Библиографическое описание:

Мурадова Н. Т., Эрданова С. А. Интерактивные средства обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 833-835.

В данной статье рассматривается применение средств информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: ИКТ, иностранный язык, информатизация, технология.

 

В последнее десятилетие информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества и людей. Сегодня в Узбекистане, как и в других странах мира, провозгласивших одним из основных направлений своей политики развитие информатизации, растет осознание тех преимуществ, которые дает развитие и распространение ИКТ. Развитие информационно-коммуникационные технологий становится важнейшим составляющим экономики Узбекистана. Стратегия в долгосрочном плане также ориентирована на движение к созданию информационного общества, однако в системе образования процесс информатизации не должен рассматриваться только в качестве приоритетной альтернативы, но и в качестве неотъемлемой части процессов развития непрерывной системы образования [3].

Отметим, что в рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров, а также в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» направленным на формирование гармонично развитого, высокообразованного, современно мыслящего подрастающего поколения, дальнейшую интеграцию республики в мировое сообщество. В стране создана комплексная система обучения иностранным языкам.

Анализируя действующую систему организации изучения иностранных языков, следует отметить, что образовательные стандарты, учебные программы и учебники не в полной мере соответствуют современным требованиям, особенно в части использования передовых информационных и медиа-технологий. Обучение ведется в основном традиционными методами. Требует дальнейшего совершенствования организация непрерывности изучения иностранных языков на всех уровнях системы образования, а также работа по повышению квалификации преподавателей и их обеспечению современным учебно-методическим материалом [4].

Наше общество предъявляет достаточно высокие требования к современному человеку, который должен владеть основными знаниями, умениями и навыками. Одним из таких требований является владение иностранным языком и информационно-коммуникационными технологиями. И очень хорошо, что сейчас эти две составляющие довольно часто сливаются в одно целое. Использование интернет-технологий является самой молодой и при этом наиболее перспективной формой коммуникации и обучения иностранным языкам, в частности [1].

При использовании ИКТ на уроках иностранного языка в вузе студент вовлекается в учебный процесс в качестве активного его участника. Это особенно важно подчеркнуть при сравнении с традиционными формами и методами обучения, при которых обучающийся более пассивен. ИКТ как средство обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия студента и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. ИКТ может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с ИКТ, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В-третьих, как общение обучаемых в процессе работы с ИКТ обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.

Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение ИКТ на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающие ИКТ-программы являются тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто мимо их сознания и не остаются в памяти. Использование ИКТ на уроках английского языка — потребность времени.

Нельзя забывать о том, что и сам преподаватель начинает задумываться о смене привычной методики на что-то более современное и актуальное. Это помогает ему овладеть новыми методическими наработками и повысить свое педагогическое мастерство. Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения обучающихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием ИКТ это исключено, так как необходимые на уроке наглядность и ситуации на интерактивной доске, мониторах вполне реальны, а применение ИКТ в процессе овладения языком создает условия для иноязычного общения, обеспечивает широкий доступ к информации. Радость познания — вот что дает использование ИКТ на уроках.

Кроме того, ИКТ обладает рядом преимуществ: в нем сочетается аудио-видео информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения. ИКТ предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком или темой, без участия или с частичным участием преподавателя, что сократит время проверки результатов.

Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой иностранного языка.

Входе повседневной работы в учебном заведении все занятия проводятся на высоком уровне, учитывается заинтересованность студентов в ИКТ, это очень эффективно. Здесь меняется и роль преподавателя: он перестает быть источником информации, становится помощником-корректором. Отношения строятся на принципах совместного творчества. В этих условиях пересматривается организация занятия: увеличивается самостоятельная и творческая работа студентов, которая носит поисковый и научно-исследовательский характер. Часто используется проектная форма деятельности. Проект предполагает самостоятельную исследовательскую работу студентов, которые в процессе сами ищут способ решения каких-то комплексных задач. В начале занятия перед студентами ставятся основные задачи, решение которых необходимо представить в конце [2].

Все это стимулирует интерес к восприятию изучаемого материала и расширяет кругозор.

Совершенно уникальные возможности для диалога с наукой и культурой представляет всемирная компьютерная сеть — Internet:

-          переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

-          привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

-          интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

C помощью Интернета можно:

-          включать материалы сети в содержание занятия (интегрировать их в программу обучения);

-          формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

-          формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

-          пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка.

Таким образом, уникальная роль, которую ИКТ играют в улучшении качества образования, основана на их способности эффективно способствовать выполнению как необходимых, так и достаточных условий для обеспечения качества образования. Современный уровень развития ИКТ значительно расширяет студентам и преподавателям доступ к образовательным и профессиональным ресурсам, улучшает возможность и результативность управления и отдельными учреждениями, и системой образования в целом, способствует интеграции национальной системы образования в мировую сеть, значительно облегчает доступ к международным ресурсам в области образования, науки и культуры.

Конкуренция на мировом рынке вызвала необходимость более качественной подготовки специалистов и приобретения ими новых знаний и умений. Эти проблемы стоят перед странами с хорошей развитой системой образования и перед развивающимися странами, в том числе теми, в которых отсутствует даже система всеобщего начального образования [3].

В заключении можно сделать вывод, что ИКТ в значительной степени являются мощным средством увеличения интереса и повышения мотивации к обучению. Все новое всегда притягательно, и информационно-технические средства не стоят на месте, изменяются, совершенствуются и становятся все более доступными. Использование современных информационных технологий способствует раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

 

Литература:

 

1.         Абалуев Р. Н. Интернет-технологии в образовании: учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. — 125с.

2.         Андреев В. И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс: учебное пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 499с.

3.         Кадыров А. М., Ахмедиева А. Т., Турсунов Ш. А. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в системе образования Узбекистана. «Актуальные проблемы прикладной математики и информационных технологий — Аль-Хорезми — 2014». Международная научная конференция. Самарканд 15–17 сентября, 2014. Том-II. -С.241–246.

4.         Мурадова Н. Т., Эрданова С. А. Обучение профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов //Молодой учёный. — 2013. -№ 11. –С.822–824.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle