Авторы: Иргашева Ирина Андреевна, Фомичева Наталья Владимировна

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.11.2016

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Иргашева И. А., Фомичева Н. В. Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 612-614.



В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состояние здоровья детей и их психологическое состояние не соответствует требованиям ФГОС и требует поиска условий, средств и методов формирования здоровьесберегающей среды школы.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, физическая культура, младшие школьники, здоровье

На сегодняшний день здоровые дети являются благополучием общества. Без здорового и умного подрастающего поколения у нации нет будущего. Сохранения здоровья нации, здоровья подрастающего поколения, развития их познавательных процессов, активизации умственных способностей, является важной социальной работой. В наше время, актуальная и современная задача начального образования является в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. Современной школе необходимо дать младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить его использовать полученные знания в своей повседневной жизни [2].

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что сохранение и укрепление здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических ситуация является главнейшей проблемой, ведь именно дети определяют будущее страны, и решение данной проблемы обеспечивает сохранение генофонда нации, повышение экономического, научного и культурного потенциала общества [7]. В данном аспекте основные нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность в школах («Закон об образовании в Российской Федерации», ФГОС ОО и др.), также определяют актуальность исследуемой проблемы, т. к. указывают на то, что в общеобразовательных учреждениях должна быть создана здоровьесберегающая среда, способная обеспечить формирование здоровья детей и обучающихся.

Более того, здоровье как ценность рассматривается одним из параметров качества жизни населения, в том числе качества жизни детей вообще, и в учебном заведении в частности. Учитывая низкие показатели здоровья детей [6; 8], необходимо поиск средств, методов, условий решения проблемы формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.

Наблюдения за учебным процессом по физической культуре в рамках нашего исследования показали, что, учителя физической культуры недостаточно используют в образовательном процессе технологии здоровьесбережения, направленные на формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни [4].

Формирование здорового образа жизни у младших школьников основывается на выявлении определенных особенностей здоровья в младшем школьном возрасте, необходимость в продуманности системы организации, направленной на физическое воспитание на уроках физкультуры, последовательность педагогического воздействия, кроме различных оздоровительных мероприятий, проводимых в школе [1].

В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей в период их обучения в младшей школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности [3].

Если рассматривать использование здоровьесберегающих технологий учителем на уроке как выполнение задачи минимум, т. е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения.

И понятно, что задачи каждого учителя и школы в целом, по подготовке ученика к самостоятельной жизни, предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков [10].

Проблема заключается в том, что недостаточно разработаны методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях требований ФГОС общего образования.

Целью нашего исследования является определение и теоретическое обоснование условий использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе младших школьников при новых требованиях ФГОС.

Одним из главных условий здоровьесберегающих технологий является создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха влияет на формирование положительной мотивации к процессу обучения в целом, и этим самым снижает эмоциональную напряженность между учениками, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса [5; 9].

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования мы рассмотрели уровень психологического комфорта, настроения, активности, и здоровья учащихся младших школьников. В исследовании приняли участие 30 школьник (3 «А» класс). Результаты проведённого исследования по методике САН представлены в таблице.

Таблица 1

Результаты психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение) школьников вначале эксперимента

3 класс

«С»

«А»

«Н»

баллы

1,89

1,77

2,02

Анализ результатов первоначального исследования психоэмоционального состояния учащихся выявил, что показатель настроения находится на среднем уровне, а самочувствие и активность детей ниже среднего уровня.

Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что у 20,7 % учащихся индекс здоровья находится на высоком уровне, преобладающим уровнем индекса здоровья учащихся (46,1 %) является средний уровень, у 33,2 % учащихся наблюдается низкий уровень здоровья.

Данные результаты исследования послужили поводом для поиска и отбора здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать на уроках физической культуры и способных решать задачи ФГОС в аспекте оздоровления детей.

Следующими условиями можно представить:

– обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

– эмоциональная интенсивность урока, «взволнованность» учителя;

– обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, обеспечение понимания того, на какой предполагаемый результат ориентироваться [6].

По нашему мнению, организация образовательного процесса младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий будет эффективна, если в процессе физического воспитания младших школьников включить элементы дыхательной гимнастики, практическое применение пальчиковой гимнастики, использование хатха-йоги, психогимнастика, активное использование подвижных игр на уроках и динамических переменах, физкультминуток и т. п., что и будет апробировано на формирующем этапе эксперимента [4].

Таким образом, можно заключить, что состояние здоровья детей и их психологическое состояние не соответствует требованиям ФГОС и требует поиска условия средств и методов решения данной проблемы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что образовательный процесс в школе и созданная среда не способствуют формированию и накоплению потенциала здоровья детей. Следовательно, в учебный процесс необходимо включать здоровьесберегающие технологии, а именно, элементы дыхательных гимнастик, оздоровительно-гимнастических систем, фитнес технологии, нетрадиционных видов спортивной деятельности и др., что, на наш взгляд, будет соответствовать основным задачам здоровьесбережения младших школьников в рамках требований ФГОС. Эксперимент продолжается.

Литература:

  1. Бабанский, Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М.: Знание, 1978–48с.
  2. Балабанова, Л. И. Развивающее обучение: условия эффективности [Текст] / Л. И. Балабанова // Профессиональное образование. — 2002. -№ 3. — С.33–34.
  3. Иргашева, И. А. Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / И. А. Иргашева // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 595–598.
  4. Иргашева, И. А. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / И. А. Иргашева // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2014. — № 25. — С.62–65
  5. Короткова, Е. А. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям [Текст] / Е. А. Короткова, Н. В. Фомичева // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 8. — с.12–14.
  6. Поливаев, А. Г. Анализ состояния здоровья обучающихся общеобразовательных школ как показателя качества жизни подрастающего поколения [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Шабанов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 7. — с.103–108.
  7. Поливаев, А. Г. Достижение результатов обучения по физической культуре в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст] / А. Г. Поливаев, Н. В. Фомичева, И. А. Иргашева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — № 4. — С. 58–60.
  8. Поливаев, А. Г. Состояние здоровья как показатель качества жизни подрастающего поколения [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Шабанов // В сборнике: XXVI Всероссийскую научно-практическую конференцию «ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», 3–4 марта 2016 г. — Ишим: Изд-во ИПИ им. П. П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2016. — С. 93–96.
  9. Фомичева, Н. В. Концептуальные основы развивающего обучения в физкультурном образовании младших школьников [Текст] / Н. В. Фомичева // Международный научно-исследовательский журнал =ResearchJournalofInternationalStudies. — 2012. — № 5–3(5). — С.57–58.
  10. Фомичева, Н. В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников [Текст]: монография / Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ишимский гос. педагогический ин-т им. П. П. Ершова». — Ишим, 2011. — 123 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, здоровья детей, физической культуры, уроках физической культуры, физической культуре, деятельности младших школьников, здоровья учащихся, образовании младших школьников, состояние здоровья детей, ФГОС общего образования, образовательном процессе, культуре младших школьников, качества жизни, процессе младших школьников, учащихся младших школьников, требованиям ФГОС, физкультурном образовании младших, младших школьников рациональным, требований ФГОС, здоровьесбережения младших школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос