новых образовательных программ, рассчитанных на обучение и воспитание школьников старших классов с целью закрепления у них результатов первичного (в младшем школьном возрасте), обучения правилам профилактической стоматологии.

Используя данную систему работы, создавая в ученическом коллективе здоровьесберегающую среду, свою деятельность как учителя и классного руководителя начальных классов мы осуществляем в едином направлении для достижения желаемого результата — успешности учебно-воспитательного процесса без потерь здоровья школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, жевательная резинка, зуб, младший школьный возраст, полость рта, воспалительное заболевание пародонта, профилактическая стоматология, образовательная стоматологическая программа, начало эксперимента, чистка зубов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос