Библиографическое описание:

Черняева В. П. Практические вопросы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 719-723.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. При этом здоровье рассматривается как состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе.

Как правило, наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учёбе в учреждениях профессионального образования, к занятиям любимым делом это занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления.

Вместе с тем, наряду с поощрением физического развития в ГБОУ ООШ с. Хорошенькое внедрена и активно используется вновь разработанная методическая программа «Школа — исток здоровья», которая объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает вопросы борьбы с вредными привычками, гигиены, досуга. Важную роль в реализации программы играет семья ребёнка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Утренняя зарядка, прогулки, игры на свежем воздухе станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, которые своим личным примером наглядно демонстрируют ребенку ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.

Так, одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создания условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Сегодня, когда воспитательные возможности сельского социума снизились, школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы — проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села. Необходимость разработки и реализации предлагаемой Программы диктуется следующими обстоятельствами: преобразование сельских школ является важнейшим направлением Федеральной программы реформы образования в России. Сегодня очевидно, что любая обоснованная и продуманная программа развития сельской школы — это не просто необходимый и целесообразный акт переустройства образования на селе, но прежде всего и преимущественно-объективная потребность и важнейшее условие радикального изменения хозяйственной, социальной и социокультурной жизни в сельской местности.

Интеграция сельской школы с другими учреждениями социально-культурного назначения на селе (учреждения культуры, спорта, здравоохранения и т. п.) позволит осуществить комплексный, межотраслевой подход к реформе сельской школы и рационально использовать имеющиеся кадры, финансовые и материальные ресурсы для превращения школы на селе в единый социокультурный центр. Сообщество села, окружающего школу, нуждается, как и школа, в установлении и развитии взаимовыгодного социального партнерства, сотрудничества и консолидации ресурсов для совместного решения социально-значимых проблем школы и сообществ. А организация совместных социально-значимых мероприятий не только расширит кругозор участников, но и будет способствовать привитию любви к родному краю, Родине, ответственному поведению, терпимости, взаимопониманию, диалогу культур.

Целью реализации программы является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, педагогов и родителей.

Для реализации указанной цели предполагается решить следующие задачи:

1.    Создать условия для обеспечения формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (укрепление материально-технической базы учреждения, повышение педагогического потенциала, привлечение родительских ресурсов).

2.    Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.

3.    Сформировать знания о безопасном поведении и оказании помощи в опасной ситуации.

4.    Научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

5.    Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

6.    Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

7.    Дать представление с учётом принципа информационной безопасности, о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.

8.    Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач.

9.    Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

10.     Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.

11.     Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

12.     Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Основными планируемыми результатами реализации программы «Школа-исток здоровья» могут выступить:

1.    Наличие у детей желания заботиться о своем здоровье (заинтересованное отношение к собственному здоровью).

2.    Наличие установки на здоровое питание и обеспечение здорового питания детей в школе.

3.    Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных способностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

4.    Применение рекомендуемого врачами режима дня.

5.    Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены и наличие эффективного взаимодействия педагогов и медицинских работников по проблемам здоровья детей.

В целях успешной реализации методической программы, решения поставленных задач, достижения цели, а также поэтапного контроля ее местонахождения в образовательном процессе подготовлен план деятельности по ее реализации, который приведен в таблице 1.

Таблица 1

План деятельности по реализации программы «Школа-исток здоровья»

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответствен­ные

Система целесообразных форм и мер организации работы

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса

1.

Поддержание санитарно-гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон); организация дежурства.

В течение года

Директор школы

Дежурство по школе

2

Эстетическое оформление интерьера класса, школы (разведение цветов)

Постоянно

Директор школы, заведующие кабинетами

 

3

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок

Ежегодно сентябрь — январь

Зам. директора по УВР

Контроль

4

Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям

Ежегодно

Директор школы, заведующие кабинетами

Контроль

5

Организация активного отдыха на переменах

Постоянно

Заместитель директора школы

Подвижные игры, Работа библиотеки

6

Проведение «здоровых уроков» разнообразие форм проведения уроков

Постоянно

Администрация школы, учителя — предметники

Педсовет

7

Введение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни (ОБЖ, «Окружающий мир»

 

Администрация школы

Педсовет

8

Учет посещаемости школы учащимися (ведение журнала)

Постоянно

Классные руководители

Педсовет

9

Организация спортивных секций, кружков

Сентябрь

Руководители секций, кружков

Педсовет

10

Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности

Постоянно

Администрация школы

Тренировки

11

Организация спортивно-оздоровительных мероприятий

В течение года

Учитель физкультуры

Дни здоровья, конкурсы

2. Уровень здоровья учащихся, мероприятия по сохранности и укреплению здоровья детей

1

Состояние здоровья учащихся (анализ на основе углубленного осмотра)

В течение года

Администрация школы

Педсоветы, родительские собрания. Выступление фельдшера с рекомендациями по его восстановлению

2

Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика.

Постоянно

фельдшер

Мониторинг

3

Улучшение качества медицинского обслуживания: Программа деятельности медицинского работника с больными детьми, профилактическая работа

Постоянно, не реже 1 раза в месяц

Фельдшер

Беседы,«Уголок здоровья»

4

Организация горячего питания

постоянно

Администрация школы

Контроль

5

Оздоровительная программа с детьми в летний период

Июнь

Администрация школы

Организация и работа школьного оздоровительного лагеря, турпоходы, экскурсии

6

Оформление стендов «В здоровом теле — здоровый дух»

 

Учитель физкультуры

 

7

Проведение физкультминуток

 

Учителя-предметники

Утренняя зарядка, Дни Здоровья

3. Гигиеническое, санитарно-просветительное воспитание учащихся

1

Реализация программы «Здоровье»

В течение года

Классные руководители

Индивидуальные консультации специалистов для родителей и учащихся

2

Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни

 

Библиотекарь

Выставки, стенды, информационные уголки

4. Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)

1

Результаты тестирования учащихся по выявлению склонностей учащихся к вредным привычкам. Определение дальнейшей деятельности школы

Ежегодно

Зам. директора по ВР, кл. руководители

Вопросы и анкеты

2

Участие в проведении Международного дня борьбы со СПИДом

Международного дня борьбы с курением

1.12

 

 

19.11

Зам. директора по ВР, кл. руководители

Конкурсное сочинение «СПИД — чума века»

Тест «Что мы знаем о курении»

Беседа со специалистом

3.

Родительский лекторий «Легко ли быть молодым в наше время»

1 полугодие

Зам. директора по ВР

Круглый стол

4.

Проведение школьной акции «Мы — за здоровый образ жизни»

Ежегодно

Зам. директора по ВР

В программе: Конкурс рисунков и плакатов. Конкурс сочинений. Обзорные книжные выставки и материалы СМИ.

5. Физкультурно-массовая оздоровительная работа

1.

Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом

 

Зам. директора по ВР, учитель физкультуры

Расписание работы секций,

2

Школьные программы спортивно-массовой оздоровительной работы

Учебный год

Директор школы

Дни здоровья, Спортивные соревнования, Праздники, Конкурсы, Акции, Подвижные игры, Походы, Работа школьных спортивных секций и др.

3

Летняя оздоровительная программа

 

Зам. директора по ВР

Школьный оздоровительный лагерь. Витаминные столы

4

Работы группы здоровья для родителей

Учебный год

Учитель физкультуры

Занятия, соревнования

5

Участие в районных соревнованиях

Учебный год

Учитель физкультуры

Соревнования, мероприятия

6. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся

1.

Дооборудование спортивной площадки, спортивного зала.

2012–2017

Директор школы

Ремонт

2.

Приобретение спортивных инвентарей (мячи, лыжный инвентарь и др.)

Директор школы

 

 

Дополнительно выполнение плана контролируется путем мониторинга получаемых результатов, который осуществляется с помощью инструментов, изложенных в таблице 2.

Таблица 2

Инструментарий мониторинга реализации программы

Индикаторы

Инструменты мониторинга

Исполнители

Форма предоставления результатов

Состояние здоровья учащихся (кол-во учащихся с отклонениями в здоровье, имеющих нарушения зрения, осанки, группы здоровья и физкультурные группы)

Анализ данных медицинских осмотров учащихся, данные физического развития

Фельдшер школы

Статистический отчет

Количество учащихся, посещающих спортивные секции

Анализ занятости учащихся во внеурочное время

Учитель физической культуры, зам. директора по УВР

Анализ посещаемости

Общая заболеваемость учащихся

Учет медицинских справок

Фельдшер школы, классные руководители

Анализ заболеваемости

Информация о пропусках уроков учащимися

Анализ посещаемости

Классные руководители

 

Физическое развитие и физическая подготовленность учащихся

Физкультурная группа, тесты для оценки физического развития и двигательной подготовленности

Учитель физкультуры

отчет со сравнительной динамикой за год

Объем и структура учебной нагрузки

Расписание

Зам. директора

Анализ расписания

Тревожность и напряженность учащихся

Диагностика и анкетирование

Социально-психологическая служба

Результаты диагностики

Внедрение программ по ЗОЖ

Контрольные срезы и тесты для учащихся

администрация школы

Результаты тестирования

Соблюдение режима дня

Анкетирование

Классные руководители

Информация

 

Реализуемая уже в течение более 2-х лет методическая программа дает свои результаты, которые отражаются как на повышении общего уровня здоровья учеников, занятию ими большего количества призовых мест в районных и окружных соревнованиях, так и в повышении уровня знаний детей. Достижение запланированной цели становится возможным и в связи с тем, что основу программы составляет забота об организации соответствующих условий для проведения учебно-воспитательного процесса, ориентация учащихся, педагогов и родителей на здоровый образ жизни. Забота о сохранении здоровья учеников становится предметом особого внимания нашего педагогического коллектива. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе.

 

Литература:

 

1.         Алексеева К. И. Работа школы N 521 по программе «Образование и здоровье» / К. И. Алексеева //Завуч. — 2005. — N 8. — C. 121–123.

2.         Белова С. Сохранение здоровья детей в образовательном процессе: экспертная оценка / С. Белова: экспертная оценка //Учитель. — 2005. — N 3. — C. 57–58.

3.         Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения //Школа. — 2005. — N 3. — С. 52–78.

4.         Кулаковский О. А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни / О. А. Кулаковский //Образование в современной школе. — 2005. — N 5. — С. 34–41.

5.         Макаров М. Чтобы школьники росли здоровыми / М. Макаров //Воспитание школьников. — 2005. — N 1. — С. 59–61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle